Как научить вашего ребенка четверокласника писать изложения и сочинения ? 4й класс

Третий способ является объединением первого и второго, т. е. изложение отличается и дополнением сюжетной линии, и применением слов и предложений, которых не было в первоначальном тексте.

Творческое изложение с изменением лица, от которого ведется повествование, — более сложное для ребенка по сравнению с предыдущим способом, поскольку предполагает свободное использование языковых средств, перевоплощение в конкретного персонажа, принятие его мыслей, чувств. И может, именно поэтому данный вид изложения является самым любимым у детей младшего школьного возраста.

Письменное творческое изложение предоставляет ребенку возможность реализовать свой творческий потенциал, продемонстрировать эмоции и чувства, ощутить себя архитектором мысли и слова.

Чтобы обеспечить качественное написание ребенком творческого изложения, необходимо систематически упражнять его в дополнении предложений новыми словами, в написании творческих диктантов, в творческом списывании, в написании сжатых изложений.

Ниже предлагается ориентировочный конспект занятия, посвященного формированию умения писать изложение с творческим дополнением первоначального текста.


ЗАНЯТИЕ 1

Тема. Формирование умения писать изложение с твор¬ческим дополнением первоначального текста.

Цель: формировать умение писать изложение с творческим дополнением первоначального текста; развивать воображение, творческие способности, расширять читательский кругозор учащегося; воспитывать чувство сопереживания.

Методическое пояснение: как первоначальный текст на этом уроке использован дидактический текст (составленный по рассказу Г. Скребицкого), в котором повествование ведется от первого лица. Такой текст подобран специально, так как следующими видами творческого изложения будут изложение с изменением лица, от которого ведется повествование, и изложение от первого лица.

Материалы: сюжетный рисунок для демонстрации, на котором изображено, как в зеленой траве растет гриб с боль-шой шапочкой; сборник произведений или отдельное издание сказки В. Сутеева «Под грибом»; сборник со сказкой Д. Чередниченко «Тот, который пришел защищать от дождя»; книжки-самоделки.


ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Формирование положительной мотивации. определение темы занятия.
    Взрослый: Почти каждый человек видел, как растет гриб. Но кто-то увидел, что гриб съедобный, срезал его, и никаких мыслей, кроме того, какое вкусное блюдо из него можно приготовить. А у кого-то этот гриб пробудил творческое воображение, образы, результатами которых, например, стали сказки В. Сутеева «Под грибом» и Д. Чередниченко «Тот, который пришел защищать от дождя». И сегодня я хочу предложить тебе попробовать себя в новом виде творческой деятельности — письменном изложении с творческим дополнением первоначального текста.
  2. Подготовительная работа. Языковые наблюдения (сравнение первоначального текста и письменного изложения, являющегося изложением с творческим дополнением первоначального текста). Дидактические тексты должны быть напечатаны на отдельном листе.


ГРАЧОНОК

Из гнезда выпал грачонок. Его подобрал мальчик Дима. Дима посадил грачонка в коробку из-под торта. Мальчик кормил его размоченной в молоке булкой, а мама давала птице сыр, салат и яичный желток. Вскоре у утки, которая жила во дворе, появились утята. И грачонок начал вместе с ними ходить на луг, отыскивать в траве насекомых. А через месяц молодой грач уже хорошо летал. А когда наступила осень, птица присоединилась к грачиной стае и улетела в теплые края.


ГРАЧОНОК

Во время грозы молния отколола от дерева ветку, на которой было грачиное гнездо. Выпал из гнезда маленький грачонок. Он мог погибнуть, но его подобрал мальчик Дима. Взял Дима коробку из-под торта, положил туда сено и посадил в это гнездышко грачонка. Так и подрастал он потихоньку. Дима давал ему размоченную в молоке булку, а мама еще и сыром, салатом и яичным желтком подкармливала. Вскоре у утки, которая жила во дворе, появились утята. И грачонок начал вместе с ними ходить на луг, отыскивать в траве насекомых. Через месяц молодой грач уже хорошо летал. А когда дохнуло осенней прохладой, птица присоединилась к грачиной стае и улетела в теплые края. Дима надеется, что весной его воспитанник вернется и постучит в окно.

Взрослый действует так:

  1. читает первоначальный текст, ребенок может слушать, а может и следить;
  2. предлагает ребенку несколько вопросов по содержанию текста (Как грачонок оказался у мальчика? Чем Дима кормил грачонка? Чем мама подкармливала птицу? С кем улетел молодой грач в теплые края?);
  3. читает изложение, ребенок следит; взрослый организовывает сравнение первоначального текста и текста изложения (Чем тексты похожи? Чем тексты различаются?);
  4. сообщает, что, когда в первоначальный текст вносятся допо-лнения, такой вид работы называется изложением с творческим дополнением текста.
  5. Подготовительная работа перед написанием творческо¬го изложения «Хороший поступок». Сообщение темы изложения: «Хороший поступок». Чтение взрослым текста «Хороший поступок»; беседа по смыслу текста.

ХОРОШИЙ ПОСТУПОК

Слава всегда возвращался из школы домой по одной и той же дороге. Его путь лежал через яму, полную воды. Сегодня возле ямы было несколько ребят. Они швыряли комья земли в ежа, который беспомощно барахтался посреди ямы и не мог выбраться на берег. У Славы из глаз брызнули слезы. Мальчик бросился в воду, схватил ежа и прижал к груди. Славик совсем не ощущал, что на еже полно колючек.

Взрослый: Почему Слава не ощутил, что ежик колючий? Сказано ли, какой был ежик — маленький или взрослый? Рассказывается ли в тексте, какие были глаза у ежика, какая мордочка, какой носик? Чем закончилась история? А что мог¬ло произойти дальше?

  1. работа над структурой будущего высказывания, составление плана.

    Как научить вашего ребенка четверокласника писать изложения и сочинения ? 4й класс

Как научить вашего ребенка четверокласника писать изложения и сочинения ? 4й класс

  1. самостоятельная запись ребенком изложения в черновике. самопроверка.
  2. проверка письменной работы взрослым вместе с ребенком. Исправление ошибок.
Ориентировочная система работы по обучению письменным сочинениям

Одним из направлений формирования умения создавать связные монологические высказывания является обучение составлению текстов-описаний. Эта работа была начата во втором классе и в третьем классе нашла свое логическое продолжение.

Обучение письменным сочинениям по репродукции пейзажной картины

Почему сочинение по пейзажной картине считает ся самым сложным видом письменного сочинения?

Сочинение по репродукции пейзажной картины — самый сложный вид письменного сочинения, потому что он объединяет элементы анализа и оценки изображенного, а это предполагает наличие у младших школьников комплекса соответствующих знаний.

Какой должна быть подготовка взрослого к проведению такого сочинения?

Взрослый должен хорошо ознакомиться с биографией художника, узнать об особенностях его творчества, изучить историю создания картины, по которой ребенок будет писать сочинение, сделать ее анализ.

Для формирования первоначальных умений составлять описание по картине целесообразно применять план, пункты которого представлены в виде вопросов. Такой план помога¬ет определить тему картины и ее композицию.

Как провести такое занятие?

Обратите внимание на самое важное в таком занятии.
1. Подготовка ребенка к восприятию репродукции картины. Подготовка должна быть содержательной и эмоциональной. Содержательная подготовка знакомит ребенка с той эпохой или временем, когда была написана картина, с жизнью художника, особенностями его творчества. Эмоциональная подготовка способствует пробуждению эмоций и чувств, формированию умения их высказывать.
2. Молчаливое рассматривание репродукции.
3. Анализ картины.
С целью осознания содержания картины проводится беседа.
4. Составление плана будущего сочинения.
5. Подготовительная работа.
В процессе обсуждения взрослый рядом с пунктами пла¬на записывает наиболее точные слова — существительные, прилагательные, глаголы, которые могут быть использованы ребенком в сочинении. Затем определяется, о чем должно рассказываться в за¬чине текста, его основной части и концовке.
6. Пропедевтическая работа.
Взрослый предполагает, какие орфографические и грам-матические ошибки могут быть допущены ребенком; проводит пропедевтическую работу по их предупреждению; акцен¬тирует внимание на типе текста, который будет создаваться, на соответствии содержания работы теме, на средствах свя¬зи между предложениями, напоминает о необходимости ис-пользования слов, близких по значению.
7. Написание сочинения. Самопроверка.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector