x x
menu

Григорий Савич Сковорода (03.12.1722-09.11.1794). Жизнь и творчество выдающегося философа, просветителя, поэта

Г. Сковорода - обычный человек. О Г. С. Сковороде до наших дней дошли из тех далеких времен очень скупые, а временами неточные сведения. Архивных материалов осталось совсем мало. Почти все исследователи пользуются единственным документом - краткой биографией Г. Сковороды, написанной ближайшим к нему человеком, его любимым учеником и первейшим другом Михаилом Ковалинским.

Перед нами возникает образ большого просветителя-гуманиста, странствующего учителя, демократа, непримиримого борца с неправдой и несправедливостью в обществе. Г. Сковорода - это человек искренний и честный, трудолюбивый и гуманный. В жизнеописании М. Ковалинский приводит очень много деталей, которые выразительно изображают простую и скромную жизнь мудреца:

  • «Одевался пристойно, но просто; пищу имел состоящую из зелий, плодов и молочных приправ, употреблял оную ввечеру, по захождении солнца; мяса и рыбы не вкушал не по суеверию, ни по внутреннему своему расположению, для сна отделял от времени своего не более четырех часов в сутки; вставал до зари и, когда позволяла погода, всегда ходил пешком за город прогуливаться на чистый воздух и в сад, всегда весел, бодр, легок, подвижен, воздержан, целомудр, всем доволен, благодушествующ, словоохотен, непринужденно говорит - из всего выводящий нравоучение, почтителен ко всякому состоянию людей, посещал больных, утешал печальных, разделял последнее с неимущими, выбирал и любил друзей по сердцу их...».

М. И. Костомаров в статье «Слово о Сковороде» отмечал о художнике: «...во многих домах висят его портреты, всякий грамотный малороссиянин знает о нем; имя его известно очень многим из неграмотного люда; его странствующая жизнь является предметом рассказов и анекдотов; по некоторым местам потомки от родителей и дедов знают о местах, которые он посещал, где любил находиться, и указывают на них с уважением; приязнь Сковороды к некоторым из его современников представляет родственную гордость внуков; странствующие певцы усвоили его песни, на храмовом празднике, на торжище нередко можно встретить толпу народа, который окружает группу этих рапсодов и со слезами потрясения слушает: “Всякому городу нрав и права”».

Некоторые свои письма и произведения Г. Сковорода подписывал так: «Григорий Варшава Сковорода». Что это за «Варшава»? Оказывается, что в 1773 году Михаил Ковалинский, будучи в Швейцарии во время заграничного путешествия, видел в г. Лозанне известного в то время философа Данила Мейнгарда. Этот мужчина очень поразил Ковалинського своей странной похожестью внешним видом со Сковородой. Это и рассказал Ковалинский своему другу, когда они встретились в 1775 г. С того времени, как свидетельствует М. Ковалинский, «Сковорода возлюбил его заочно и с того времени начал подписывать на письмах и сочинениях своих имя свое такое: Григорий вар (евр. сын) Савва Сковорода, Даниил Мейнгард».

Детство. Годы обучения.

Родился Григорий Савич Сковорода 22 ноября (3 декабря по новому стилю) 1722 года в селе Чернухи (теперь Чернухинского района) на Полтавщине в бедной казацкой семье.

О детских годах будущего писателя и философа известно мало. Сковорода рос среди трудового народа и замечательной природы родного края. Его детское воображение поражали зеленые пространства и лесная тишина, густо поросшие кустарником берега реки Многи, пение птиц, шелест трав. Сызмала он обнаруживал наклонности к музыке и песне. От людей работы учился уважать труд и труженика, воспитывался на народных пересказах, думах, песнях, которые их разносили тогда по Украине кобзари и лирники. Не случайно писатель в своих философских произведениях не раз ссылался на впечатления детства.

Где получил Сковорода начальное образование - точно неизвестно. Очевидно, за тогдашним обычаем, родители отдавали его сначала в науку к дьяку, а потом в Чернухинскую церковно-парафияльную школу, где он быстро проявил способности к науке, пению и музыке.

После получения начального образования в родном селе Сковорода в 1734 году становится студентом Киево-Могилянской академии, где учился с перерывами около десяти лет.

Г. С. Сковорода охотно учился в академии и благодаря своим способностям делал большие успехи в науках. Так, он получил основательные знания по греческому, латинскому, польскому, древнееврейскому, немецкому языкам.

В декабре 1741 г. согласно царскому указу Сковороду вместе с другими музыкально одаренными студентами взяли в придворную хоровую капеллу царицы Елизаветы, где он около трех лет был певцом.

В 1744-1745 гг. Сковорода учится в классе философии. Последние годы обучения Г. Сковороды в академии, его дальнейшая деятельность.

В августе 1745 г. непоседливый Сковорода снова отправился в мир. Как знаток музыки и некоторых иностранных языков в составе русской миссии, которую возглавлял генерал Ф. Вишневский, Сковорода побывал в Вене, Братиславе и некоторых других городах Венгрии, Австрии, Словакии, познакомился с их жизнью, бытом, культурой.

Осенью 1750 года Сковорода вернулся на Украину. Тогда же его назначили на должность преподавателя поэтики в Переяславский коллегиум, где он сразу проявил себя педагогом-новатором. Ему так понравилась его работа и ученики, что он написал для них специальный курс под названием «Рассуждение в поэзии и руководство к искусству оной». Примененные молодым педагогом новые методы преподавания вызвали возражение епископа Никодима Сребницкого, которому подлежал коллегиум, «По сему Сковорода выгнан был из училища Переяславскаго не с честию».

После потери места преподавателя в Переяславском коллегиуме Сковорода осенью 1751 г. возвращается в Киев и еще два года учится в академии, в богословском классе. Он не хотел идти в монахи, увеличивать ряды церковников, к которым всегда имел большое  отвращение. Поэтому художник оставляет академию, не закончив ее полный курс, и в январе 1754 г. становится в с. Ковраи домашним учителем у помещика Степана Томары, уча и воспитывая его сына Василия.

В 1755 г. Сковорода возвращается в Переяслав и там некоторое время живет у своего приятеля. Прожитые на Переяславщине годы (1755-1759) были важным периодом в деятельности мыслителя. Здесь он ближе сошелся с народом, проникся его стремлениями и помыслами.

С 1759 г. Григорий Савич преподавал сначала поэтику, а потом этику в Харьковском коллегиуме, придерживаясь своего новаторского способа обучения студентов. И здесь церковники и вельможные господа клеветали на него, доносили епископу и губернатору, обвиняя в противоправительственной и антирелигиозной деятельности. Из-за постоянных преследований и гонений Сковорода вынужден был дважды перерывать на один год преподавание в Харьковской коллегии, а с 1769 года более не занимал ни одной официальной должности.

Странствующий образ жизни.

Следующие двадцать пять лет (вплоть до смерти) Григорий Савич вел странствующий образ жизни, которой обогащал его новыми знаниями о положении трудящихся, усиливал демократичность мировоззрения. Особое значение имели для него встречи и разговоры с участниками гайдамацкого движения под руководством Гонты и Железняка, пересказы о восстании в селе Турбаях и других местностях Украины.

Не имея семьи, собственного пристанища и постоянной прибыли, Григорий Савич находился в самой гуще народа. Он жил то у одних, то у других знакомых крестьян или мелких шляхтичей по селам, на пасеках, в лесах, степях. Здесь писал он философские работы и художественные произведения. Все его имущество вмещалось в сумке: нужнейшие вещи, рукописи, книжки, за поясом - свирель, в руках - посох, на плечах - крестьянская свита. Он обошел почти всю Украину, Воронежчину, Курщину, Орловщину, побывал под Москвой, в Приазовье, и других местах. Много раз светские и церковные чиновники, зная о его высокой образованности и разнообразных талантах, предлагали ему хорошие должности, чины, богатство, но Сковорода всегда отказывался.

В середине 1794 года, больной и обессиленный, Григорий Савич прибыл в село Пан-Ивановка (теперь Сковородиновка) на Харьковщине. Как-то у хозяина собрались гости послушать поучения философа. Он был веселый, интересно рассказывал о своих приключениях. А потом вышел. Нашли его только под вечер - возле дубравы копал глубокую и длинную яму. Закончив работу, он выложил дно ямы дубовой листвой из родных Чернух. Потом он вернулся в свою комнату, умылся, одел чистую рубашку, положил у головы книжки и рукописи, лег и укрылся свитиной. Заснул и больше не проснулся. Произошло это 29 октября 1794 года. Согласно его собственному завещанию на надмогильном камне высечено: «Мир ловил меня, но не поймал».

Творческое наследство художника.

Произведения Сковороды - одна из выдающихся страниц в истории украинской литературы ХVIII ст. Глубоко лирические, преисполненные философских раздумий, они служили интересам трудового народа.

Находясь на Херсонщине, Григорий Савич написал значительную часть стихов сборника «Сад божественных песен», учительствуя в Харькове, латинскими и украинским стихами написал «Басни Эзоповы» (1760).

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать