Итоговое сочинение “Как формируются нравственные ориентиры современного человека?”

Сочинение написано с соблюдением всех критериев для проверки итогового выпускного сочинения одиннадцатиклассников. Приводится два примера, в конце следует вывод по вышесказанному. Направление темы сочинения: "Между прошлым и будущим: портрет моего поколения".

Если посмотреть на молодого человека и на выходца из старого поколения, то различия будут колоссальными. Это объяснимо: разные факторы влияют на мировосприятие целых поколений. Было бы странно, если бы разные поколения имели одни и те же взгляды на одинаковые вещи. Нравственные ориентиры тоже отличаются у «отцов» и «детей». Создается впечатление, что современный человек стал грубее, жёстче, холоднее. Эгоизм как черта характера и в целом как характеризация личности отдельно взятого индивида стал проявляться чётче, чем в другие времена. Не скажу, что думать о себе — это плохо, но и забывать о других тоже нельзя. Современный человек же думает только о себе, забывая о других.

Конфликт двух поколений можно наблюдать в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Павел Кирсанов и Евгений Базаров на протяжении всего романа пытаются задеть друг друга, а иногда даже и специально провоцируют. Они ненавидят друг друга, но не замечают того, что во многих моментах они схожи между собой. Так, например, на фоне вражды и Кирсанов, и Базаров напрочь забывают о существовании нравственных ориентиров. Лишь бы показать свое пренебрежение, они готовы нарушить всякие нормы морали и этики, специально не подавая руку друг другу при встрече или же обсуждая за столом совсем не застольные темы (как, например, Евгений Васильевич за столом начал критиковать аристократию). Подводя вывод относительно вышесказанного, можно сказать, что нравственные ориентиры человека зависят не от времени, в котором он родился, а от его воспитания.

Примером формирования двух противоположных личностей может служить произведение А.С. Грибоедова «Обломов». Штольц и Илья Ильич росли рука об руку, провели вместе всё детство. Семья маленького Андрюши была интеллигентной, они понимали всю важность образования и заставляли учиться мальчика. Никогда его не баловали, давали самостоятельно учиться на своих ошибках. Семья Ильи Ильича же наоборот давала своему сыну все самое лучшее, и делала всё так, как захочет их мальчик. Ему разрешали не ходить в школу, придумывая глупые оправдания, никогда не ругали. И что может в итоге увидеть читатель? Штольц вырос образованным мужчиной, окончившим институт и не представляющим, как можно хоть один день прожить без книги. Обломова же абсолютно перестало интересовать его будущее, его волновали лишь вопросы о том, чем перекусить и где достать денег. Всё это показывает нравственные ориентиры двух мужчин. Нельзя сказать, что Обломов в одноимённом произведении является отрицательным персонажем, наоборот, по отношению к другим людям он очень добрый, но если человек плохо относится к себе и своему будущему, то какие могут быть вообще нравственные ориентиры?

Таким образом, можно сделать вывод о том, что нравственные ориентиры не только современного, а вообще человека любого времени складываются в первую очередь из детского опыта. То, как человека воспитывали в детстве, влияет и на его взрослую жизнь. Уже потом в факторах формирования нравственных ориентиров идёт общество, место проживания и т. д., самым главным фактором всё равно остается семья.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент