x x
menu

Главная героиня романа Золя «Исповедь Клода»

Героиня Золя - образ отталкивающий. Преждевременно поблекшая, тупая, навсегда отравленная развратом, «она оказалась дурнушкой: закрытые глаза были почти без ресниц, лоб низкий и покатый, рот крупный и вялый. Какая-то преждевременная старость стерла контуры ее лица и наложила на него печать усталости и алчности» (таков первый портрет Лоране). В то время, как Клод - комок нервов, человек, живущий эмоциями и идеалами, Лоране - низменная натура, наделенная примитивными инстинктами животного. Ее «душа запятнана, ум потерян». Угрюмая, неспособная к труду, рассматривающая человеческие отношения глазами падшей женщины, Лоране не может понять Клода. Она живет у него и тупом оцепенении и бездействии только потому, что ей не в чем выйти на заработки, тоскует по разнузданным порокам улицы, грубо изменяет ему с Жаком.

Отрицательная характеристика героини настолько полна, что редкие проявления у Лоране глубоких человеческих чувств кажутся неоправданными. Ни трагический монолог Лоренс, заставивший Клода оставить ее у себя, ни то, что сам он считает ее и Мари «жертвами общества», «дочерьми бога, замученными людьми», не дает, в сущности, характеру и поведению Лоране достаточно убедительной социально-психологической мотивировки.

Центральным в романе, безусловно, остается образ Клода. Лоране, полностью с ним контрастируя, как бы призвана подтвердить основную мысль произведения: нищета, одиночество, оторванность от широких интересов, пассивно-романтические мечты гибельны для чувствительных и восторженных натур. Спасение в моральной чистоте, сближении с природой, в жизненной борьбе. Тем не менее, являясь по полноте физиологической характеристики и гиперболизированной мрачности предшественницей Терезы Ракен, фигура Лоране имеет и самостоятельное значение в процессе отказа Золя от романтических штампов, в формировании первого этапа его натуралистической поэтики.

«Исповедь Клода» - отчетливо выраженный образец жанра «личного романа». Полная изолированность героя от окружающего мира превосходит даже положение Адольфа (Б. Констан), который связан с ним как член великосветского общества. Не говоря уже о романе Мюссе («Исповедь сына века»), где автор пытается показать широкую историческую, социально-политическую и морально-философскую обусловленность характера и поведения своего героя.

Обстановка Европы 20-х годов, настроения наполеоновского общества, литературное влияние Гете и Байрона - «двух самых великих после Наполеона гениев нашего века,- которые посвятили свою жизнь тому, чтобы собрать все элементы скорби и отчаяния, рассеянные в мире» (Мюссе), рост неверия и разочарованности среди современной молодежи, все это должно было объяснить болезненный пессимизм и бездеятельность Октава.

Золя лишает свой роман какого бы то ни было общественно-исторического реального фона. «Исповедь Клода» - психологическая драма, разыгрываемая пятью персонажами в четырех стенах убогой мансарды. Лишь бледные отзвуки неизвестной, но жестокой действительности доходят извне, обрекая героя на"безработицу, нищету и одиночество. И только последнее (бедность и одиночество) является непосредственной атмосферой и источником сюжетного развития в романе. Эта изолированность, а также лирический пафос изложения (роман написан в эпистолярной форме) сближает произведение Золя с ранней повестью Флобера - «Ноябрь». Частично соприкасаясь с ней и в теме, «Исповедь Клода» дает все же более широкое и близкое к реализму ее разрешение.

Основная пара персонажей, уже в значительной мере освобожденная у Золя от романтических покровов (особенно Лоране), дополняется в романе еще тремя участниками действия (Жак, Мари, Маргаритка). Каждый из образов несет определенную идейную и психологическую нагрузку в произведении. И вместе с тем они составляют естественную и типическую жизненную среду героя.

Клод и Лоране, Жак и Мари - две пары, разоблачающие «райскую любовь» мансарды. Первая олицетворяет мучительную и позорную страсть, рожденную нищетой; вторая - «выгодный» союз проституированной невинности Мари с холодной расчетливостью Жака, спокойно позволяющего девушке умереть на чердаке, когда болезнь сделала ее непригодной для роли любовницы.

Моральному противопоставлению экзальтированной чистоты Клода и цинического практицизма Жака соответствует психологический контраст Клода и Лоране, Мари и Жака. И, наоборот, те же качества сближают чужих любовников, что дает возможность создать перекрестные психологические конфликты в ограниченной атмосфере романа.

Маргаритка - этот гнилой, зловонный «цветок» мансард- фигура, может быть, наиболее характерная и колоритно выписанная. В прошлом гризетка, теперь сводня и нищенка, прожорливая и порочная, она завидует и болезненной красоте умирающей Мари, и грязной развращенности Лоране, вмешивается со своей отвратительной моралью в отношения любовников, дает позорные и унизительные советы. Маргаритка вырастает в образ обобщающий, не теряя вместе с тем индивидуального характера. Эта старуха - последняя ступень лестницы порока. Она - будущее Мари и Лоране, живое воплощение нищеты и сумы.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать