Цель: продолжить обрабатывать идейное содержание «Конотопской ведьмы», сосредоточивая внимание на объединении в произведении элементов реализма и фантастики; охарактеризовать образ Евдокии Зубихи; развивать у учеников любознательность, связную устная речь, умение строить логические заключения, ориентироваться в сложных ситуациях; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать порядочность, самостоятельность в определении собственной мысли, доброту, чуткость, стремление противостоять злу, жестокости, вранью.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет Г. Квитки-Основьяненко, выставка экспонатов, оберегов, учебник, текст произведения, иллюстрации к повести, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Цитатный диктант.
Задача: познай героя повести Г. Квитки-Основьяненко «Конотопская ведьма» по приведенному отрывку из произведения.
• «...Как вскочит из-за стола, как выбежит из дома! Аж здесь батрак уже держит его коня, и уже оседланного: он прыгнул на коня и наутек возле домов; только и слышит, что люди над ним смеются, ему еще и более стыдно еще и более коня поганяет...» (Никита Забрёха)
• «...Кто в кабак, кто в солому после такой муштры покоиться, а другие мотнулись на огороды девушек полохать...» (Казаки).
• «...А как солнце заходит, так она и молодеет, а в самый глупый север станет молоденькой девушкой, а там и станет старится и к восход солнца опять станет старая, как была вчера...» (Евдокия Зубиха).
• «Она хозяйка неусыпная, сама и около коров, сама и в поле при косарях и при жнецах, а зимой в виннице сама присматривает». (Елена Иосифовна)
• «...Двенадцать лет учился у дьяка в школе: учил грамматику, два года учил часловец, полтора года сидел над Псалтырем и с молитвами совсем выучил, и учился писать, а целый год учился на счетах». (Прокоп Пистряк).
• «...Он у нас мужчина с ученой головой, говорит так, что и с десятью простыми головами не разыщешь». (Прокоп Пистряк).
• «...А он больше тридцати счета не знал, а казака ни одного в лицо не знал и не помнил, кто из них Демко, а кто Пронька». (Никита Забрёха).
• «От водки ничего не видит / И на клиросе не умеет петь, / И Псалтыря забыл читать, / Только и умеет школьникам суботки давать». (Симеон)
• «То куда махнула, туда и тучи пойдут. ...Все украдкой, не хвалясь, колдует». (Пазька Псючиха)
• «Она девка-козырь, или одеждой, или, на вид себе, так совсем девка…» (Елена Иосифовна).
• «...И в Чернигове аж пять копен протряс, чтобы его не держали и отпустили ожениться... что он, вырвавшись из Чернигова, бежал как бешеный к своему хутору, бежал и ночь, и день, и коня занапастил, и сам, аж запыхавшись, вскочил в дом...» (Демьян Халявський).
Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.
2. Беседа с вопросами.
• Что характерно для сказки как жанра устного народного творчества? Чем она поучительная?
• Какие чудодейственные предметы, например, вы помните из произведения И. Котляревского «Энеида»?
• Для чего, на ваш взгляд, Г. Квитка использовал в повести сказочные элементы? Помогают ли они раскрытию идейного содержания произведения, охарактеризовать его героев? Ответ мотивируйте.
• Почему наши предки на примере героев сказок воплощали свои мечты о защитниках родной земли, борцов со злом, носителей наилучших черт украинцев? Приведите убедительные аргументы.
• На какие собственные размышления наводит вас это произведение?
«Микрофон»: каким был бы сюжет повести Г. Квитки «Конотопская ведьма» в случае изъятия из него элементов фантастики?
III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.
IV. Основное содержание урока.
Самое прямое, самое благородное мое стремление - показать от чего у нас зло.
Г. Квитка-Основьяненко.
Прекрасная вещь нуждается в прекрасной оправе.
Народная мудрость
1. Реалистическое и фантастическое в повести.
Г. Квитка-Основьяненко «Конотопская ведьма». Оформление таблицы. Работа в малых группах.
Г. Квитка-Основьяненко «Конотопская ведьма»
Реалистическое Фантастическое
(1)
(2)
(1)
Широко использованы поговорки, народные поверья, пересказы, ярко представлен быт, изображены реальные картины крестьянской жизни.
• Повесть написана на жизненном материале, имеет почти документальную точность описания, но события осмыслены, они отмечаются сатирической направленностью.
• Реалистически обрисована система правления и быт казацкой старшины, ее темнота, безкультурность, а вместе с тем и самодурство.
• Показана честность и трудолюбие простых людей.
(2)
• Автор прибегает к фантастическому приему — причаровыванию (чтобы Елена хорунживна стала невестой Никиты Забрёхи, он способный на все, лишь бы только Зубиха приворожила к нему Иосифовну).
• Рассказ повествовательного подчеркивается отдельными деталями, умышленно неточными («...от хутора до села будет верст с пять или две»).
• Определенная фантастика отдельных сюжетных линий имеет также неоднозначный характер.
• Большинство «ведьм» попали в переплет случайно, преимущественно по наговору, как уже упоминалось, оскорбленного ими когда-то Пистряка, их способности на самом деле далекие от колдовских.
• Старая Евдокия, что характерно для ведьмы, в самый глухой север становится молоденькой девушкой, доит для колдовства не только коров и другую домашнюю живность, а даже жаб и гадюк, превращается во время экзекуции в вербовое бревно, не только сама «летает» на чем попало, а и уважаемого сотника поднимает в воздух, как гуся или ворону, имеет помощника — кота с горящими глазами.
• Именно действия Зубихи приводят к краху планов и Забрёхи, и Пистряка, что и определило название произведения.
• Поведение Евдокии во время топления — полнейшая фантазия писателя. Этот момент употреблен Г. Квиткой именно с целью воспитания простого люда, освобождения от суеверных представлений.
• Конец ведьмы в повести, связан с невыносимыми мучениями, был февраль: тело Зубихи «выволокли за село, зарыли ничком в яму, прибили осиновым колом и сверху и оставили, чтобы не выскочила». Поэтому уместно звучит народная поговорка: «Собаке собачья смерть!».
2. Работа с текстом. Элементы фантастики в цитатах из повести.
• Зубиха: «Вот где я была: отсе достала горшок с тучами, где было запрятала их на тридевятый год, так отсе господин конотопский сотник принудил меня повыпускать тучи и дождь пустить».
• «Вот она сейчас пошатнулась, достала ночник, подняла к коту, тернула его против шерсти, так искры из него и посыпались...».
• «А кот что есть духу нявчит, а дальше аж на ноги встал и потянулся и засветил глазами еще сильнее, чем ночник в доме пылал... Тут Евдокия в жлукты и полезла... а как вылезла, так стала девкой! Да и девка же немудрая? И молодая, и хорошая, и чернявая, и еще, наверное, красивее от черниговской протопоповны!».
• «...Пока вражескую щуку заказала, чтобы далась сдоить, аж и крикнул первый петух, и хотя он нам не страшный, и все-таки необходимо было спешить, чтобы не запел второй, тогда бы так на улице простерлась...».
• «Ой, горюшко! Ой, спасайте! Ой, беда! - стал господин Власович не своим голосом кричать и за бока хвататься... Господин Пистряк и казачество бросилось к нему, что произошло? Аж он шелесть... поднялся вверх и полетел, как птица, все-таки, крича что есть голоса...».
• «Господин Забрёха прислонил ту виделочку к сердцу госпожи хорунживны... она сейчас спросонок и заговорила и говорит: “И уже мне господин Халявский... плюю на него. Никиточка, мой голубчик! Где ты? Прибудь ко мне: хоть бы я на тебя посмотрела...”».
• «Только Власович занес ногу, Евдокия как свистнет, как чмокнет!.. днище поднялось вверх, на нем господин сотник верхом, а сзади подсела Евдокия, и знай веретеном поганяет и чмокает, и приговаривает, будто на кобылу, и поднялись под самые небеса!».
3. Обработка образа Евдокии Зубихи.
3.1. Ориентировочный план относительно характеристики образа героини.
I. Евдокия Зубиха - предряхлая жительница Конотопа.
II. Портрет и внешность образа.
III. Черты характера:
• решительность и изобретательность;
• коварство и хитрость;
• разумность и осведомленность в деле ворожения;
• умение «осчастливить» людей;
• способность к мести и наказанию;
• льстивость и корыстолюбие.
IV. Олицетворение «нечистой силы» в образе героини.
3.2. Цитатная характеристика ведьмы.
• «...Она уже и тогда такая старая была, как и теперь, так, что, когда бы не забрехать, было ей лет пятьдесят от роду. И говорят о ней люди, что она как днем то и старая, а как солнце заходит, так она и молодеет; а в самый глухой север станет молоденькой девочкой, а там и станет старится и к восходу солнца опять станет старая, как была вчера. Так она как помолодеет, то и наденет белую рубашку и косы распустит, как девка, да и пойдет доить по селу коров, овец, коз, кобыл, собак, кошек, а по болотам жаб, ящериц, гадюк. Уже пак такая не сдоит, кого задумала! Хотя и ни за что и ничего нет, то она таки возьмет свое». «Приперли и ту, выпихали лодкой к сваям, подвязали веревками, подняли кверху... плюх! Как об доску, так наша Евдокия об воду и не ныряет, а как рыбонька сверх воды, так и лежит, и болтается связанными руками и ногами, крутит животом и поясницей и приговаривает: « Купочки-Купучи, купочки-купоньки!». Весь народ так и пришел в ужас... «Вот ведьма, да, да!».
«Навязали ей на руки и ноги каменюки, еще пудов двадцать навязали и на шею, на руки и на ноги и, отцепив от веревок, так ее и пустили в воду... Так что ж будем с сучей-пресучей бабой делать? Так и плавает сверх воды, и руками, и ногами болтается и приговаривает: «Купочки-Купуси!». Пистряк: «Несумнительно сия баба суть вот баб египетских. Она ехидна прелютая, похитила дождевые капли и скрывает у себя в чванце или в ином месте».
«...Так прытко плавает, как та щука, только впереди и позади волна устает, так как конечно, как ведьма плавает: уже так не по-нашему».
«Все кричат, гомонят, бегут к ней, против нее, всяк хочет тумака или подзатыльника ей дать... да и есть за что! Пусть не крадет с неба туч, не прячет дождя у себя на полке для посуды». «...Она есть прирожденная ведьма, которая и в воде с каменюками не тонет, и дожди с неба крадет, и призрак на людей насылает». «А что Зубихе досталось, так пусть бог охраняет! Пока господин Халявский был конотопским сотником, так пожила в роскоши. Был ей и батрак, была и наймичка, от сотника барщиной приставленная, и на ралец ходили в нее люди сейчас после сотнички, и никто не смел ее по имени: Семеновна или госпожа Зубиха. ...Как же господина Халявского изменили, так и на нее весь мир плюнул. И она таки быстро зачахла, зачернела и скоро дуба дала. И еще не сейчас и умерла. Что уже страдала! Умирает и не умирает, и руками, и ногами не двигает, а стонет на весь дом, так что и на улице слышно было... Некуда ее по-человечески похоронить; выволокли за село, зарыли в яму, прибили осиновым колом и сверху, чтобы еще не выскочила. Собаке собачья смерть!».
3.3. Работа над образом Евдокии Семеновны Зубихи. Беседа с вопросами:
• Кто такая Евдокия Зубиха? Из-за чего она попала на суд возле реки?
• Чем привела в удивление народ своим поведением героиня произведения во время ее наказания?
• Каким образом М. Забрёха и П. Пистряк решили использовать ведьму для удовлетворения собственных нужд?
• Почему Евдокия, несмотря на свое унижение властью Конотопа, решает «помочь» господину сотнику и писарю?
• Что свидетельствует о принадлежности Зубихи к «нечистой» силе?
• Как отомстила Евдокия всем тем, кто ее обижал и унижал?
• Какое уважение получила героиня во времена, когда сотником в Конотопе был господин Д. Халявский?
• Что произошло с Зубрихой в конце произведения?
• Выскажите собственное отношение к героине произведения и сравните его с авторским.
«Микрофон»: можно ли оправдать или осудить поведение и поступки Евдокии Зубихи?
Часть ХII.
• Как М. Забрёха готовился к свадьбе? («...Урядившись как можно лучше, и выбрившись чистенько, и чуб подстричь любесенько»).
• Из-за чего господин сотник и писарь не смогли выйти из дома, чтобы ехать в церковь на венчание?
Какое ворожение совершила Я. Зубиха над Н. Забрёхой и Пистряком накануне венчания? («...Их приятельница, Конотопская ведьма, которая сама такой призрак на них напустила и двери от них спрятала»).
На что пожаловался господин сотник Евдокии, когда та появилась в его доме? («Здесь таки было... Кто-то было двери у нас украл! Уже мы их лапали-лапали, ощупывали-ощупывали; пришлось было кричать, а ты здесь и вышла»).
Как Зубиха велела вести себя Забрёхе в церкви? («Иди лишь с боярином быстрее к церкви да и беры свою девку. Не рассматривай, она ли Елена, или не Елена, а только бери ту, что стоит на ларьке, возле груды, и в руках красную маковку держит. Гляди же, не очень капризничай, и на Елену, хотя ее и увидишь где, не торопись, то будет не она, а с маковкой твоя»).
Кому обвинила ведьма в бедах господина сотника?
Над чем размышлял Н. Забрёха, появившись в церкви?
Как случилось так, что Никита Власович обвенчался с Солохой?
Часть ХIII.
Какой вид имела Солоха после венчания? («Солоха! Девка красивая, нарядная, одетая... так как что было на ней к венцу одолжена, или плахта, или свита, или ожерелье… то все люди свое поснимали, а она и осталась голая, босая, рубашка черная, дырявая, расстегнутая, и только что куском старой плахты укрылась да и довольно»).
Чем господина П. Пистряка привлекала свадьба Елены с Д. Халявским? («...Так как видел, что здесь и кушанье всякое мудрое, и водки много, и поют подряд всех, не разбирая, кто первую пьет, а кто уже и пятую»).
Как М. Забрёха праздновал свою свадьбу? («Поехали, поехали, так дали порядок, достали кое-чего у господина Власовича, прикрыли грешное Солохино тело, стала хотя немного не так безобразная; посадили молодых за стол, кушанья же было всякого наварено, была же и водка. Таки ничего сказать: было дело с порядком»).
О каком обряде после свадьбы упоминается в произведении? Для чего он выполнялся?
Что старались подарить Н. Забрёхе в связи с его бракосочетанием? («...Тот хочет баранца, тот поросенка, тот теплушку, и уже господин П. Пистряк, конечно, как писарь, взял уголь у руки, хочет записывать на стене, кто что подарит, а шафер собирается выкрикивать такими голосами, какую кто скотину подарит...»).
• Какого содержания господину сотнику поступил «лепорт» из Чернигова вторично? («Там было такое писано, что господина Забрёху, зачем не послушал господина полковника черниговского и не пришел с храброй Конотопской сотней в Чернигов, как ему было писано, а вместо того заполаскивал в ставке конотопских молодиц и старых баб, будто платье, и с полдесятка их насмерть утопил; а дальше, как изыскал между них ведьму и ей и подвергся, и черту душу закрепостил, да и летал будто та птица заморская, что все люди видели, и испытывали удивление, и испугались, а некоторым маленьким детям и переполох выливали, так-то хорошо командовал господин сотник над своей сотней; так за то его с сотничества и сменить...»).
• Как Забрёха воспринял весть о своей отставке с должности сотника? («...Сидит, будто горячим борщом поперхнулся... и говорить бы то, и в горле застряло, и побледнел, и посинел, и остановился, и слезы пустил»).
• О чем надеялся прочитать П. Пистряк в «лепорте», перелистав вторую его страницу? («Как же почитал, что конотопским сотником поставили не его, как он желал и искренне надеялся, и с тем и Забрёху скрутил с сотничества, а из второй сотни взяли судденка, Демьяна Емельяновича господина Халявского, да и письмо уронил и голову наклонил...»).
• Как отреагировал писарь на назначение нового сотника в Конотопе? («Хотя! Подобьюсь под нового да и буду им орудовать... Недолго будет властвовать. Пошлю и сего в глупые, его и заменят, тогда уже, вероятно, я буду. Оставайся же, господин сот... то ли господин, господин Никита, со своей Солохой, а я пойду к новому господину сотнику, Демьяну Емельяновичу, и тот подарок, который чинил тебе на свадьбу, отнесу ему на ралец. А кто, ребята за мной?»).
• Почему люди внезапно покинули свадьбу Н. Забрёхи, узнав, что он уже не сотник?
«Микрофон»: сочувствуете ли вы Забрёхе в связи с устранением его с должности? Как относитесь к предательскому и коварному поведению П. Пистряка?
Часть XIV.
• Как Никита Власович отреагировал на измену писаря, когда тот прочитал об устранении его, господина Забрёхи, с должности сотника Конотопа? («А мне что за нужда?»)
• Чем обусловлено увольнение П. Пистряка с должности писаря?
• Кого обвинили Н. Забрёха и П. Пистряк в своих бедах? («Враг рода человического; Евдокия Зубиха, великоименитая ведьма преславной слободы Конотопа. Она и к убытку тебя препроведет; она и глумлениє над ними совершила, похитивши у нас двери; она превратила гнусообразную твою Паню Солоху - пусть здорова будет! - вместо липообразной госпожи Елены и поженила тебя с ней; она, она, всему злую суть и вина, и причина, и предмет»).
Каким образом Я. Зубиху стали уважать Елена и новый господина сотник? («Не имеет ныне власти над ней никто. Госпожа сотничка совершила ей парчовое возглавие, и новую наметку, и плахту; а господин сотник Халявский приставил к ней рабу и дал коня и мстителя, и делателя, чтобы и дрова рубил, и воду возил, и кота кормил. И дал ей власть на всем лице земном и колдовать, и обаять, и глумиться все время и полвремени»).
Как Н. Забрёха хотел отомстить Евдокии за то горе, которое она причинила ему и господину писарю? («Закличем ее, будто добрые, к себе в гости. Прежде почастуем, а дальше надаем тумаков, и щеки ей побьем, и зубы последние повыбиваем»).
«Заключение».
Какой была дальнейшая жизнь Елены и господина Халявского? («...Господин Халявский... очень быстро перед начальством что-то сделал, и его с сотенства освободили. Он... Елене очипок взбил, все космы пообрывал, и глаза поподбивал, а дальше подрезанную водил по всему Конотопу по улицам...»).
Чем Г. Квитка объясняет читателю причину устранения М. Забрёхи с должности сотенного? («...Чтобы не казался на писаря, а делал сам, как он есть начальник, и чтобы делал по правде, чтобы слушал, что приказано от начальства, а то ему начальство предписывает в поход идти, может, защищать народ от неприятеля, а он взялся заполаскивать женщин, вишь, топить ведьм, чтобы воротили дождь на землю; будто бы ведьмы могут против небесной силы какую пакость на свете сделать»).
За что был наказан писарь Пистряк? («...Чтобы не одурачивал своего начальника, не отправлял его в глупые, а чтобы делал и говорил перед ним всю правду. Чтобы, рассердившись на людей, не делал им беды, как здесь с женщинами: на кого сердился, а сколько душ занапастил, в воде потопил, и сирот оставил? А что пусть-пуще, чтобы не пил так плотно водки»).
В чем Г. Квитка упрекает господина Халявского и Елену? («Зачем сейчас бросились к ведьме? Зачем через колдовство и ворожение, покинув закон святой, себе поженились? Эге! Хотя и приняли брак, и как не через божью волю, а через Евдокию и через ее репейники и косточки сушеной жабы, так оно все и пало прахом»).
• О чем свидетельствует «окончание» повести?
• Как вы относитесь к ворожению? Верите ли в его силу?
• Какие события, по вашему мнению, являются реальными, а какие выдуманными?
• Согласны ли вы с приговором, который получил каждый герой в конце произведения? Сочувствуете ли вы им?
• Как, на ваш взгляд, можно ли считать героев повести реальными людьми?
«Свободный микрофон»: какие советы вы дали бы героям произведения относительно их дальнейшей жизни? Оформите их с помощью приема «Домино».
5. Народность произведения. Работа в парах.
Задача: исследовать уместность применения в повести пословиц, поговорок, точных высказываний, сгруппировав их по значению и предоставив надлежащий комментарий.
• «Старые люди говорят: только что еще задумаешь свататься, то и станешь сейчас врать, и что без вранья ни один мужчина не сватался».
• «Домой с тыквой так и бежит, как бежал к девке, думая рушник брать».
• «Говорит так, что и с десятью простыми головами не разжуешь».
• «Подавишься, как я тебе галушку подыму... Подведу тебя под монастырь...».
• «Вейтесь себе, куда хотите, хоть на виселицу».
• «Всяк мужчина имеет голову, голова имеет ум, ум имеет волю, а сия воля повелевает и десницей, и шуйцей, и всяким членом».
• «Бедствие и еще с бедствием».
• «Ел... аж за ушами трещало».
• «Пошил в глупые».
• «Гнет шею и лезет в беду, как вол в ярмо».
• «Когда разинет рот, так и лопата влезет».
• «Не дала бы деру».
• «Дуется, будто шкураток на огне».
• «Когда, говорит, не поп, то и не мыкайся в ризы».
• «Я после перепоя химеры погнал».
• «Полюбил... всем телом и душой, и сердцем, и всем животом».
• «Удавлюсь или мир за глазами пойду...»
• «Выгони из села, чтобы его и дух не пах».
• «Аж жижки трясутся, чтобы хотя бы его увидеть».
• «Не идет на ум ни еда, ни вода, если перед глазами беда».
• «Пойду мир за глазами».
• «Они здесь ханьки мнут».
• «Сидит, будто горячим борщом поперхнулся...».
• «Собаке собачья смерть!»
V. Закрепление изученного материала
1. Проведение тестового опрашивания.
Часть XII.
1. Во время свадебного обряда П. Пистряк у М. Забрёхи исполняет роль:
А) старшего боярина; б) дружка; в) старосты; г) цыгана.
2. За что господин сотник подвергал критике писаря, собираясь на свадьбу?
Чтобы тот:
А) был весьма медленным; б) непонятно высказывался; в) накануне много выпил вишневки; г) не составил стих, посвященный Елене.
3. Что разыскивали М. Забрёха и П. Пистряк в доме накануне свадьбы:
А) ночник; б) свадебные рушники; в) двери; г) казацкую саблю.
4. Каким есть содержание фразы Я. Зубихи к господину сотнику и писарю, который
Собирались на свадьбу: «Они здесь ханьки мнут»?
А) Не торопятся; б) спешат; в) организовывают завтрак; г) спят и вылеживаются;
Часть XIII.
1. Как ведьма отблагодарила Н. Забрёху за дебош, который он совершил над ней публично? Господин сотник:
А) был лишен собственного имущества;
Б) вместо Елены женился на Солохе;
В) не смог доказать свое превосходство над П. Пистряком;
Г) вынужден был постричься в монахи.
2. Во время венчания господин М. Забрёха обещал:
А) уважать духовенство;
Б) отвечать перед Богом за выполнение в семье родительских обязанностей;
В) не оставлять жену вплоть до самой смерти;
Г) не унижать достоинства жены при любых обстоятельствах.
3. Какие подарки получила Евдокия от господина Халявского за
То, что она оказывала содействие его бракосочетанию на Елене хорунживне?
А) Розовый платок и белую юбку;
Б) пояс и полосатую юбку;
В) изумрудное ожерелье и браслет;
Г) красные юфтевые сапоги и кибалку.
4. Зубиха на свадьбе господина Халявского с Еленой выполняла роль:
А) цыганки; б) светилки; в) дружка; г) матери.
5. Из-за чего П. Пистряк приобщился к свадьбе господина судденка с хорунживной? Так как:
А) там была М. Зубиха;
Б) уважал молодожена;
В) изъявил желание поруководить праздником;
Г) хотел вкусно поесть и напиться водки.
6. Кто согласно содержанию «лепорта» был назначен сотником в Конотопе вместо господина Власовича?
А) Брат Елены хорунживны; б) писарь П. Пистряк; в) господин Д. Халявский; г) казак, который приехал из Чернигова.
7. Что заставило общину внезапно покинуть свадьбу Н. Забрёхи? Так как:
А) необходимо было немедленно собираться и отправляться в военный
Поход в Чернигов;
Б) господин сотник имел дружеские связи с ведьмой Зубихой;
В) узнала, что Никиту Власовича сместили с должности;
Г) на Конотоп напали татары.
8. Как сложилась судьба Евдокии Зубихи в конце произведения? Она:
А) жила счастливо и долго;
Б) больше не гадала, а занималась сельским хозяйством;
В) лечила людей, применяя нетрадиционную медицину;
Г) умерла и ее как собаку похоронили.
Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.
2. Работа на карточках.
Карточка № 1.
1. Почему, на ваш взгляд, Г. Квитка-Основьяненко называет свое произведение сказкой? Свои соображения докажите, ссылаясь на фактический материал.
2. Сравните условия жизни Евдокии Зубихи в то время, когда Д. Халявский был конотопским сотником и после его увольнения из этой должности. Чем это обусловлено? Приведите убедительные аргументы.
3. Какое ворожение совершила ведьма над Н. Забрёхой и П. Пистряком накануне венчания сотника? Они под влиянием Семеновны:
А) опьянели;
Б) не имели возможности грамотно высказать свою мысль;
В) не смогли выйти из дома, так как не находили двери;
Г) забыли, куда им надо было идти.
Карточка № 2.
1. Из-за чего, по вашему мнению, у казаков Конотопа постоянно изменялось руководство? Кто же должен был быть следующим сотенным после Д. Халявского? Ответ обоснуйте.
2. С помощью каких средств комического Г. Квитка старается высмеять отрицательное на примере своих героев? Укажите примеры.
3. Почему П. Пистряка уволили с должности писаря? Поскольку он:
А) старался оболгать Я. Зубиху;
Б) отказался писать то, что приказывал господин;
В) не поддерживал авторитет господина судденка;
Г) высказался не понятным для всех языком.
Карточка №3.
1. Как вы считаете, из-за чего смерть Я. Зубихи была страшной? Какую мысль относительно этого высказал сам автор повести?
2. Кто, по вашему мнению, виноват в том, что судьба каждого из героев произведения является несчастной? Ответ мотивируйте.
3. Оставшись без должностей, М. Забрёха и П. Пистряк:
А) решили посвятить себя служению Богу;
Б) стали обрабатывать землю;
В) выехали в Киев;
Г) приобщились к водке, которую каждый день с горя употребляли.
VI. Итог урока.
Значение Г. Квитки-Основьяненко для развития украинской культуры и духовности.
• Основатель новой украинской прозы (внес в литературное употребление не известные еще у нас жанры: повесть, рассказ, фельетон, эпиграмму).
• Ввел в украинскую литературу метод сентиментализма.
• Продолжил традиции бурлескной литературы.
• Стал одним из представителей натуральной школы (главные принципы школы — реализм и народности, ее основатель — Н. Гоголь).
• Наглядно показал большие художественные возможности украинского языка.
• В своих произведениях отобразил жизнь почти всех слоев тогдашнего общества — шире, чем у И. Котляревского.
• Правдивое изображение жизни трудового крестьянства — народности творчества.
• Инициировал организацию первых периодических изданий (журнала «Украинский вестник», альманахов «Утренняя звезда» и «Новолуние»), первого отдельного сборника украинских пословиц и поговорок.
• Повлиял своим литературным заделом на творчество Т. Шевченко, Марка Вовчок.
VII. Объявление результатов учебной деятельности
VIII. Домашняя задача.