Франсуа Вийон. Гуманистическое содержание «Баллады Примет»

Слово учителя.

В произведении четко определены две силы, которые взаимодействуют между собой - это лицо лирического героя и жизнь во всем разнообразии ее проявлений, которую герой старается познать. Вместе с тем он стремится познать и себя, свою собственную природу, мысли, чувства, место в мире.

•          Что вы можете сказать о герое? Что пришлось ему перенести? Какой он человек? (Лирический герой не идеальный человек, он такой, как все, так как жил реальной, земной жизнью. И вместе с тем отличается от других, поскольку стал философом. Он обладает

жизненным и духовным опытом. Испытав разные неприятности судьбы, он научился отличать настоящее от иллюзорного, добро от зла. Однако он не распределяет мир на «черное» и «белое», так как мир для него сложный и прекрасный в своей сложности).

5.         Постижение философского содержания баллады. Раскрытие подтекста.

•          Найдите строки, в которых речь идет о природе, добре и зле, разнообразии мира, судьбе человека; горе и радости, смерти, настоящей и фальшивой любви; измене, работе, мечтах и реальности, церкви, богатстве и будничность, юности, зрелости, старости.

Словарная работа.

Рим всех ощипывает — глава католической Церкви был в Риме и деньги со всех католических церквей Европы шли в Рим.

Гуситская вина — Ян Гус — глава Пражского университета, возглавил движение против католической церкви. Был казнен в 1415 году.

6.         Работа над выразительным чтением.

а)         Темп (медленный);

б)         логические ударения именно на те существительные, которые являются приметами

жизни;

в)         внимание на разделительные знаки;

г)         выразительное чтение.

7. Работа со стихами поэта.

Для того, чтобы вы больше узнали о творчестве поэта, поняли его, я хочу сообщить вам еще такой факт.

Сановитый вельможа Франции, богатый феодал и воин, герцог Карл Орлеанский, захватывался литературой и искусством, сам был незаурядным поэтом. В его замке в Блуа часто устраивались поэтические соревнования, на которые приглашались самые талантливые тогдашние поэты.

  • В 1458 году сюда приехал из Парижа молодой поэт Франсуа Вийон. В одном из соревнований на заданную тему двенадцать поэтов должны были написать балладу, сотканную из целиком противоположных утверждений и положений. Победителем этого соревнования стал Вийон.
  • В жажде гибну возле фонтана, Зубьями возле костра сечу,
  • Чужеземцем в родном крае блуждаю,
  • Немую криком, молча я кричу,
  • Я догола одетый в парчу, Смеюсь от слез, от болтовней немею,
  • Радуюсь сердцем в мучениях безнадеги.
  • В страдании есть для меня счастье хмель,
  • Нищий - сокровищами мира владею,
  • Везде принятый, я гоним отовсюду.

Каждые следующие десять строк заканчивались рефреном: «Везде принятый, я гоним отовсюду».

В этих словах была горькая судьба правды.

Учитель. Обратите внимание на построение произведения. Каждая строка содержит противопоставление.

•   Нищий — сокровищами мира владею. (О каких сокровищах идет речь?).

8. Подведение итогов урока.

Давайте нарисуем ассоциативный куст к личности поэта. Какие ассоциации возникают? (Ученики рисуют). Франсуа Вийон — поэт, гуманист, несчастливый, смелый, изгнанный из Парижа. О чем писал свои произведения поэт-гуманист?

Слово учителя.

Искренняя, задушевная поэзия Вийона, ее гуманизм и глубокий лиризм, правдивость и высокое мастерство обеспечили ей долгую жизнь.

Франсуа Вийон был великим предшественником плеяды поэтов эпохи Возрождения. Его уважали Ф. Рабле, Ж. де Лафонтен, Ж. Б. Мольер, В. Гюго. Трагическая судьба Ф. Вийона не раз становилась сюжетом для поэтических произведений в мировой литературе. Переводчиками его произведений были Леонид Первомайский, Н. Гумилев, В. Брюсов.

9. Домашняя задача.

1.         Выразительно читать балладу.

2.         Попробуйте составить перечень примет нашей жизни. Какая проблема является главной для современности?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент