Как научить вашего ребенка четверокласника писать изложения и сочинения ? 4й класс

Формирование каких умений в области обучения письменному изложению и сочинению предусмо¬трено учебной программой для четвертого класса?

Базовой учебной программой для четвертого класса предусмотрено формирование у школьников следующих умений по составлению письменных изложений и сочинений:

  • самостоятельный подбор заголовка, соответ¬ствующего теме или цели текста;
  • самостоятельное составление и запись трех-четырех связанных между собой предложений по смыслу иллюстрации, учебной ситуации, предложенной учителем;
  • самостоятельное составление и запись трех-четырех вопросов на заданную тему, ответов на вопросы, сформулированные одноклассниками;
  • составление плана прочитанного текста;
  • самостоятельное восстановление деформированного текста (выделение отсутствующих абзацев, упорядочение частей текста и отдельных предложений, изъятие лишних предложений, не соответствующих теме;
  • добавление концовки (заключительного предложения), замена неуместно повторяемых слов, обеспечение связи между предложениями и абзацами текста; самостоятельный подбор заголовка к тексту;
  • детальное и выборочное письменное изложение повество-вательного текста с элементами описания или рассуждения (объем начального текста — 50—60 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану, с опорой на вспомогательные материалы (предложенные зачин или концовку, опорные словосочетания и т. п.), соблюдение структуры высказывания, состоящей из трех частей;
  • самостоятельное высказывание (до 60 слов) о прочитан¬ном сочинении, эпизоде увиденного фильма, ситуации из
    жизни класса или семьи и др.; выявление своего отноше-ния к предмету высказывания;
  • составление художественных и научно-популярных описаний (без употребления терминов) по предложенному образцу;
  • построение текстов-рассуждений;
  • составление записки, содержащей объяснение какого- нибудь факта; приветствия, приглашения, а также загадки, считалки, сказки;
  • ведение письменных наблюдений за природными явлениями;
  • определение положительных сторон письменной работы, высказывание советов относительно ее доработки;
  • совершенствование написанного.

Итак, может сложиться впечатление, что составляющие содержания учебного материала в четвертом классе почти та-кие же, как и в третьем. Это и так, и не совсем так. На первый взгляд, отличие заключается лишь в объеме текстов, которые создают дети, и текстов, используемых как первоначальные при написании изложений. Но увеличение количества слов в первоначальных текстах и в письменных изложениях и со-чинениях свидетельствует о том, что у ученика четвертого класса постепенно повышается уровень самостоятельности и творческой активности. Кроме того, в четвертом классе происходит преимущественно не формирование, а развитие, закрепление и совершенствование речевых умений и навыков ребенка, приобретенных в предыдущих классах.

Поэтому в этом разделе пособия внимание сконцен¬трировано на обучении ребенка творческим изложениям, сочинениям-описаниям по репродукциям картин.

Обучение письменному изложению ученика четвертого класса должно осуществляться в течение всего учебного года параллельно с формированием и совершенствованием умений школьников составлять письменные сочинения, высказывать и обосновывать собственное мнение относительно предмета разговора, упражняться в свободном письме и т. п. Необходимое условие успешного обучения в четвертом классе — параллельное, а не «цепное» развитие всех видов речевой деятельности. То есть не должно быть такого, что один-два месяца мы обучаем ребенка письменному творческому изло¬жению и только потом учим письменным сочинениям.


Какой режим обучения в домашних условиях будет эффективным в 4 классе?

Эффективным будет такой же режим проведения занятий, как и в 3 классе:
интенсивный — в течение первого месяца (или первых двух месяцев) — через день при условии обязательного ежедневного чтения ребенком детской литературы;
обычный — в течение всего периода обучения в домашних условиях — один раз в три дня (два раза в неделю) при условии обязательного ежедневного чтения ребенком художественной литературы.


Нужно ли применять в процессе обучения упражнения на восстановление деформированного текста и учебное редактирование?

Обязательно, отдавая при этом преимущество учебному редактированию.
какие упражнения целесообразно применять, чтобы сформировать полноценное умение писать предусмотренные учебной программой изложения и сочинения?

Перечень упражнений такой же, как и в предыдущих классах, но предпочтение следует отдавать таким упражнениям, как свободный диктант, творческий диктант, учебное редактирование, свободное письмо и т. п.

Целесообразно ли проводить занятие, на котором ребенок не будет писать изложение или сочинение, а будет дополнять предложения, восстанавливать деформированный текст, редактировать, писать творческий диктант?

Рациональным будет в начале каждого занятия выполнять с ребенком одно-два из указанных выше упражнений.


Обучение творческим письменным изложениям

Рассмотрим специфику обучения письменному из¬ложению в 4 классе. Так, если третьеклассники упражнялись в написании изложений текстов по¬вествовательного содержания объемом 40—50 слов, то у учащихся 4 классов должны быть сформиро-ваны умения письменно составлять детальное и выборочное изложение повествовательного текста с элементами опи¬сания или рассуждения объемом 50—60 слов по коллектив¬но или самостоятельно составленному плану, с опорой на вспомогательные материалы.

Поскольку степень прочности умений зависит от систематичности тренировок и обеспечивается выполнением разнообразных упражнений и заданий, в том числе (и обязательно!) и на творческом уровне, учащимся четвертых классов необходимо предлагать для выполнения не только определенные программой изложения — детальное и выборочное, но и сжатое и творческое.


В чем заключается особенность и значение сжатого изложения для речевого развития ребенка?

Значение сжатого изложения для речевого развития учеников начальных классов заключается не только в том, что оно вооружает детей новой формой высказывания мыслей и является серьезным интеллектуальным упражнением (так как написание сжатого изло¬жения обеспечивается анализом и синтезом). Сжатое изложение способствует предупреждению возникновения при написании ребенком детальных и выборочных изложений таких ошибок, как однообразие и бедность словаря, отсутствие связи между соседними предложениями, пропуск существенных фрагментов текста.

Для того чтобы обеспечить качественное написание ре-бенком сжатого изложения, нужно систематически упражнять его в сокращении предложений до двух слов, в написании свободных диктантов. Кроме того, успешность написания сжатого изложения во многом зависит от содержания, характера, речевого оформления, объема первоначального текста.

Требования к первоначальному тексту, по которому должно составляться письменное сжатое изложение:
— объем — до 150 слов; вид — текст-повествование, текст-повествование с элементами описания;
— текст должен быть интересным по содержанию, доступным для восприятия, иметь достаточно развитый сюжет;
— в тексте должны четко прослеживаться основные события (основная информация) и детали, подробности (второ-степенная информация);
— текст не должен быть насыщен синтаксическими конструк-циями, изучение которых будет происходить в средних классах (речевое оформление текста должно быть таким, чтобы его были способны воссоздать ученики 4 класса);
— в тексте не должно быть диалога, прямой речи.

Подобрав такой текст, взрослый или учитель сам, с позиции четвероклассника, должен его сократить, чтобы «ощутить» трудности, которые могут возникнуть у ребенка в процессе его краткого воспроизведения, и своевременно их предупредить. Необходимо помнить, что сжатое изложение предполагает сокращение информации первоначального текста, поэтому возможно объединение содержания двух абзацев в один.


Каковы требования к первоначальному тексту, по которому будет составляться письменное творческое изложение?

Требования к первоначальному тексту, по которому будет составляться письменное творческое изложение, следующие:
— объем — до 80 слов; вид — текст-повествование, текст-повествование с элементами описания или рассуждения, текст-описание, текст-рассуждение;
— текст должен быть интересным по смыслу, доступным для восприятия, иметь достаточно развитый сюжет.


Каковы характерные особенности творческих изложений?

Существуют творческие изложения с дополнением первоначального текста и с изменением лица, от которого ведется повествование.

Творческое изложение с дополнением первоначального текста является видом работы, который естественен для любого человека, а не только для ребенка. Он открывает широкие возможности для так называемой авторской интерпретации. С другой стороны, такое изложение позволяет ребенку применить и продемонстрировать собственные творческие способности.
Начиная обучать ребенка этому виду изложения, необходимо различать три возможных способа дополнения первоначального текста.

Первый — это дополнение сюжетной линии (продолжение композиции, добавление к содержанию первоначального текста новых персонажей, придумывание начала истории, внесение новых деталей, высказывание собственных мыслей или оценочного суждения относительно предмета разговора).

Второй — это создание разнообразия речевого оформления — применение слов и предложений, которых не было в первоначальном тексте, введение диалога, прямой речи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент