Исторически-мемуарная проза. Общие сведения о казацких летописях. «История Русов»

Цель:  ознакомить школьников с исторически-мемуарной прозой, дать ей общую характеристику, выяснить идейно-тематическое направление, художественные особенности; развивать культуру связной речи, логическое мышление, кругозор, умение рассказывать с соответствующим комментарием, строить заключения; формировать кругозор, мировоззрение учеников; воспитывать патриотизм, уважение к казакам — защитникам Украины, историческому прошлому родного края.

Тип урока:     усвоение новых знаний.

Оборудование: портреты Б. Хмельницкого, И. Мазепы, книжная выставка «Казаки – защитники Украины», репродукции картин украинских художников по теме казачества, тексты произведений, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I.          Организационный момент.

II.        Актуализация опорных знаний.

1.         Фронтальное опрашивание.

•          Кто такие казаки? Какие произведения художественной литературы вам известны об этих мужественных защитниках родной земли?

•          Охарактеризуйте Б. Хмельницкого. Чем он приобрел уважение украинцев?

•          Вспомяните о причинах Освободительной войны украинского народа 1648-1654 гг., ее ходе.

•          В чем заключался военный союз Украины с Россией? Какими были его последствия?

•          Что вы знаете о летописи как литературном жанре?

•          Кем, на ваш взгляд, были авторы казацких летописей?

•          Какой была политическая ситуация в Украине после смерти Б. Хмельницкого? (Обращение к репродукции картин, обзор выставки произведений).

2.         Викторина-Путешествие «Развитие украинской литературы, культуры в ХI-ХVII ст.

•          Братства, которые были самыми влиятельными в противостоянии панско-польской и католической агрессии. (Львовское, Киевское).

•          Гетман — член братства. (Конашевич-Сагайдачный).

•          Мастер ювелирных дел и вместе с тем первый, кто изобрел способ изготовления печатных форм с применением подвижных букв, создал ручное словометное устройство, сконструировал печатный пресс. (Йоганн Гутенберг, Германия).

•          Учебное заведение, которое закончили П. Величковский, И. Сковорода, Д. Гулак-Артемовский, И. Некрашевич. (Киево-Могилянская академия).

•          Шедевр печатного искусства. (« 42-строчная Библия»).

•          Первые печатные книги в Украине. («Апостол», «Букварь», Библия).

•          Основатель постоянного книгопечатанья в Украине. (И. Федоров).

•          Центр украинского книгопечатанья в ХVII ст. (Киевская лавра).

•          Что, по мнению И. Вишенского, могло спасти Украину от притеснений Речи Посполитой, римско-католической церкви? (Православное вероучение).

•          Автор поэмы «Иван Вишенский». (И. Франко).

•          Любимейший литературный жанр И. Вишенского. (Послание).

•          Идеологическая основа Ренессанса. (Концепции гуманизма и Реформации).

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

III.       Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV.       Восприятие и усвоение учебного материала.

Разговаривать с писателями других веков - почти то же самое, что путешествовать.

Декарт.

«История русов» является предтечей «Кобзаря».

М. Драгоманов

1. Вступительное слово учителя о эпохе казачества.

Ознакомляясь с литературой Киевской Руси, мы с вами отметили, что чрезвычайно высокого уровня достигло в ней летописание. Развивался этот вид творчества и позднее, в совсем других исторических условиях и обстоятельствах. М. Драгоманов подчеркивал, что летописи Киевской Руси являются прямыми родоначальниками тех хроник-мемуаров, которые были созданы в казацкие времена. Вместе с тем казацко-старшинские летописи, которые широко рассказывают об освободительной борьбе украинского народа 1648-1654 гг., - это явление уникальное, во многом отличное (и по смыслу, и по форме) от летописцев киевских, т.е. староукраинских.

Наиболее полно о Хмельнитчине, жизни народа в тот период, его борьбу за волю и независимость рассказывают летописи Самовидца, Григория Грабянки и Самойла Величко. Они, собственно, и представляют вершину украинского летописания ХVII-ХVIII ст. Авторы их - люди видавшие виды и опытные, за плечами которых основательное образование в Киево-Могилянской академии, участие в описанных ими эпохальных событиях. Выдающейся памяткой конца ХVIII ст. является еще анонимная «История русов», в которой нашли отображение исторические события от времен давних до 1769 г.

2.         Общая характеристика казацких летописей.

Проза давней украинской литературы представлена произведениями историографического характера, в частности казацкими летописями ХVII-ХVIII ст. Писались они просвещенными людьми, выходцами со старшинской верхушки. Основными источниками были воспоминания самих авторов, свидетельство современников событий, древнерусские летописи и хронографы, работы чужеземных историографов, литературные памятки, народные думы, исторические песни, пересказы. Исторические сведения в казацких летописях изложены в разных жанровых формах: публицистических очерках, пересказах и художественных рассказах, размещенных в хронологическом порядке без указания дат или кратких сообщений по годам.

V. Закрепление изученного материала

1. Проведение тестового опрашивания.

Летопись Самовидца.

1.         Писатель, который издал в своей типографии летопись Самовидца:

а) Е. Гребенка; б) Т. Шевченко; в) П. Кулиш; г) И. Нечуй-Левицкий.

2.         Автором летописи считают:

а) В. Кочубея; б) К. Зиновьева; в) И. Биховца; г) неизвестное лицо.

3.         События, которые охвачены в содержании произведения:

а)         от давних времен до 1769 г.;

б)         от 1648 г. до 1702 г.;

в)         с 1848 г. до 1864 г.;

г)         период конца ХVII — начала ХVIII ст.

Летопись И. Грабянки.

1.         Кого осуждает автор в произведении за равнодушное отношение к страданиям народа, стремление ограбить государство и трудящихся:

а) В. Кочубея; б) М. Гдешинского; в) Ф. Кандыбу; г) П. Тюрю.

2.         Где казаки под руководством Б. Хмельницкого разбили ляхов и «добыли силу добра, золота, серебра, меди, олова, пороха и всяких других военных припасов»? Под:

а) Корсунем; б) Пилявцами; в) Львовом; г) Москвой.

3.         Герой, к которому обратился Б. Хмельницкий с речью: «А зачем говорить там, где надо действовать? Зачем говорить там, где надо меру знать?»:

а) хан татарский; б) монарх русский; в) Д. Виговский; г) король Жигмонт.

Летопись С. Величко.

1.         Библейский герой, с образом которого С. Величко сравнивает Б. Хмельницкого:

а) Адам; б) Ной; в) Моисей; г) Каин.

2.         Кошевой, которого казаки избирали восемь раз своим атаманом:

а) И. Богун; б) М. Кривонос; в) С. Наливайко; г) И. Сирко.

3.         Второй том летописи С. Величко содержит сведения о:

а)         битве при Желтых Водах;

б)         выдающихся политических деятелях И. Кочубее, И. Мазепе, С. Палие;

в)         нападении крымского хана на Запорожскую Сечь в 1675 году;

г)         победу под Кнутом.

«История Русов».

1.         «Правдешний Малой России сын и слуга»,- так называет себя:

а) С. Величко; б) Б. Хмельницкий; в) И. Мазепа; г) Г. Грабянка.

2.         А. Пушкин, высказываясь об «Истории Русов», обратил внимание на:

а) жанр произведения; б) его автора; в) дискуссию вокруг образа И. Мазепы;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент