x x
menu

Фантастический реализм в романе «Буранный полустанок» («И дольше века длится день»)

После шестидесятницкой генерации с попытками национального возрождения, теперь уже на ленинских началах, которые якобы были проигнорированы во времена культа, немного представителей музы сознавало разрушительный дух времени, бесперспективность декларированных кремлевской геронтологией идей. Заидеологизированная художественная сфера, ориентированная на воспевание призрачных идеалов, не в силах была возвратить утраченные связи поколений: поклонение не Творцу, а его подмене земными идолами продиктовало этику неоязычества.

Серьезная духовная деградация компенсировалась паломничеством к Мавзолею вождя революции - гробнице "красного терафима" (Ю. Воробьевский), с вершин которой принимались советы и давались клятвы верности "бессмертным идеалам".

Что-то загадочно мистическое скрывалось за этим массовым поклонением: отрекаясь от Христа под давлением атеистических моральных постулатов (в годы войны с фашизмом по инициативе Сталина и Жукова было восстановлено свыше двадцати тысяч православных храмов, а во времена "хрущевской оттепели" их было разрушено больше, чем в пресловутые тридцатые ленинско-троцкистской командой), население большой страны вынуждено было поклониться дьявольской подмене - искусственно создаваемой нетленности, которая должна была бы символизировать бессмертие (в 20-е годы, когда в сооружение гробницы красного фараона после прорыва канализации хлынули нечистоты, патриарх Тихон, замученный позднее большевиками, сказал: "По мощам Ленина!"), а на самом деле "вампирить народ, пить его жизненные соки, наводить и наводить на него красную порчу" (Ю.Воробьевский).

О духовном кризисе общества "развитого социализма" брежневской эпохи, о моральном отклонении вождей, о необходимости возвращения к храмам скажет весомое слово большой литературный авторитет Олесь Гончар в своем романе "Собор" (1868), где писатель, который верил в свой народ, поставил под сомнение возможность существования денационализированного, основанного на историческом беспамятстве, перекройке человеческих душ "земного рая", развивая тезис великого Довженко о приоритете духовного, а не материального начала в человеке, о единстве со своими корнями.

Роман, который утверждал жизнь в ее национальных, традиционных морально-христианских проявлениях, в высоких взлетах человеческого духа, будет предана остракизму, будет трактоваться как творческая неудача автора, всесоюзный и международный авторитет которого сдерживал вельмож от жестокой расправы над ним.

Незаурядным явлением в литературе, которая будет поднимать на рубеже 80-х годов вопросы духовного общественного кризиса, станет роман Чингиза Айтматова "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок" - 1980). Этот писатель послевоенного поколения входил в литературный процесс в когорте шестидесятнической генерации. Первая его повесть "Джамиля" (1.958) была напечатана в журнале "Новый мир" в переводе с киргизского языка (на родном языке киргизский и собственно русский прозаик писал до 1965 года), принеся со временем автору мировое признание. Уже тогда Ч. Айтматов заявил о себе как незаурядный талант, в частности как мастер поэтической прозы с оригинальным объединением драматических коллизий и лиризации человеческих чувств, описаний природы, народного колорита, неординарных человеческих характеров в их смелых жизненных выборах.

Верный своему амплуа останется писатель и в следующих повестях "Первый учитель" (1959), "Верблюжий глаз", "Материнское поле" (1963) и др. Со временем увидела мир повесть "Прощай, Гульсары" - первое русскоязычное произведение писателя.

Трагическая судьба коня-иноходца Гульсары, который сопровождает на протяжении многих лет своего хозяина, это своеобразная метафора человеческой жизни, которая становится подконтрольным и подневольной, будучи оторванным от свободы, от естественных условий существования.

Нелегкий путь ошибок и прозрение проходит и Танабай, который в коллективизацию, непоколебимый в революционной целесообразности, не пожалел и родного брата, а спустя некоторое время и сам становится жертвой партийно-государственных чиновников.

В 1977 году выходит повесть Ч.Айтматова "Рябой пес бежит краем моря", в основу которой легли мифологически-эпические мотивы. Уже в этом произведении проявляется ярко новая грань таланта писателя как мастера фантастически-реалистического письма. Эта манера станет определяющей и в следующих романах Ч. Айтматова "Буранный полустанок" (1980), "Плаха" (1986), "Клеймо Кассандры" (1996), что особенно будет роднить писателя с колумбийским прозаиком Гарсиа Маркесом - автором замечательных символически-реалистических сказов "Сто лет одиночества", "Полковнику никто не пишет", "Сказка о Эрендире и ее бездушной бабушке", "Притча о моряке, который потерпел корабельное крушение" и т.п.

В повести Ч.Айтматова "Рябой пес бежит краем моря" (печаталась и в "Новом мире", и в украинской "Отчизне") неординарная жизненная ситуация (четверо людей, среди которых и мальчик Кириск, оказываются после шторма в открытом море среди густого тумана) объединяется с мифологическими факторами - легендами и пересказами нивхов.

В произведении нет признаков времени и пространства. Именно этот фактор очерчивает мизерность человеческого "я" в бесконечных пространствах планеты и Вселенной. Однако человек мыслит, он способен постигнуть космическое и земное величие и потому не безнадежен (в какой-то мере здесь ощущается идейный отголосок повести Э. Хемингуэя "Старик и море"). Лейтмотивом проходит через произведение и традиционный моральный закон бытия: старшие гибнут во имя жизни следующих поколений. Эта же идея была доминантной и в ряде военных повестей (например, "Сын капитана" А. Димарова, "Волчья стая" В. Быкова). 

Роман "И дольше века длится день" ("Буранный полустанок") Ч. Айтматова вышел в печать через пять лет после автобиографической повести "Ранние журавли". Но было еще и замечательное символически-реалистическое произведение - «Белый пароход», где автор через судьбу мальчика старается показать несоизмеримость высоких порывов и мечтаний, человеческого милосердия перед силой жестокого, бездуховного, меркантильного мира.

"Буранный полустанок" в основе своей - произведение полифоническое, проблематика его раскрывается через реалистические, символические картины, в раздумьях и ретроспекциях. Однако и здесь все подчинено доминантной идее: разрыв с традиционными основами бытия, с исторической памятью, с генезисом рода и народа, бездумное потребительство, моральная поляризация людей поставили общество на грань катастрофы.

С целью осмысления возможности планетарной катастрофы Ч. Айтматов впервые в своей творческой практике (как отмечает он сам) использует фантастический сюжет, который сыграет ключевую роль в постижении сложной идейной проблематики романа. Само название произведения "И дольше века длится день" (вспомним библейское: "У Бога один день как тысяча лет и тысяча лет как один день") свидетельствует о выходе автора и его героев за границы временных и пространственных барьеров, хронология событий тут в  воспоминаниях, ретроспекциях, фантастических эпизодах помогает раскрыть внутреннюю сущность человеческой души в ее нелегких поисках истины, самого смысла существования.

Фантастический реализм писателя в романе с двойным названием (в варианте романа-газеты произведение названо как "Буранный полустанок" - по эпицентру событий) - это тот реализм, где реальное сталкивается с фантастикой так, что в него (по выражению Ф. Достоевского) вынуждены верить. Старинные мифы, легенды и пересказы, мистицизм Н. Гоголя, М. Булгакова, Гарсиа Маркеса, виртуальная действительность в произведениях украинских писателей В.Земляка или П. Загребельного, научная фантастика Александра Беляева, Алексея Толстого, Герберта Уэллса, Станислава Лемма в своей самобытности и разнообразии волнуют и приводят к серьезным раздумьям именно своей приближенностью к реальной жизни. Фантастическое - это своеобразная гиперболизация и метафоризация действительности, которую читатель должен постигнуть во всей ее сложности, посмотреть на нее с философской точки зрения. Именно это подчеркивает во вступительном слове Ч.Айтматов.

Сокровенные глубины человеческого сознания (как конкретного индивида, так и общества вообще) с помощью фантастических элементов взращиваются с простыми, на первый взгляд, но сложными и противоречивыми, часто абсурдными коллизиями будничности. Именно эти факторы лежат в основе идейно-проблематического пласта резонансного не только для своего времени романа "И дольше века длится день" Ч. Айтматова.

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать