x x
menu

Г. Тютюнник «Климко». Морально – этические уроки доброты, чуткости, заботы о родных

Цель: через художественное слово осмыслить и воспринять морально - этические уроки доброты, чуткости, заботы о родных на примере взаимоотношений героев произведения Г. Тютюнника «Климко»; обработать идейное содержание ІV раздела повести; развивать культуру связной речи; умение грамотно высказывать свои мысли, чувства, приводя убедительные обоснования; формировать умение оценивать поведение и поступки героев произведения; воспитывать чувство уважения к творчеству Г. Тютюнника, литературы как вида искусства; прививать черты чуткости, доброты, искренности.

Тип урока: усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет Г. Тютюнника, текст произведения, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Выборочное заслушивание учеников, которые составили устное мини-произведение, на одну из тем:

• «Спешите делать добро»;

• «Моя забота о родных и друзьях»;

• «Не будь равнодушным к горю других».

2. Литературный диктант.

• Какая эпоха воспроизведена в повести? (Великая Отечественная война).

• Продовольствие, которое герои произведения считали самым ценным. (Соль).

• Город, в который  путешествует Климко. (Славянск).

• Что продавала Наталья Николаевна на базаре? (Розовое платье).

• Место, где герои произведения набирали угли. (Террикон).

• За чем необходимо было сходить Зульфату к Файззулиным? (Молоко).

• Кто нанес ущерб жителям поселения? (Итальянцы).

• В каком месяце сгорела станция, где жил Климко с дядей Кириллом? (В августе).

• С помощью Зульфата Климко лишился в своем жилье... (Крыс).

• Дедушка Гареев работал в... (Хлебопекарне).

• На какой город, по словам дедушки Гареева, «пошел немец»? (Ростов).

• Узнайте героя по его внешности: «...в ватных штанах, шерстяных носках и остроносых шахтерских чунях». (Дедушка Гареев).

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Основное содержание урока.

  • Когда люди к тебе добрые, то ты будь еще добрее.
  • Народная пословица.
  • ...Любя своих героев, Г. Тютюнник показывал их в всем благородстве и величии... в верной любви, в надежде на лучшую жизнь.
  • Р. И. Ветренко.

1. Г. Тютюнник - мастер доброго слова. Рассказ учителя.

Над словом писатель работал долго и тяжело, мучился над ним, но все же находил такое, которого никаким другим не заменишь. «У художественного слова - единственная функция. Эта функция носит название необходимость»,- читаем в его дневнике. И в самом деле, только необходимые слова находил писатель, поэтому и попадают они прямо в сердце, наполняя его то радостью, то печалью, то удивленным увлечением точностью и правдой изображенной жизненной ситуации. А как Г. Тютюнник умел пожалеть человека, посочувствовать ему, побеспокоиться о нем! Когда в упорное новолуние назойливо допрашивалось у Григора о причинах его успеха, тот сначала отмалчивался, а потом отрезал: «Боль! Полная душа боли...». Он был правдивым и искренним, смелым и откровенным в высказывании своей мысли о ком-нибудь и о чем.

2. Беседа с вопросами.

• Какие черты характера вы больше всего цените в человеке?

• Чем и как, на ваш взгляд, проверяется дружба?

• Почему каждый человек должен быть добрым, чутким, заботливым, не наносить ущерб другим?

• Исследуйте, как на примере взаимоотношений героев произведения Г. Тютюнника «Климко» проявляется доброта, чуткость, забота о родных.

• Представьте себе мир, в котором не будет добра, чуткости, милосердия. Воссоздайте его собственное видение.

• Чем объяснить то, что для Г. Тютюнника - добро, чуткость, взаимопонимание, согласие являются наивысшими человеческими ценностями?

• Легко ли воспитывать порядочного, доброго человека? Что для этого необходимо? Ответ мотивируйте.

• Почему проблема добра и зла всегда является актуальной?

• Какие вы знаете доброжелательные пожелания? (Дай, Бог, вашими устами мед пить. Чтобы ты ходил, как воды ходят!

Доброму человеку продолжи, Бог, век!

Будь здорова, как рыба, годная, как вода, веселая, как весна, работящая как пчела, богатая, как земля!

Чтобы тебя добрый час знал!

Час вам счастливый!

Чтобы вы видели солнце, мир и детей перед собой!

Сколько в лесу пеньков, чтобы у тебя было столько сынков!

Пусть на вас добрый час и денег торба, а к тому детворы сотни полторы!

Большой расти, счастлив будь, себя не хвали, другого не гудь).

3. Ученический комментарий ситуаций между героями произведения Г. Тютюнника

«Климко», где проявились доброта, чуткость, забота, искренность.

• Климко и дядя Кирилл;

• Тетка Мотя и Климко;

• Климко и Зульфат;

• Ребята, дедушка Гордеев и учительница с грудным ребенком;

• Зульфат и его дедушка;

• Климко, сапожник и девочка.

4. Обработка идейного содержания ІV раздела повести.

4.1. Выразительное чтение или пересказ интересных эпизодов из произведения.

4.2. Тема: пребывание Климка в Славянске.

4.3. Идея: прославление доброты, чуткости, милосердия, уважения (сапожник, Климко, девушка); осуждение коварства, вседозволенности (немцы, полицаи).

4.4. Основная мысль: доброе отношение людей друг к другу помогает им выжить в затруднительное военное время.

4.5. Композиция.

Экспозиция: ощущение Климко ухудшение состояния своего здоровья.

Завязка: пребывание мальчика на базаре в Славянске.

Кульминация: помощь сапожника, Климка беззащитной девушке во время облавы.

Развязка: обещание женщины даты Климку столько соли, сколько он донесет.

4.6. Сюжет.

Проснувшись утром, Климко ощутил, что к нему подступает болезнь. Быстро сделав себе обувь, он пошел в город, который казался ему серым, неприветливым. Климко попадает на базар, где было много нищих и простого люда. Товар не покупался, а большей частью менялся.

Безногий дядя подарил Климку обувь, рассказал о городе, где можно получить соли. Во время облавы дядя и Климко заступились за девушку, которую полицаи старались забрать с собой.

Незнакомая женщина приглашает к себе Климка и обещает дать ему столько соли, сколько он донесет.

4.7. Беседа с вопросами.

• Какие ощущения были у Климка, когда он проснулся утром? («Долго кашлял... Тело ему охватила горячим, в глазах плавали желтые пятна, и от того казалось что и на дворе тоже желто».) Почему мальчик старался бороться с болезнью?

• Как Климко сделал себе обувь? («...Взял плащ-палатку... оторвал от нее немалый лоскут. Потом разорвал его еще пополам - и вышло две онучи. ...Понабирал сухой соломы, поделал толстые устилки и примерил их к ступне, чтобы не большие были, ни малые. Потом туго обмотал ноги вместе с устилками лоскутьями и позавязывал концы выше косточек»).

• Почему во времена войны не деньги ценились, а одежда, натуральные продукты?

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать