x x
menu

«Иван Вишенский». Фигура мыслителя XVII ст.

Ход урока

І. организационный момент

II. актуализация опорных знаний.

литературная викторина «Жизнь и творчество И. Франка»

  • Опровергните или подтвердите мысль, которая И. Франко родился на Полтавщине в семье учителя. (Нет)
  • Большой мечтой писателя родителей Ивана Яковлевича было дать образование своему ребенку. (Да)
  • Будущий писатель учился в Бобринецком уездном училище. (Нет)
  • Иван Яковлевич во время обучения более всего захватывался произведениями исключительно английских писателей. (Нет)
  • «Из вершин и низин» - первый сборник Ивана Франко. (Нет)
  • И. Франко, Г. Павлик - основатели журнала «Общественный друг». (Да)
  • Второй арест Ивана Яковлевича длился больше года. (Нет)
  • Харьковский университет присвоил И. Франко научная степень доктора русской словесности. (Да)
  • Перу Ивана Яковлевича принадлежат свыше 100 рассказов. (Да)
  • Иван Вишенский - выдающийся украинский писатель-полемист XVI-XVII ст. (Да)
  • Иван Франко знал семь языков. (Нет)
  • Поэму «Иван Вишенский» И. Франко посвятил своим родителям. (Нет) Примечание. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

2. Мина-дискуссия

Выскажите собственную точку зрения относительно биографических сведений об Иване Вишенском, которые указал И. Франко: «Что склонило покинуть светскую жизнь И. Вишенского - или пережит дворовым шумом, или какие родственные грызоты, или, может, которая несчастливая любовная история, или исключительно религиозные причины, сего не знаем».

Собственные мысли обоснуйте.

III. объявление темы, цели урока. мотивация учебной деятельности

IV. основное содержание урока

1. Жизненный и творческий путь Ивана Вишенского. Ученические сообщения

Сообщение № 1. Кто он, Иван Вишенский (между 1545) (1550-1620)

Иван Вишенский родился в середине XVI ст. в городке судебная

вишня на Львовщине в семье мещан (в произведениях назывался «Іоан монах из Вишни», «странник речений Вишенский», «Из Вишни»). Приобретал начальное образование, а потом находился в Луцке и Остроге, Иван Франко выдвигал допущение, которое сюда Вишенского мог пригласить князь Константин Острожский, который обратил внимание на способности юноши и оставил его при дворе. Со временем Иван Вишенский постригся в монахи и жил некоторое время в Уневском монастыре.

Где-то в 80-х годах XVI ст. он оставил Родину и отправился на Афон (в Греции) - наибольший к тому времени центр православного монашества. Здесь Вишенский определенное время странствовало по «Святым обителям», стал послушником, а со временем монахом Загребского монастыря. Под конец жизни полемист заперся в пещере, став аскетом-пустынником.

На протяжении 1604-1606 гг. И. Вишенский посетил Украину, так как писателя не раз уговаривали возвратить на Родину. Сначала он остановился на несколько месяцев в Угорниках, где жил его афонский друг Иов Княмницкий, а потом, очевидно, подался к Львову, где ему давно ждали. Побыв недолго в Льве и не сойдясь во взглядах с руководителями братства, он переехал сперва в Уневский монастырь, где прожил приблизительно полтора года, а со временем возвратил на Афон «спасаться в пустынных местах».

В 1610 году Вишенский собирался еще раз посетить Украину. Но заболел.

В 20-х гг. XVII ст. полемист умер на Афоне (о том, как и когда закончил Вишенский своя жизнь, нет достоверных сведений).

Сообщение № 2. Взгляды полемиста, основная идея его произведений

Писательская деятельность Вишенского продолжительная свыше двадцати пяти лет.

Основная идея произведений полемиста - идея социального равенства. Он доказывал, что люди являются равными от природы: их тела состоят из единой субстанции, короле и царе «только властью сродство человеческое превосходят, а плотью и кровью и смертью всем ровни суть». В связи с этим он осуждал разные формы феодального гнета. Вишенский выдвигал идею соборности, суть которой заключается в том, чтобы жить, «соборно друг друга исправляя, а не одному над всеми владеть». В основе соборности лежит идея социального равенства. В контексте идеи соборности Иван Вишенский подвергал критике светскую власть, далекую от идеалов раннего христианства. Он подчеркивал, что, получив власть от Бог, правитель не может пользоваться ею над собственное усмотрение, совершать своеволие, так как это является грубым нарушением Божьих установок о равенстве. Бог дал власть для того, чтобы утверждать закон и справедливость, а не совершать своеволия.

Но ошибочным было бы считать, что Вишенский призвал к социальной борьбе. По его мнению, победить мир можно раскаянием в грехах, молитвами, отречением жизненных благ, очищением от скверны. Идеалом общественного устройства есть «царство Божье», где все люди равные и не имеют собственности, или имеют «малую» собственность и живут в ладу  Бог и одно одним. Он идеализировал давнехристианскую евангельскую общину, все члены какой жилы в братстве и равенстве, отказались от собственности и семьи, отреклись земных благ.

Живя на чужбине, И. Вишенский не был, тем не менее, оторванный от Украины. Он болел душой за ее судьбу, стремился быть ей полезным. На Афоне Вишенский начал свою литературную деятельность.

Считается, что его жизни оборвалась на высочайшей стадии аскетизма - в афонской пещере -одиночке где-то в 20-х гг. XVII ст. И мы не знаем, где тот священный камень, под которым упокоился прах художника.

2. Характеристика образа Ивана Вишенского

2.1.      Беседа за вопросами

  • Когда мы впервые знакомимся с героем в произведении?
  • Которым вы его воображаете?
  • С чем, на ваш взгляд, связано решения И. Вишенского стать аскетом?
  • В каких условиях жил герой в одиночестве? О чем он упоминал?
  • Не колебался ли И. Вишенский в правильности своего выбора?
  • Как реальная фигура И. Вишенского связанная с художественным образом поэмы И. Франко?
  • Почему И. Вишенский не изъявлял желание поддержать казаков и выехать на Украину?
  • За что аскет ставил в укор себя?
  • В чем заключался моральный выбор героя?
  • Выскажите свое отношение к И. Вишенского.
  • Каким образом сложилась дальнейшая судьба героя?
  • Чем образ И. Вишенского есть актуальным и ныне?

2.2.      Цитатная характеристика героя.

  • Внешность старца. (Среди них дедушка преклонный, Сморщенный, седобородый, В серяце на голом теле, Крест березовый несет.)
  • Условия жизни. (Камень здесь вокруг меня - Сие твердая, несокрушимая вера, Сие мой дом и мой приют, Подушка и накрытия.)
  • Назначение креста для героя. (Крест этот - это мой товарищ, Мой поверенный в дне грусти, Оборона от соблазна И подпора в кончине время.)
  • Наслаждение одинокостью. (Сие мой мир. Все непостоянное исчезло прочь. Затихли вопли, Гул его жизненного Здесь меня долетит.)
  • Мышление в одиночестве. (Осталось лишь постоянное, спокойное и величественное.)

О постоянном и величественном. (Думай здесь, душа моя. ...что еще вчера носил название Вишенский, А сегодня умер для всех. Глава его могущественная На худой, жилистой шее Гнулась самая вдаль, Будто на шесте та тыква. Будто дитя, душа аскета Потонула в том море Тонов, красок, в том роскошном Захвате...)

Залог уединения. (И я слышал себя бессильным, Бедным, больным, одиноким, Будто дитя, сиротка круглая Без мамочки, без отца. Виделось, земля замершая, Вымерли все люди в мире, Я один остался последний В страшилах тех. И я был, будто и пелена, Потерянная из порядка мира, Который о ней всем безразлично - Бог, и людям. И чертям.) Сомнения в своем решении остаться  аскетником. (І он плакал: «Или на то же я Тихую келью покинул, Скит нелюдимый, чтобы аж тут  В путах сомнения кончит?»)

Цель и стремления И. Вишенского. (...Желает довершить Аскетический острый подвиг, В посту, уединению, молчании Слушать голоса души Тот... Выбирая  себе пещеру, Выбирая себе могилу, Откуда возврата нет.) Игумен - о старце. (Отныне в жизни земному Смазанное имя твое.) Сравнение аскетником трудностей собственных и Украины. (Что мне к ней? Тяжело Ей, племяннице, там бороться С эзуитами и ляхами, И не легко же и мне.)

Определение своей жизни. (Лишь один здесь путь правдивый І спасен - путь Креста.)

Отказ помочь православным. (Что мне к Украине? Пусть спасается, как знает,- А мне когда бы самому Дотиснуться к Кресту. Ведь я слабый и грешник! Я не светоч, не мессия, Их от згубы не откуплю, Сам с ними пропаду.)

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать