«Ирий». Объединение фантастического с реальным в произведении

Цель:   обрабатывая идейно-художественное содержание повести, выяснить, каким образом в произведении объединяется мысленное с реалистическим, приводя конкретные примеры; развивать умение рационально использовать учебное время, логически мыслить и грамотно излагать свои мысли, чувство, наблюдение; формировать кругозор, мировоззрение школярів; воспитывать чувство почета, уважение к творчеству В. Дрозда, любовь к родному краю, его культуре.

тип урока:      усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет В. Дрозда, ученические схемы «Ирий глазами главного героя повести», текст произведения, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока

і. организационный момент

II. проверка домашней задачи

Демонстрация учениками собственной схемы (информационного грона) «Ирий глазами Михаила Решета)

Ориентировочная схема

Сказочная страна твоего будущего

1.         «...где некогда не бывает зимы, где солнце и ночует на светло-зеленых холмах, где караси под вечер вичалапуют на песчаный берег и кротко беседуют со щуками, где волчицы выкармливают своим молоком ягнят, а лисицы присматривают за цыплятами, лишь бы те не забрели в лесных дебрях...»;

2.         «...откуда дует теплый ветер, который приносит оттепель в злейшие морозы...»;

3.         «...край мороженого в ведерках, которые обгрызаешь, будто кожицу груши, лишь бы потом дольше остался в роте вкус сладкого молока; страна арбузов, которые ими радует тебя мать, счастливо распродав антоновки; страна красных петушков на деревянных скрепках и пистолетов..., что соблазнительно дрожат на парусах магазинов; страна морса, ситро и халвы...»;

4.         «...откуда конщик привозит каждую неделю новые кинофильмы, а библиотекарь - книги и где эти кинофильмы снимаются, а книги пишутся и печатаются непостижимо умными и просвещенными людьми...»;

5.         «...где существует на самом деле та идеально прекрасная жизнь, о которой тебе с первого школьного дня рассказывают учителя и о котором так хорошо пишется в книгах, страна молочных рек и медовых берегов...»;

III. актуализация опорных знаний

Викторина на лучшее знание героев повести «Кто из героев произведения?..»

  • «...имела единую слабость - резала каждому в вече искреннюю правду, сказала от полки для посуды, вымахивая десницей, будто рубила тупой тяпкой осот на огороде...» (Прасковья, иметь Михаила Решета)
  • «...не отвечал отказом выносить заплату луга, накопать торфа на болоте, поставить плетений вокруг огорода или привезти обломи из леса...» (Дядя Денис)
  • «...на что... разгоралась, махала белым ридикюлем и пересчитывала почти новые платки, кофты и Денисовы штаны, которая их отдала неблагодарной пакульской пройдохе...» (Тетка Дора)
  • «Моя жизнь в эти года - самое ожидания, предчувствие празника, невыразимо прекрасного, идеально чистого...»(Михаил Решето)
  • «...новая жизнь нового стремится слова...» (Дядя Денис)
  • «Народ стремится нашего живого слова, а искусство - это ежедневное самопожертвование...»(Михаил Решето)
  • «В серой фетровой шляпе набикрень, в темно-серому хотя и припорошенному пакульской пылищей кителя, в юфтевых сапогах и галифе с малиновым пламенным лампасом виделся сказочным рыцарем, который под бравурные призывы сурьм вот-вот тронется на врага...»(Дядя Денис)
  • «...растроганная собственной щедростью, она ошеломляла баб мешками картофеля, капусты, рукавчиками мака, фасоли, сушни и крахмала...» (Прасковья, иметь Михаила Решета)
  • «...я буду носить молоко для пенсионных бабушек, буду присматривать больных, буду читать слепым книги, буду играть с малышами в детских садиках, буду рисовать плакаты для школьных вечеров и парадов, буду дежурить в школьном буфете, буду копать картофель на школьном огороде или буду садить дерева...» (Михаил Решето)
  • «И бутон начал очевидно разрыхляться: листочки вздрогнули и начали руками в зеленой газовой кофте с кружевными оборками, а розовые лепестки сложились в молодое, красивое лицо...»(Секретарь директора ирийской школы)
  • «Был он в темной железнодорожной форме с серебряными крылышками на отворотах, рукавах и краям картуза, в накинутой наотмаш коричневой кожаный полушубке, а в руках - крашенная когда-то в синее линяна и замасленный деревянный сундучок...»(Яков Паровозник)
  • «...не признавал ни коровы, ни поросенка, держал в сенях табун кур, которые неслись по семь раз на день, каждое воскресенье носил на базар яйца, а распродав, упивался к зеленым чертикам...» (Андрей Гнида)
  • Примечание. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

IV.       Объявление темы. Цели урока.

Мотивация учебной деятельности

V.        Основное содержание урока

1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы с вами продолжаем путешествовать страницами повести В. Дрозда «Ирий». У каждого народа есть свои традиции, свои обычаи, свои духовные ценности. Ими живое народ, на них воспитывает свое подрастающее поколение. И от того, которыми есть эти моральные ценности, зависит то, которым вырастет поколение, которые поступки будет осуществлять, о чем будет заботиться.

Фантазия, мысленное, что случается с героями повести «Ирий» напоминает нам сказку. Именно в ней всегда оказывается борьба добра с бедствием, правды с несправедливостью...

Фантастическое в повести - смех, радость, удовлетворение, иногда критика.

Мысленное в произведении возбуждает мысль, развивает творческое воображение, побуждает активнее относиться ко всему, что окружало героев повести.

Давайте же получим наслаждение от чтения «Ирия!»

2. Мысленное и реальное в повести

2.1.      Беседа за вопросами:

  • Что такое фантазия?
  • Сравните понятие «фантазия» и «сказка». Чем они подобные?
  • С какой целью. По вашему мнению, В. Дрозд использовал мысленное и удачно соединил его с реальным?
  • Как читатель воспринимает в произведении фантастические события?
  • Что свидетельствует о причудливости повести?
  • Каким образом юмор связан в «Ирию» с мысленными событиями?
  • Как мысленное в произведении влияет на общий кругозор читателя, героев повести?
  • Можно ли считать понятие «фантазия» и «Мечты» тождественными? Ответ обоснуйте.
  • Вообразите, которым будет произведение «Ирий», если изъять из его содержания фантастические эпизоды? Выскажите свои соображения, приводя убедительные аргументы.

2.2.      Мысленные эпизоды из произведения. Краткий их комментарий.

  • «...бросались одна до одной в объятие, целовались и плакали от потрясения, заливая городские улицы потоками слез, аж горемычным горожанам приходилось несколько дней по тому плавать в лодках и корыте...»;
  • «...на вербе растут груши...»;
  • «...груша затрепетала крыльями, кукурекнула сиплым голосом молоденького петуха и, оставив в дядькиной ладони хвоста, порхнула на вербу...»;
  • «...я прищикнул ему (дяде) язык дверями, и она жалобно повизгивала, будто щеночек...»;
  • «...караси под вечер шагают на песчаный берег и кротко беседуют со щуками...»;
  • «...волчицы присматривают за цыплятами, лишь бы те не забрели в лесных дебрях...»;

 «...оседлав швабры, длинным звонким коридором проскакали уборщицы с ведрами...»;

«Я взялся двумя руками за край неба и приклонил небо к ее ногам, взятым в черные лакированные туфельки. Я отвернул недопеченное предосеннее облако, и солнце зыркнуло ей в глаза...»;

«...корова Манька взлетела с помощью нарисованных крыльев...»; «...дядя Денис взял корову десницей под живот и положил к карману своего ширококрылого галифе...»;

«Дядя ухватил из полки для посуды половник, чигикнул им по дну ведра и поймал тетку, будто рыбу в подсаку...»;

«Дядя собственноручно лупил нутрий и. облупленных отпускал в бассейн, лишь бы они снова обрастали шкурой и мехом...»; «...его (деда Еврася) постоянна донимала жажда, он наклонил у себя бочку с дождевой водой...»;

«Курку... разрезали пополам: одна половина попрыгала по бабыных и дедовых грядках, а вторая - по тетко-дядькиной клубнике...»; «Люстра же, проломив строящуюся стену, с пронзительным витьем пронеслась над предместьем и исчезнувшая в безвестности...»; «Как-то в очереди бабу Одарку толкнули и она рассыпалась; собрав в узелок свои косточки, баба Одарка пошагала к больнице, где ее сызнова и составили...»; «...курка сияла по огороду яйца...»;

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент