Просветы в небо, что оконца. |
|
Сегодня на пустой поляне, |
|
Среди широкого двора, |
|
Воздушной паутины ткани |
|
Блестят, как сеть из серебра. |
Сегодня целый день играет |
светлое спокойное умиротворенное нежное |
В дворе последний мотылек |
|
И, точно белый лепесток, |
|
На паутине замирает, |
|
Пригретый солнечным теплом. Сегодня так светло кругом, |
|
Такое мертвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине |
|
Расслышать листика шуршанье. |
7. Выразительное чтение стихотворения
Учитель. А теперь попробуем прочитать текст с соответствующей интонацией, чтобы передать и авторское, и свое отношение к изображенным в тексте картинам.
(Дети читают стихотворение, отмечают достоинства интонационного чтения, дают рекомендации и советы друг ДРУгу.)
8. Определение главной мысли стихотворения, подбор заглавия
Учитель. А теперь скажите мне, о чем это стихотворение?
Дети. — Об осени...
О красоте осенней природы.
О чувствах от увиденной красоты.
Учитель. А как вы думаете, для чего Бунин написал его?
Дети. — Чтобы обратить наше внимание на красоту природы.
Чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его полюбоваться ею.
Чтобы выразить свои чувства и настроения, свое душевное состояние.
И свою любовь к природе.
Учитель. Поэт назвал стихотворение «Листопад». Как вы думаете, определено ли в этом названии основное содер
жание, то есть основная тема стихотворения? Выскажите свое мнение.
Дети. — Я думаю, что нет, потому что о листопаде упоминается только в последней картине: «Расслышать листика шуршанье», а во всем стихотворении говорится о красочных картинах осени.
А я считаю, что соответствует. Я понял, что это название подразумевает не само явление листопада, какое мы видели в стихотворении Берестова, когда листья облетают с деревьев, а именно эту пору осени — пору листопада, когда листья меняют окраску и, перед тем как упасть с деревьев, необыкновенно красивые.
А я обратила внимание на подзаголовок: это ведь не все произведение, а отрывок, в котором главное внимание обращается на красоту и разнообразие осенней природы в пору листопада.
Учитель. Попробуйте подобрать свое заглавие к этому тексту.
(Ребята придумывают названия: «Осень», «Осенние картины», «Осенний день», «Осенний пейзаж», «Звуки осени», «Краски осени», «Осенние настроения» и др.)
(Учитель записывает эти названия на доске.)
Ввиду того, что в придуманных детьми заглавиях тема осени отражена «неоднозначно, в одних широко («Осень», «Осенний день»), а в других — более узко («Звуки осени»), следует воспользоваться случаем и обратить на это внимание учащихся и конкретизировать понятие темы, т. к. эти знания пригодятся вскоре при написании сочинений.
Учитель. Всеми этими заглавиями можно выразить тему данного стихотворения? Подумайте. Дети. — Да, всеми.
— В стихотворении говорится об этом.
Учитель. Я с вами согласна, но среди этих заглавий есть такие, которые отражают тему осени широко, обращается внимание на несколько картин, а другие ограничивают изображение отдельных, конкретных деталей. Например, как вы думаете, какое из этих двух заглавий более точно раскроет тему данного текста: «Осенний день» или «Звуки осени»?
Дети. — Я думаю, больше подходит «Осенний день», потому что в содержании нарисованы сразу несколько картин.
А «Звуки осени» подойдет только к последнему четверостишию.
Ведь стихотворение не только о звуках, а и о красках осени, и о лесе, о мотыльке.
Учитель. Молодцы. Дома подготовьте выразительное чтение стихотворения, по желанию выучите его наизусть. Напишите небольшой рассказ о прогулке в осенний лес и о том, что вы там видели.