x x
menu

Г. Сковорода. Жизнь и творчество философа, просветителя, поэта. «Басни Харьковские». «Пчела И Шершень», «Собака и волк»

Цель:   ознакомить школьников с жизненным и творческим путем Г. Сковороды — философа, просветителя, поэта; охарактеризовать его сборник «Басни харьковские», сосредоточивая внимание на идейно-тематическом направлении программных басен; развивать умение анализировать, комментировать содержание произведений; навыки выразительного чтения; формировать кругозор, мировоззрение учеников; воспитывать чувство уважения к творчеству Г. Сковороды, давней литературе; любовь к книге как казне народной мудрости и памяти.

Тип урока:     усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет Г. Сковороды, выставка произведений художника и о нем, фотоиллюстрации к его басням, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I.          Организационный момент.

II.        Проверка домашней задачи.

Обзор выставки рисунков и заслушивание мини-произведений по драме Ф. Прокоповича «Владимир». Определение лучших творческих работ.

 III. Актуализация опорных знаний.

1.         Викторина «Лучший знаток-драматург».

Задача: дайте правильный ответ, заканчивая представленную фразу.

•          Православное духовенство оказывало содействие созданию школьной драмы, чтобы противостоять... (Католицизму и распространению польской культуры на Украине).

•          «Православные, вместо работать для церкви... только комедии строят и играют»,— так в своем послании отмечал... (И. Вишенский).

•          Авторами школьных драм были... (Ученики и преподаватели Киево-Могилянской академии).

•          Чаще всего школьные драмы ставились по поводу... (Религиозных праздников).

•          Важной особенностью средневековой духовной драмы является ее... (Аллегоризм, наклон к символичности).

•          Жанр драматургии ХVIII ст., в котором христианские догмы морального характера проповедовались через действие аллегорических образов — Покорность, Вера, Любовь. Это... (Моралите).

•          Примером мистерии можно считать произведение... («Образ страстей мира сего»).

•          Лучшими традициями интермедий можно считать... (Демократизм, гуманизм, изобличение пороков самодержавия, сочувствие порабощенным, защита их прав).

•          Положительные персонажи интермедии... (Запорожец, казак, солдат, честные труженики).

•          Драму «Владимир» Ф. Прокопович посвятил... (И. Мазепе).

•          Главный конфликт трагикомедии Ф. Прокоповича. (Борьба религий, старого и нового).

•          Слово «вертеп» с греческого языка переводится как... (Пещера).

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2.         «Мозговая атака». Ответы на вопросы:

•          Кто такие философы? Назовите известных вам. Чем они запомнились?

•          Дайте определение басне как жанру художественной литературы. Каких выдающихся отечественных и зарубежных баснописцев вы знаете?

•          Чему поучают вас художники слова? Где вы можете реализовать приобретенные знания в дальнейшем?

•          Чем актуальны произведения прошлого для современного?

•   Каким образом художественная литература влияет на формирование личности?

IV.       Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности.

V.        Основное содержание урока.

Должно было можно указать таких народных фигур, каким был Сковорода и которых бы так помнил и уважал народ.

Н. Костомаров

Его биография, наверное, еще лучше его произведений, но как хороши и произведения.

Л. Толстой.

1.         Вступительное слово учителя.

Прошло много времени, как самобытный писатель Григорий Сковорода ходил по земле. Тем не менее, голос его не стихает, а все крепчает. Его заповеди справедливости, добра, человечности, трудолюбия находят отклик и в наших сердцах.

Еще при жизни Сковороду называли «украинским Сократом», «украинским Горацием», так как он значительно развил на Украине философию, литературу, педагогику. В своих произведениях Сковорода воспевал природу Украины, ее трудолюбивых людей, стремление к счастью и воле, высмеивал господ за их паразитизм, за издевательство над народом. А еще он провозгласил человека и его волю высочайшей ценностью.

К сожалению, при его жизни не было напечатано ни одного произведения. Тем не менее, сковородиниские поэзии быстро распространялись на Украине устами народа. Острое неподкупное слово Сковороды в жуткой тьме крепостнического произвола вспыхивало чистым огнем и проторяло тропу народному счастью. Художник целиком справедливо считал, что счастливым может быть только тот народ, у которого счастлив каждый человек.

4.3.2.8. Микрофон. «Какого бы вы хотели иметь друга, подругу?

Охарактеризуйте понятие «дружба». Ответ оформите с помощью «Домино». (Дружба - взаимопонимание - чуткость - согласие - искренность - откровенность...).

VI. Закрепление изученного материала.

1. Проведение тестового опрашивания.

«Пчела и Шершень».

1.         Шершень упрекал Пчелу за то, что она:

а) хитрая и коварная; б) серьезная и тщательная; в) глупая и бессмысленная; г) ленивая и неповоротливая.

2.         Что, по мнению Шершня, люди наносят Пчеле?

а) Ущерб; б) вред; в) лишние хлопоты; г) боли и страдания.

3.         Пчела, обращаясь к Шершню, назвала его господином:

а) умником; б) учетчиком; в) писарем; г) советником.

4.         Животные, которое любит есть мед:

а) волк; б) заяц; в) медведь; г) кабан.

5.         Что является мучением для Пчелы?

а) Рано вставать; б) сидеть без дела; в) работать ежесуточно; г) охранять медовые хранилища.

6.         Пчелы - это образ людей, которые:

а)         живут кражей чужого;

б)         видят смысл своей жизни в работе;

в)         распространяют науку в обществе;

г)         много говорят, а потом добросовестно работают.

7.         Пчелы - это символ:

а) любви; б) добра и радости; в) мудрости; г) мира и согласия.

8.         Кому принадлежит вопрос, указанный в произведении: «Зачем учиться,

если не будешь иметь благосостояния»?

а) Пчеле; б) научному работнику; в) человеку-практику; г) Шершню.

9.         В библейской «Книге мудрости Иисуса сына Сираха» отмечалось:

а)         «Работа — символ добра»;

б)         «Люби ближнего и тебя будут любить»;

в)         «Веселость сердца — жизнь для человека»;

г)         «Жизнь прожить — не поле перейти».

10.       Хорт тогда веселый, когда:

а) сытый; б) охотится; в) хорошо выспится и отдохнет; г) ощутит к себе внимание и уважение.

11.       Наибольшая радость, по мнению Г. Сковороды, когда человек:

а) живет по призванию; б) имеет много друзей; в) ощущает свою необходимость в обществе; г) создал семью.

12.       Повелителями человека является его:

а) память; б) душа; в) ум; г) сознание.

«Собака и Волк».

1.         Левкон и Фиридам, два пса, жили:

а) как кот с собакой; б) в большой дружбе; в) стараясь уступить друг другу; г) у хозяина магазина.

2.         Волк хотел псов:

а) обмануть; б) подратовать; в) проверить на прочность; г) обидеть.

3.         Хищник, обращаясь к собакам, назвал их:

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать