x x
menu

Интерактивные формы и приёмы

Интерактивные формы и приёмы можно применять на всех этапах урока, многие из них универсальны, хорошо подходят для изучения материала по многим предметам. Применение интерактивных форм обучения позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, они сами делают свой выбор, проявляют инициативу. Интерактивные технологии создают комфортные условия обучения, при которых каждый учащийся ощущает свою успеваемость и интеллектуальную возможность, что и делает продуктивным сам процесс обучения. Хорошие результаты даёт работа в парах, в группах, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Плюс этой работы заключается в том, что все учащиеся имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, все вовлечены в работу. Примерами такой работы может быть обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т. д.

В пособии представлены уроки, проводимые с применением некоторых интерактивных форм обучения. Это, в частности, уроки-диалоги, уроки-тренинги, уроки-деловые игры, уроки-практикумы, благодаря которым учащиеся быстрее и лучше усваивают программный материал. Вот некоторые интерактивные упражнения, которые представлены в данном учебно-методическом пособии: Пресс Развивает умение формулировать высказывание по определённому дискуссионному вопросу в сжатой форме, аргументировано, лаконично.

Состоит из четырёх этапов: Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»). Обоснование своей мысли («Так как…»). Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («Например…»). Обобщение, выводы («Итак…»). Мозговой штурм Мозговой штурм — методика творческого мышления, помогающая нахождению новых решений путём высвобождения индивидуальных мыслительных способностей.

Собирается группа людей, знакомится с проблемой, и каждый из них затем представляет свои идеи выхода из неё. Во время мозгового штурма никто не комментирует высказываемые идеи, не даёт им оценки.

Методика мозгового штурма не ставит перед собой задачи достижения количества за счёт качества. Она должна вовлечь всех, создавая возможность для свободного высказывания. После соответствующей аналитической обработки 5–6 идей окажутся потенциальным решением проблемы. Микрофон Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон.

Каждый, получивший микрофон, чётко и лаконично излагает свою мысль и вывод. Кроссвордный диктант В отличие от работы с настоящим кроссвордом, кроссвордный диктант не требует приготовления специальных трафаретов. Проводится по завершению любой темы.

Суть диктанта — учитель диктует толкование слова, называя количество букв в слове-ответе, а учащиеся записывают под порядковым номером только само слово. Таким образом проверяется знание грамматического раздела, усвоение терминов, их написание. Для формирования лингвистической компетенции в пособие введены задания, усиливающие системный характер изучаемого материала, уточнены некоторые понятия и правила.

Для формирования культуроведческой компетенции предусмотрены задания по русскому речевому этикету, по извлечению необходимой информации из лингвистических словарей (толкового, орфоэпического, орфографического и т. д.

). Усилен коммуникативный аспект, введены специальные задания по развитию коммуникативных умений (умений общаться), связанные с созданием речевых жанров, например, статьи в газету, информативного высказывания (на лингвистическую и нелингвистическую темы) и т. п. Дидактические материалы содержат лексические, грамматические, орфографические, синтактико-пунктуационные упражнения и упражнения, формирующие и развивающие речь учащихся. В пособие включены также задания, связанные с тестовым контролем, их учитель может использовать и как итоговые, и как проверочные, и как материал для подготовки к внешнему независимому тестированию. Тестовые задания предлагаются как по всему курсу русского языка, так и по отдельным его разделам.

Структурные элементы урока в данном пособии постоянны: I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний II.

Постановка цели и задач урока . III. Мотивация учебной деятельности IV. Изучение нового материала V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся VI.

Рефлексия . Подведение итогов урока VII. Домашнее задание Поскольку в обучении особое внимание уделяется развитию устной и письменной речи учащихся, повышению их речевой культуры, проведение соответствующих работ планируется практически на каждом уроке. Данное пособие не исключает творческой работы учителя и рассчитано на его умение варьировать способы подачи и усвоения учебного материала в зависимости от уровня подготовки учащихся класса.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать