Изображение осенних картин и передача настроения в поэзии

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Просветы в небо, что оконца.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

светлое спокойное

умиротворенное нежное

В дворе последний мотылек

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом. Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

7. Выразительное чтение стихотворения

Учитель. А теперь попробуем прочитать текст с соответствующей интонацией, чтобы передать и авторское, и свое отношение к изображенным в тексте картинам.

(Дети читают стихотворение, отмечают достоинства интонационного чтения, дают рекомендации и советы друг ДРУгу.)

8. Определение главной мысли стихотворения, подбор заглавия

Учитель. А теперь скажите мне, о чем это стихотворение?

Дети. — Об осени...

    О красоте осенней природы.

    О чувствах от увиденной красоты.

Учитель. А как вы думаете, для чего Бунин написал его?

Дети. — Чтобы обратить наше внимание на красоту природы.

    Чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его полюбоваться ею.

    Чтобы выразить свои чувства и настроения, свое душевное состояние.

    И свою любовь к природе.

Учитель. Поэт назвал стихотворение «Листопад». Как вы думаете, определено ли в этом названии основное содер

жание, то есть основная тема стихотворения? Выскажите свое мнение.

Дети. — Я думаю, что нет, потому что о листопаде упоминается только в последней картине: «Расслышать листика шуршанье», а во всем стихотворении говорится о красочных картинах осени.

    А я считаю, что соответствует. Я понял, что это название подразумевает не само явление листопада, какое мы видели в стихотворении Берестова, когда листья облетают с деревьев, а именно эту пору осени — пору листопада, когда листья меняют окраску и, перед тем как упасть с деревьев, необыкновенно красивые.

    А я обратила внимание на подзаголовок: это ведь не все произведение, а отрывок, в котором главное внимание обращается на красоту и разнообразие осенней природы в пору листопада.

Учитель. Попробуйте подобрать свое заглавие к этому тексту.

(Ребята придумывают названия: «Осень», «Осенние картины», «Осенний день», «Осенний пейзаж», «Звуки осени», «Краски осени», «Осенние настроения» и др.)

(Учитель записывает эти названия на доске.)

Ввиду того, что в придуманных детьми заглавиях тема осени отражена «неоднозначно, в одних широко («Осень», «Осенний день»), а в других — более узко («Звуки осени»), следует воспользоваться случаем и обратить на это внимание учащихся и конкретизировать понятие темы, т. к. эти знания пригодятся вскоре при написании сочинений.

Учитель. Всеми этими заглавиями можно выразить тему данного стихотворения? Подумайте. Дети. — Да, всеми.

— В стихотворении говорится об этом.

Учитель. Я с вами согласна, но среди этих заглавий есть такие, которые отражают тему осени широко, обращается внимание на несколько картин, а другие ограничивают изображение отдельных, конкретных деталей. Например, как вы думаете, какое из этих двух заглавий более точно раскроет тему данного текста: «Осенний день» или «Звуки осени»?

Дети. — Я думаю, больше подходит «Осенний день», потому что в содержании нарисованы сразу несколько картин.

    А «Звуки осени» подойдет только к последнему четверостишию.

    Ведь стихотворение не только о звуках, а и о красках осени, и о лесе, о мотыльке.

Учитель. Молодцы. Дома подготовьте выразительное чтение стихотворения, по желанию выучите его наизусть. Напишите небольшой рассказ о прогулке в осенний лес и о том, что вы там видели.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector