«Господин» – модернистский роман. Природа и человек в нем. Особенности трактования проблемы любви

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Цель:  учить глубокому пониманию эстетичной и художественной сути художественного произведения; учить внимательно относиться к деталям текста, определяя их функции; сделать анализ художественной реальности романа «Господин»; развивать навыки исследовательской деятельности, умение произносить доклады; развивать умение выделять главное в тексте; развивать у учеников потребность в творческой деятельности, самовыражении, самоактуализации через разные виды работы; воспитывать культуру устной речи; воспитывать уважение к ближнему, умение ценить любовь.

Оборудование: портрет Кнута Гамсуна; картина Н. Врубеля «Господин»; анкета.

Тип урока:     изучение нового учебного материала.

Ученики должны знать: основные признаки понятия модернизм; проблематику, систему образов и особенности композиции произведения.

Ученики должны уметь: пользоваться словарно-справочной литературой; обосновывать свою мысль по поводу прочитанного; анализировать и интерпретировать художественное произведение в единстве его содержания и формы.

  • Кнут Гамсун - «вдохновенный певец любви».
  • А. П. Чехов.

Ход урока.

І. Мотивация учебной деятельности.

Русский писатель Антон Чехов назвал Кнута Гамсуна «вдохновенным певцом любви». Любовь - чувство, воспетое в стихах, поэмах, песнях. Оно руководит миром, дает человеку крылья. Совсем другим оно выступает в романе «Господин». Его нельзя назвать светлым чувством. Оно всегда объединяется со страданием, внутренним самоистязанием и желанием мучить возлюбленного. Это страсть-поединок. Это утверждение нам принадлежит сегодня на уроке или доказать, или опровергнуть.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

(Учитель проверяет знания учеников о жизненном и творческом пути писателя с помощью анкеты. Ученикам нужно вставить необходимую информацию).

Анкета.

Кнут (1) родился в (2) в семье сельского портного на крайнем севере Норвегии.

Детство Гамсуна было бедным и трудным. Семья не могла прокормить детей и Кнута отдали на воспитание дяде, человеку с суровым характером. Лишь болезнь дяди освободила Кнута от унижения и сетований. Юноша сменил много профессий - работал (3). Образование получил в сельской школе.

Творческие способности проявились очень рано. В 1877 году он опубликовал маленькую повесть - (4), а через год напечатал балладу (5). Эти книги имели огромный успех у читателя, и Гамсун решил посвятить свою жизнь художественному творчеству. Но любовную повесть из сельской жизни (6) ни один из издателей не хотел публиковать.

Для Гамсуна настали тяжелые времена. И (7) он выехал в Америку. Там работал на фермах, свинопасом, клерком. По болезни вернулся на родину.

Настойчиво продолжает писать. Выступает с публичными лекциями о Э. Золя, Г. Флобере, Г. Ибсене. В эти годы наибольшее влияние на Гамсуна имела философия (8).

Но (9) бедность снова заставила Гамсуна переехать в Америку. Пережитое и увиденное нашло свое отражение в новеллах (10).

Поправив свое материальное положение, Гамсун возвращается из эмиграции. В 1890 г. был опубликован его роман (11). Он носил автобиографический характер и принес славу, о которой писатель давно мечтал.

В романах (12) писатель обогатил свою творческую манеру средствами сатиры.

Социальная проблематика доминирует в драматической трилогии «Возле ворот царства», «Игра жизни», «Вечерняя звезда».

В 1894 г. написан роман (13). Он открыл эпоху (14) в норвежской литературе.

Незадолго до начала первой мировой войны Гамсун со своей семьей переезжает на родину - в Хамарей, а потом на юг, в Гримстад.

В 1917 г. выходит роман (15) - одно из наиболее монументальных эпических произведений мировой литературы XX ст. За это произведение (16) Гамсун получил Нобелевскую премию.

Новая послевоенная действительность вызвала у Гамсуна чрезвычайно скептическое отношение, которое находит отклик в его произведениях. Давняя неприязнь к Англии и Америке сыграли свою фатальную роль в дальнейшей судьбе писателя.

Во время второй мировой войны Гамсун сотрудничал с нацистами, за что был предан суду. Умер (17).

Ответы.

  1. Педерсен.
  2. 1859 г.
  3. Помощником приказчика в лавке, мелким торговцем, счетоводом.
  4. «Загадочный человек. Нурманская любовная история».
  5. «Свидание».
  6. «Фрида».
  7. 1882 г.
  8. Ф. Ницше.
  9. 1886 г.
  10. «Закхей», «В дни блужданий», «Женская победа».
  11. «Голод».
  12. «Редактор Люнге», «Новые впечатления».
  13. «Господин».
  14. Психологического романа.
  15. «Соки земли».
  16. 1920 г.
  17. 19 февраля 1952 г.

III. Теоретико-литературная подготовка.

1.         Слово учителя.

В конце ХІХ ст. знаменательные явления в искусстве были обозначены настроениями отчаяния, мировой тоски, одиночества, а главным событием в развитии литературы стало формирование признаков модернизма.

2.         Работа над литературоведческими понятиями.

Модернизм (от франц. - новейший, современный) - общее название совокупности направлений и школ в литературе и искусстве конца ХІХ - начала ХХ ст., которые отличаются антиреалистичной направленностью, тяготением к условным средствам художественного изображения и выражения, духом экспериментаторства.

Неоромантизм (от греч. - новый и романтизм) - течение модернизма, определяющей чертой которого является попытка преодоления разрыва между идеалом и действительностью, характерного для романтизма, благодаря могущественной силе личности, способной превратить желаемое в действительное.

Импрессионизм (франц. - впечатление) - течение модернизма, которое отмечается утонченным воспроизведением личностных впечатлений и наблюдений непостоянных мгновенных ощущений и переживаний.

IV. Историко-литературная подготовка.

1.         Слово учителя.

Роман «Господин» считается классическим образцом литературного импрессионизма, в котором этот стиль обнаруживает себя на всех уровнях текста: в теме, идее, сюжете, образах, композиции, языке.

В произведении изображены чувства влюбленных, Эдварды и Глана, чувства, которые не подвергаются никакой логике, чувства непостоянные, глубокие, страстные, противоречивые, естественные, даже первоначальные. Не случайно в название романа автор ставит имя языческого божества Господина, которое ассоциируется с природой, непреодоленной любовной страстью, плодородием, предчувствием трагических событий.

2.         Сообщение ученика о значении слова «Господин».

Господин, хотя и был одним из древнейших богов Греции, имел небольшое значение. Сначала Господин - бог леса, бог пастухов, охранник стад. Постепенно бог Господин теряет свой первоначальный характер и становится богом-покровителем всей природы.

Когда родился большой Господин, то мать его, нимфа Дриопа, глянув на сына, от испуга бросилась убегать. Он родился с козлиными ногами и рогами, с длинной бородой. Но отец его, Гермес, обрадовался рождению сына; он взял его на руки и отнес на светлый Олимп к богам. Все боги громко радовались рождению Господина и смеялись, смотря на него.

Бог Господин не остался жить с богами на Олимпе. Он пошел в тенистые леса, в горы. Там пасет он стада, играя на звонкой свирели. Как только услышат нимфы замечательные звуки свирели Господина, сейчас же толпами спешат они к нему, окружают его, и в скором времени веселый танец движется по зеленой нелюдимой долине под звуки музыки Господина. Господин и сам любит принимать участие в танцах нимф. Когда Господин развеселится, тогда веселый шум распространяется по лесам по склонам гор. Весело играют нимфы и сатиры вместе с шумящим Господином. Когда же наступает жаркий полдень, Господин идет в гущу леса или в прохладный грот и там отдыхает. Опасно тогда беспокоить Господина: он зажигательный, может в гневе наслать тяжелый гнетущий сон, он может наслать и панический страх, такой ужас, что человек стремглав бросается бежать, не разбирая дороги, через леса, через горы, по краю бездны, не замечая, что бегство каждую минуту угрожает гибелью. Случалось, что Господин целым войскам вселял страх и принуждал их изо всех сил убегать. Не следует бесить Господина. Но если Господин не сердится, то он милостивый и добродушный. Много благ посылает он пастухам. Бережет и лелеет стада.

Вопросы на понимание.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Adblock
detector