Как научить вашего ребенка четверокласника писать изложения и сочинения ? 4й класс

8. Проверка работы взрослым вместе с ребенком.

Обучение письменному сочинению с элементами оценки

Что означает дать оценку, или оценочное суждение, в устном или письменном высказывании?

Внесение определенных изменений и оценочные суждения характерны для устных и письменных высказываний. Это происходит потому, что, создавая любое высказывание, говорящий пытается в той или иной мере высказать в нем свое виде¬ние и понимание событий и поступков людей.

Оценка — это реакция говорящего на действия, признаки реальных объектов, объектов внутреннего и внешнего мира, которые он наблюдает, представляет, воспринимает. Оценка содержит собственные мысли и взгляды говорящего, а они разные у разных людей.

Формирование у учащихся четвертых классов умения строить высказывание с элементами рассуждения или текстрассуждение, выражать оценочные суждения — одно из приоритетных направлений работы по развитию связной речи. Это направление — одно из наиболее сложных для
реализации.

Во-первых, как известно, развитие устной речи должно предшествовать развитию письменной, а четвероклассники не всегда имеют достаточный опыт построения текстов-рассуждений, что может тормозить формирование соответствующего письменного навыка.

Во-вторых, текстырассуждения не так часто встречаются в детской литературе, и поэтому у детей небогатый опыт языковых наблюдений,
что, опять-таки, не способствует процессу обучения

Различают следующие типы оценок:

  • эмоциональная оценка (называет положительные и отрицательные чувства говорящего, вызванные объектом, его действия, состояние и т. п., например радость или удивление);
  • эстетическая оценка (отражает непосредственную реакцию говорящего на объекты действительности);
  • этическая оценка (отражает нормы поведения чело¬века, обусловленные общечеловеческими ценностями).

Для высказывания оценочных суждений существуют такие группы слов:

  1. слова, обозначающие определенные эмоции и переживания. Эти слова имеют оценочное значение и обозна¬чают различные моральные понятия (честный, смелый, великодушный, стеснительный и т. п.), чувства (печальный, радостный), качественную оценку предмета (красивый, плохой, хороший и др.). Для этих слов не характерна эмоциональная окраска;
  2. слова, выражающие эмоциональные оттенки значений с помощью приставок, суффиксов (собачка, птичка, птен¬чик, ежик); повторением слов (большой-пребольшой, злой-презлой); синонимы (еж — колючий клубочек, пе-реливается лиловым цветом — блестит лиловым цветом); слова употребленные в переносном значении (дремлет дождь; дождик не торопится, спит) и др.

с чего начать работу по формированию умения высказывать оценочные суждения на письме?

Вашему вниманию предлагается следующий подход к обучению ребенка умению оформлять свои мысли и оценочные суждения в письменных высказываниях.

Необходимо сформировать умение высказывать собственные мысли и оценочные суждения в устной речи.

Как этого достичь?

Во-первых, взрослому необходимо установить довери-тельные отношения с ребенком, чтобы ребенок знал, что взрослый — его мудрый и добрый товарищ, который не будет смеяться или стыдить, если с его стороны будет сделано что-то неправильно, не так, как нужно, а наоборот — всегда поможет и поддержит.

Во-вторых, систематически демонстрировать образцы рассуждений, оценки событий и поступков людей.

В-третьих, вводить в активный словарь школьника сло¬ва потому что, поскольку, так как, я считаю, по моему мнению и др.

Ниже представлена ориентировочная разработка занятия, посвященного формированию первоначального умения строить письменные тексты-рассуждения. Одного занятия для формирования прочного навыка недостаточно, поэтому рекомендуется периодически упражнять ребенка как в самостоятельном постро¬ении текстов-рассуждений, так и в написании свободных диктан¬тов и изложений, применяя текст-рассуждение как начало.

Тема. Обучение умениям высказывать собственные мысли о поступках людей.
Цель: формировать умение высказывать собственные мысли о поступках людей; развивать критическое мышление, толерантность; воспитывать чувство ответственности (на примере бережного отношения к животным).
Материалы: индивидуальный дидактический материал; конверт с «письмом» от девочки Наташи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Формирование положительной мотивации.
    Взрослый: У меня есть знакомая маленькая девочка. Зовут ее Наташа. Она учится в первом классе и еще не очень хоро¬шо умеет читать и писать. Сегодня утром она дала мне пись¬
    мо (письмо ей помогла написать бабушка). Вот это письмо. (Взрослый демонстрирует настоящий конверт, открывает его, достает письмо и начинает читать.)
    Здравствуй!
    Меня зовут Наташа. Мне семь лет. Летом я нашла в парке ма-ленького галчонка. Он не умел летать. Я принесла его домой и целое лето ухаживала за ним. Дедушка сделал для него на балконе большую просторную клетку. Сейчас галчонок превратился в красивую боль¬шую птицу. И я не знаю, что мне с ним делать: выпустить на волю или отдать в зоопарк. Посоветуй, пожалуйста, как мне поступить.
    Наташа
  2. Активизация речи.
    Взрослый предлагает ребенку высказать свое мнение о предмете разговора и рассказать об аналогичных случаях из собственной жизни (если такие были).
    Взрослый: Выскажи, пожалуйста, свое мнение относи¬тельно этой ситуации. Воспользуйся для этого такими нача¬лами предложений (опорные материалы записаны на отдель¬ном листе):
    Я думаю, что ...
    Я считаю, что ...
    Мне кажется, что ...
    По моему мнению, Наташа поступила хорошо, потому что... Наташа - молодец! ...
    Чтение ребенком опорных предложений.
    Высказывание ребенка.
  3. Сообщение темы занятия.
    Взрослый: Спасибо тебе за рассказ. Но, к сожалению, в нем встречались ошибки, а иногда и предложения были не связаны между собой по смыслу. И это — в устной речи. А тебе нужно написать письмо Наташе. В письме высказывать свое мнение еще сложнее. Твоя задача усложняется и стано¬вится намного ответственнее, потому что ты адресуешь свое письмо первокласснице. И не годится, чтобы в нем были ошибки. Поэтому сегодня мы будем учиться высказывать собственное мнение в письменной форме.
  4. Выполнение упражнения на наблюдение возможного способа высказывания своих мыслей.
    Чтение текста взрослым.
    Шла по лесу Аленка. Смотрела на травы и цветы ласковыми глазами.
    Вот подошла она к высокой сосне и увидела белочку.
    Белочка прыгала по веткам, а за ней гнался какой-то рыжий зверек. Аленка узнала куницу. Это злой белочкин враг. Вот-вот куни-ца догонит белку.
    С сожалением и болью в сердце посмотрела добрая Аленка на бедняжку. Увидела белочка глаза Аленки и прыгнула с дерева ей на плечо. А злая куница убежала в темный лес.
    Белка немножко посидела на плече Аленки и попрыгала до¬мой, где ее ждали детки.
    я думаю, что девочка поступила очень хорошо, потому что без ее помощи куница бы съела белку.
    Со мной тоже произошел похожий случай. Однажды во дворе у бабушке я увидела, как кошка охотится на маленького воробышка. я прогнала кошку, а воробышка посадила в густые кусты. Там он будет в безопасности. И там его найдут родители и накормят.
    Беседа.
    — Найди в тексте предложение, в котором высказано оценочное отношение к случаю с белкой. А как ты считаешь, правильно ли поступила Аленка? Прочитай предложение, где описан случай из собственной жизни автора.
  5. Упражнение в высказывании собственных мыслей.
    Взрослый: Прочитай текст. Придумай к нему заголовок. Вырази собственное мнение по поводу сказанного.
    КОШКА ВЕРИТ СВОЕМУ ХОЗяИНУ Один человек уехал из дому на два месяца, а в его квартире поселились на это время два его приятеля. У того человека было три кошки. Одна из них была тихая и ласковая и очень любила своего хозяина.
    Молодые приятели дразнили и пугали кошек, поэтому им без старого хозяина жилось плохо.
    За несколько дней до приезда хозяина его любимая кошка родила котят. Но никто об этом не знал, потому что она спрята¬ла их за шкафами с книгами.
    Наконец вернулся хозяин. Кошка подошла к нему, он ее по-гладил. А через час хозяин вошел в комнату и увидел в уголке
    кошку с котятами. Теперь котята лежали совсем на видном месте, но кошка этого не боялась, так как по опыту знала, что хозяин их и сам не обидит, и никому не даст обидеть.
    Хозяину было очень приятно, что кошка так доверяет ему. И он не позволил своим молодым приятелям обижать кошку и ее котят.
    (По Б. Гринченко)
    6. восстановление деформированного текста: восстановление границ предложений (применяется дидактический материал).
    Взрослый монотонно, невыразительно, без соблюде¬ния пауз и логического ударения, читает в быстром темпе деформированный текст.
    БРОШЕННЫЙ КОТЕНОК
    Кто-то вынес из дома маленького серого котенка и выпустил его на дорогу. Сидит котенок и мяукает, потому что хочет домой, к маме. Проходят люди, смотрят на котенка и грустно качают го¬ловой.
    Наступил вечер. Зашло солнце. Страшно стало котенку. Прислонился он к кусту и дрожит.
    Девочка Наташа возвращалась от бабушки. Слышит, что мяу¬кает котенок. Она взяла котенка и понесла домой. Прижался ко¬тенок к девочке и радостно замурлыкал.
    Наташа — молодец! Она не равнодушна к чужой беде. Целый день мимо котенка проходили люди и только качали головой, а Наташа не раздумывала, а взяла котенка домой.
    Взрослый: Скажи, пожалуйста, почему мое чтение было быстрым и невыразительным? Понятным ли для восприятия было чтение? Что нужно сделать с текстом, чтобы его мож¬но было прочитать с соблюдением пауз и логического уда¬рения?
    Самостоятельное восстановление текста ребенком (рас-становка точек).
    Проверка выполнения задания; при проверке взрослый просит ребенка прочитать предложение, в котором высказано оценочное суждение.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector