x x
menu

Иван Яковлевич Франко. Жизненный и творческий путь писателя

Цель:         дополнить и углубить знания учеников о жизненном пути и творчестве И. Я. Франко, приобретенные в предыдущих классах; развивать умение учеников применять свои знания; воспитывать у них патриотичные чувства, любовь и уважение к выдающимся деятелям украинской культуры.

Тип урока:     усвоение новых знаний.

Форма занятия: киноурок.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности учеников.

Недавно вся мировая общественность отметила большую дату - 150-летие рождения большого сына Украины Ивана Яковлевича Франко. Именно этой дате и посвящен наш урок.

Эпиграфом к изучению творчества художника предлагаю использовать слова Павла Загребельного: Мы не можем назвать, наверное, ни одного участка человеческого духа, в котором бы не работал Иван Франко и в котором он бы не был великим.

Так высоко оценена деятельность выдающегося украинского писателя, известного во всем мире под символическим именем Каменщик. Франко - гениальный поэт, прозаик, драматург, критик, журналист, ученый, общественный и культурный деятель, он стал для Украины «университетом, энциклопедией, академией наук». Попробуем убедиться в этом в течение нескольких уроков, посвященных большому мастеру слова.

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели урока.

2. Вступительное слово учителя.

«Перед Вами портрет Франко. То, что Вы видите, хотел бы немного дополнить. Небольшой, хотя сильный мужчина. Высокий лоб, серые, немного холодные глаза, в линиях бороды что-то энергичное, упрямое. Рыжеватые волосы

непокорно взбираются, усы торчат. Скромно одетый,- он тихий и незаметный, пока молчит. А заговорит - и Вас приведет в удивление, как эта невысокая фигура растет и растет перед Вами, будто в сказке.

Вам станет тепло и ясно от света его глаз, а его язык кажется не словом, а сталью, которая бьет об кремень и сыплет искрами.

Сильная, упрямая натура, которая целой вышла из житейского боя!» - так говорил об И. Я. Франко Михаил Коцюбинский в 1908 году на заседании «Просвиты».

Был среднего роста, а шел, как великан... мало кто успевал за ним, а головой достигал так высоко.

Спокойного характера, а взрывался, как порох, когда речь шла о добре трудящихся, и бросал громы, чтобы Русь не спала.

Из армии отпустили из-за слабого зрения, а видел лучше других, из низин дальше достигал глазом, чем другие свыше.

Власть угнетателей не пускала его преподавать в высшей школе, а он стал учителем всего народа.

Наработался за десятерых, а жизнь ему была дана лишь одна, да и то недолгая. Что же может успеть сделать человек за отведенное ему на Земле время? Как складывается ее жизненная судьба в бушующем море неурядиц, испытаний, жизненных испытаний? Чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к фактам биографии писателя.

Во время урока вам нужно выполнить задачу: составить план биографии писателя или краткий конспект.

3. Рассказ учителя с просмотром видеофрагментов. Фильм «Рождение» (2 мин.).

О детских годах писал в рассказах «В кузнице», «Малый Мирон», «Под оберегом». В рассказе «В кузнице» он писал: «На дне моих воспоминаний и до сих пор горит тот маленький, но крепкий огонь... Сие огонь в кузнице моего отца. И мне кажется, что запас его взял ребенком в свою душу на далекое странствие жизни. И что он не потух и до сих пор».

1862-1864 - обучение в школе села Ясеница Сильна.

После ее окончания родители отдали Ивана в так называемую нормальную школу при василианском монастыре. 1864-1867 - обучение в нормальной школе при василианском монастыре в Дрогобыче.

Фильм «Школа, первые стихи» (1 мин. 03 с).

Фото 1866 года. В воспоминаниях К. Бондаривского читаем: «Нормальная школа в Дрогобыче еще перед вступлением ребенка в нее была местом страха... Школа была для нас жестокостью, тьмой обычаев, карой, бедствием. Как только пришли дети в школу и стали перед учителем, так сейчас скрывался с лица смех, губы строго замыкались. На место приязненной благосклонности родились недоверие и боязнь перед несправедливой карой».

 

1867-1875 гг.- обучение в Дрогобычской гимназии. «В гимназии был очень скромный и несмелый. Ходил в полотняной блузе, носил много книжек и очень много читал» (И. Погорецкий). О школьных годах писал в рассказах «Грицева школьная наука», «Shonshcreiben», «Карандаш».

Фильм «Львовский университет, арест 1877 г.» ( 2 мин.).

В 1876      г. в литературном альманахе «Днистрянка» опубликован рассказ «Лесная челядь», «Два приятеля». Вышел первый поэтический сборник «Баллады и рассказы».

1877 г. — .начал печатать рассказы из цикла «Борислав».
Июнь 1877 г. первое заключение.

Январь 1878 г. - суд над Франко и его единомышленниками (их обвинили в принадлежности к тайной социалистической организации, которой на самом деле не было). В тюремной камере Франко написал сатиру « Сморгонская академия».

1878          г. — Франко вместе из Г. Павликом основал журнал «Общественный друг». В 1878 г. вышло только два номера. Журнал был запрещен. Издатели выпустили в свет два сборника журнального типа «Звон», «Молот».

Март 1880 года - второй арест и трехмесячное заключение в коломыйской тюрьме (обвинение в подстрекательстве местных крестьян против «законного порядка»).

Фильм «1880-1886» (4 мин. 38 с).

Май 1886 г. - в Киеве вступает в брак с Ольгой Хоружинской. 1887 г.- первое издание сборника «С вершин и низин». Сборник посвящен О. Хоружинской.

Фильм «1887-1896» (3 мин. 07 с).

Еще при жизни к Франко пришло признание.

В 1898      г. празднование 25-летнего юбилея творческой работы писателя, которое удостоверило его большую популярность среди народа. В 80–90-е годы Иван Франко был для молодежи тем, кем Тарас Шевченко в 50-е годы.

Фото 1898 года.

1899 г. вышел сборник «Поэмы», в который были включены произведения, написанные на основе обработки восточного эпоса поэма «Истар», «Сатни и Табуну», поэма «Бедный Генрих», «Поэма о белой рубашке».

1900 г. вышел сборник «Из дней кручины», поэма «Иван Вишенский».

 

1904 г. посетил Рим.

1905 г. написал поэму «Моисей»

Фото 1903 года.

1906          г. Харьковский университет присвоил научную степень доктора русской словесности. О. Шахматов, Ф. Корш выдвинули кандидатуру Франко кандидатом в члены Русской академии наук, однако имперские реакционные силы воспрепятствовали осуществлению этого.

Фильм «Болезнь, смерть» (5 мин. 02 с).

 

4. Заключительное слово учителя.

Если духовную жизнь народа сравнивать с богатой, развесистой кроной, то фигура Каменщика - это крепкий ствол, который более сорока лет держал на себе эту крону на границе двух столетий - ХІХ и ХХ. Его называют академией в одном человеке, так как перу Франко принадлежит около пяти тысяч работ разнообразнейший жанров. Наиполнейшее издание их в Украине - 50 томов, но все написанное им не вместится и в 200 томах. Мало кто в мировой литературе может сравниться с ним в творческих свершениях.

III. Первичное осознание учениками материала.

Вспомним слова, которые мы использовали как эпиграф («Мы не можем назвать, наверное, ни одного участка человеческого духа, в котором бы не работал Иван Франко и в которой он бы не был великим»).

  • В каких же областях работал художник? 
    • Правильно ли, по вашему мнению, подобран эпиграф урока?  

Проверка написания планов или конспектов.

IV. Подведение итогов урока.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать