Г. Кулиш. Кредо художника, его романтическая лирика («Три желания», «Завороженный колодец»)

Цель:               проявить особенности кредо художника, романтическую направленность его программных лирических произведений; обработать их идейно-художественное содержание и тематическую направленность; развивать культуру связной речи, творческую фантазию, умение грамотно высказывать собственные мысли, чувство, формировать эстетические вкусы; воспитывать чувство уважения к личности человека, ее стремлений, желаний; любви к красоте природы родного края.

Тип урока:     усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет П. Кулиша, тексты программных произведений, иллюстрации к их содержанию, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока

 Организационный момент. Эмоциональная готовность учеников к уроку

 проверка домашнего задания

Минуты творчества

Прослушивание отрывков из ученических мини-докладов: «П. Кулиш - неординарная личность». Выводы прослушанного оформляются с помощью приема «Домино».

 Актуализация опорных знаний

Литературный диктант «Страницами жизни и творчества»

Продолжите предложение.

  • П. О. Кулиш родился … (8 августа 1819 года в городке Воронеж Глуховского уезда Черниговова (теперь Шосткинкого района в Сумах). 
  • Еще из детства будущий писатель захватывался…(народным творчеством, пересказами, песнями о казацком прошлом). 
  • Учебное заведение, в котором П. Кулиш начал получение образования…(уездное училище) 
  • Первая литературная попытка — … (рассказ «Цыган», что представляет собой обработку услышанной от матери сказки). 
  • Профессиональная деятельность мастера слова…(учительствование) 
    •  «Можно сказать, что это сошелся низовый куриннык, сечевик с городовым казаком-кармазинником»,— так отмечал П. Кулиш о себе и … (Т. Шевченко) 
    • Псевдоним жены Пантелеймона Александровича, которая тоже была писательницей…(Анна Барвинок) 
    • Писатель, о котором П. Кулиш написал двухтомную работу «Записки в жизни…»(Николая Васильевича Гоголя) 
    • Находясь в Петербурге, художник основал собственную … (типографию)
    • Г. Кулиш возглавлял отдел критики журнала…(«Основа»)
      • Выделите поэтов мировой литературы, произведения которых было довольно мастерски переведено Пантелеймоном Александровичем — это … (Й. Гете, Г. Гейне, Ф. Шиллер, Дж. Байрон, В. Шекспир, О. Пушкина, О. Кольцов)
      • Вместе с И. Нечуем-Левицким, львовским издателем и профессором И. Пулюем П. Кулишем было осуществлено … (издание украинского перевода Библии).


Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Блиц опрос

  • Что характерно для романтизма как ведущего направления в литературе?
  • Кто из украинских писателей писал художественные произведения под влиянием романтизма?
  • Из-за чего эти творческие личности выступали против нормативности класицистичного искусства, против его канонов и ограничений.

IV.  Объявление темы и цели урока.
Мотивация учебной деятельности

V.  Основное содержание урока

Лишь природа делает великое даром.

О. Герцен

Богатством питается лишь тело,

а душу увеселяет родственная работа.

Г. Сковорода

1. Вступительное слово учителя

Как прозаик П. Кулиш не только проявил значительное художественное дарование, а и показал себя новатором, способным прокладывать новые пути в литературе. Тем не менее его поэтический талант оказался заметно более слабым - способ образного мышления, мировоззрение и мировоззрение

 

очевидно, больше отвечали эпическому типу творчества. И была на то еще одна важная причина, которая, возможно, не дала П. Кулишу пойти дальше. К тому времени поэтический мир Украины был озарен гением Т. Шевченко. Влияние Кобзаря на развитие украинской поэзии был таким большим, что почти все художники второй половины ХІХ столетие находились под этим воздействием, часто бездумно, слепо наследуя его.

Тем не менее, написанное П. Кулишем как поэтом заслуживает нашего внимания и признательность, в частности, это касается тех произведений, в которых он отошел от Шевченковских канонов, проявил собственное поэтическое лицо.

2. Обработка программных поэзий П. Кулиша 2.1. «Три желания».

2.1.1.    Выразительное чтение произведения с соответствующим комментарием.

2.1.2.    Тема: высказывание благородных желаний поэта, противопоставляя их всему этому, что властвует в обществе.

2.1.3.    Идея: возвеличивание стремлений писателя собственная жизнь сделать духовно богатым, искренним, добрым, полезным на благо других.

2.1.4.    Основная мысль: ни сокровища, ни высокое положение в обществе, ни «мировые утехи» делают человека счастливой, веселят ее душу и сердце, а порядочность, честная работа, «солнце доброты», человеческое уважение — вот что поднимает личность над всем мелочным и никчемным в жизни.

2.1.5.    Жанр: гражданская лирика.

2.1.6.    Художественные особенности поэзии.

Эпитеты: «вертоградов пышно-прохладных», «добрый порядок», «мысли благородные», «мировые утехи», «олухи большие», «веселый в сердце смех», «пылать тихие», «облачный пройти».

Повторы: «Я не хотел бы…»,«Лишь бы у меня был...».

Метафора: «смех был в сердце».

Обращение: «О солнце доброты».

Риторический оклик: «Сияла ты мне в  облачные мечты пройти!».

2.1.7.  Идейно-художественный анализ стиха. Беседа по вопросам:

  • При каких условиях у людей возникают желания?
    • О чем свидетельствует эпиграф к произведению? Какую картину имел в виду О. Пушкина?
    • Чему П. Кулиш не желает иметь таких палат как у царя? Как это его характеризует?
    • Что отмечает поэт о своей гармонии с собственной душой? Есть ли она зеркалом внутреннего залога человека?
    • Как вы понимаете фразу «мировые утехи»? Чему они не привлекают художника?
      • Кто, по мнению поэта, есть «олухами большими»? Чем вызванное его отрицательное отношение к такому типу людей?
      • В чем усматривает наслаждение П. Кулиш, находясь в своих палатах сред собственно написанных книжек?
      • Чем вызванное пренебрежительное отношение художника к богатству, популярности, высоты социального положения?
      • Какое значение имеет для поэта оскорблений Мадонны?
        • Что имел в виду «облачный пройти»? Микрофон для наблюдательных! «Или придерживался П. Кулиш


в собственной жизни тех критериев, изложенных в поэзии?» Ответ лаконично мотивируйте. 2.1.8. Составление таблицы основных признаков жизненного кредо П. Кулиша («желаний») и тех, которые не имеют для него существенного значения.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент

Кредо

Художник не нуждается в