Эвристический урок по изучению романа М. Булгакова. Часть вторая

Учитель обращает внимание учащихся на то, что гроза заканчивается отнюдь не тьмой. Ученики находят в тексте соответствующие слова: «Прошло некоторое время, и пелена воды перед глазами прокуратора стала редеть. Как ни был яростен ураган, он ослабевал. Сучья больше не трещали и не падали. Удары грома и блистания становились реже... Светлело» - Ершалаим. «Грозу унесло без следа, и, аркой перекинувшись через всю Москву, стояла в небе разноцветная радуга, пила воду из Москва-реки» - Москва. Комментируя эти фрагменты, ученики говорят, что Добро, лежащее в основе мироздания, сильнее Зла. Нарушенная злом гармония вновь восстанавливается, Свет побеждает тьму. Мир не погиб, Снова и снова дается ему надежда на спасение, символом которой является радуга (в Библии радуга - знамение вечного завета между Богом и людьми).

  • Люди... Осознали ли они свою вину? Вышли ли к Свету?

Учащимся предлагается выяснить, каково авторское отношение к героям, считает ли он их достойными Света, а если нет, то почему. Разобраться в этом поможет образ-символ луны. Необходимо найти первое появление ее в романе:

  • «- Да; было около десяти часов утра, досточтимый Иван Николаевич,- сказал профессор. Потом  провел рукой по лицу, как человек, только что очнувшийся, и увидел, что на Патриарших вечер. ... Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна в высоте полная луна».

Вспомните, не связывалась ли луна и в других местах романа с образами Иешуа и Пилата?

Ученики находят в тексте:

  • «... луна висела высоко в небе, и прокуратор не сводил с нее глаз в течение нескольких часов.
  • ... от ступеней крыльца к постели тянулась лунная лента. И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх, прямо к луне... а рядом с ним шел бродячий философ...
  • ...Казни не было!..
  • Он пойдет на все, чтобы спасти... ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача»

Ученикам может показаться, что именно при луне совершаются все «темные» дела: сеанс в Варьете, история с Римским и т. д. ... Но это заблуждение. «Темные» дела творятся во тьме, а луна должна служить напоминанием героям о том, что «свет во тьме светит, и тьма не объяла его», что есть спасение, Истина, Добро. Вероятно, как вызов силам Добра следует понимать то, что бал Воланда назначен на полнолуние. Но происходит бал не при лунном свете, а при электрическом, хотя сам Воланд «не любит электрического света». Очевидно, сияние ночного светила ему еще более неприятно. И все же, нет ли в романе места, когда лунный свет врывается в спальню Воланда? Ученики говорят, что как только Маргарита произнесла свое самое заветное желание, «тяжелая занавеска», до того не дававшая лунному свету проникнуть В спальню Воланда, «отодвинулась... и в далекой высоте открылась полная... луна. От подоконника на пол лег зеленоватый платок ночного света, и в нем появился ночной Иванушкин гость, называющий себя мастером».

Таким образом, луна не только не имеет никакого отношения к действиям злых сил, но, напротив, сопровождает торжество Добра и Любви.

Подтверждение мысли о том, что луна является символом Истины, они находят в последней главе романа. Именно при свете луны летят «в своем настоящем обличье» Воланд, его свита, Маргарита и мастер. Характерно и то, что «ночь хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы» еще до появления луны но «когда... из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, ... утонула в туманах колдовская нестойкая одежда». Таким образом, в романе настойчиво проводится мысль о том, что при луне никакие обманы существовать не могут, они исчезают совершенно, как ложь при свете Истины. Луна является индикатором, который помогает выявить сущность героев, их отношение к Истине.

Учитель останавливается на «отношениях» ночного светила и мастера. Образ мастера неоднозначно воспринимается критикой. Одни литературоведы говорят, что это образ автобиографический - другие видят в нем идеал писателя. Есть и противоположные мнения, которые основываются на том, что, согласно воле автора, мастер достоин лишь покоя, но не света. Причиной этого большинство исследователей считает то, что мастер «сломался», возненавидел свой роман, отказался от борьбы. Попробуем выяснить авторское отношение к герою. Ученики находят в тексте упоминания о луне, которые связаны с образом мастера, пытаются проникнуть в подтекст каждой ситуации. Если возникают затруднения, им помогает учитель.

Итак, разговор мастера с Иваном. Обратим внимание на два момента: «... на балконе возникла таинственная фигура, прячущаяся от лунного света».

  • « - Будем глядеть правде в глаза,- и гость повернул свое лицо в сторону бегущего сквозь облако ночного светила».
  • Начнем со второй цитаты. Булгаков использует здесь интересный прием, фразеологизм «смотреть (глядеть) правде в глаза» употребляется как бы в буквальном значении. Произнося «будем глядеть правде в глаза», мастер смотрит на луну-символ Истины. Однако вдумаемся в слова мастера, последовавшие за этим: «И вы, и я - сумасшедшие, что отпираться!».
  • Такая ли уж это правда! Если мастер действительно болен  (или во всяком случае, был болен), то Ивана нельзя назвать сумасшедшим.

Почему же мастер все-таки не заслужил Свет? Учитель обращает внимание учащихся на слова Воланда: «Ваш роман прочитали... и сказали ТОЛЬКО одно, что он, к сожалению, не окончен». Неоконченный роман символизирует не познанную ДО конца Истину. Чем он должен был окончиться? Существует мнение, что роман следовало окончить воскресением Иешуа. Без сомнения, и среди учеников окажутся приверженцы такого взгляда. Однако, во-первых, у Булгакова мы не находим и намека на физическое воскрешение Иешуа, а, во-вторых, роман мастера не остался неоконченным:

  • «... Воланд сказал:
  • -        Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одною, фразой!
  • Мастер как будто бы этого ждал уже... Он сложил руки рупором и крикнул:
  • -        Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»

Не случайно перед тем, как сообщить «приговор», Воланд показал мастеру его героя. Быть может, это было последнее испытание мастера, проверка, способен ли он, наконец, познать Истину. Но, увы... Для того, чтобы ученики поняли, в чем «вина» мастера, попросим их сравнить, как вели себя в этой ситуации мастер и Маргарита. Мастер «стоял неподвижно и смотрел на сидящего прокуратора». Маргарита не смогла остаться пассивной наблюдательницей, видя страдания Пилата. Она не стала дожидаться, как мастер, «санкции» Воланда, чтобы крикнуть: Отпустите его!. Мастер же оказался неспособным на такое чувство.

Однако есть еще эпилог, и во сне Ивана мастер и Маргарита уходят к луне. На основании этого некоторые исследователи утверждают, что мастер все-таки обрел Свет. Возможно. Однако обратим внимание на опять-таки пассивную позицию героя: Маргарита «выводит... за руку пугливо озирающегося обросшего бородой человека»; и к луне не «уходят» мастер и Маргарита, а «уходит» Маргарита «со своим спутником» . Она пытается спасти мастера, но к Свету человек должен прийти сам. Пока мастер еще не достиг его. А Маргарита?

Ученикам предлагается подумать, почему она не заслужила Свет. Если будет высказано мнение, что причина - в ее обращении за помощью к Воланду, участии в бале и т. п., то им следует предложить сравнить Маргариту и Левия Матвея. Левий проклинает Бога и тем не менее обретает Свет. Что же сделало Левия достойным Света? Ученики приходят к выводу: его самоотверженная преданность Иешуа. Ради того, чтобы избавить Иешуа от страданий, Левий готов на любые муки и даже на смерть: «Ему было безразлично, как погибать. Он хотел одного, чтобы Иешуа... избежал... истязаний».

Маргарита очень похожа на Левия. Как и он, готова на все ради любви (в этом, кстати, главное отличие этих героев от мастера). Маргариту и Левия связывает и множество второстепенных деталей, в частности, мотив опоздания. Причем Маргарита сама чувствует свое сходство с Левием: «Да, да, да, такая же самая ошибка! Зачем я тогда ночью ушла от. него?.. Да, я вернулась, как несчастный Левий Матвей, слишком поздно!». Если Левий заслужил свет, то Маргарита, без сомнения, тоже. Она даже добрее Левия, никого не любившего, кроме Иешуа. Вспомним об ее отношении к мужу, которому она не хочет причинять лишнюю боль: «Я не хочу, чтобы у него навсегда осталось в памяти, что я убежала от него ночью». Ложь вообще противна натуре героини. И если она не рассталась с мужем в тот же день, когда поняла, что любит мастера, то лишь потому, что сомневалась, Нужно ЛИ это любимому (и не без оснований, мастер ни разу не заговорил с ней об этом). Маргарита боялась стать обузой для него. Поэтому, когда мастер говорит, что не допустит,  чтобы она бросила мужа, т. к. не хочет ее гибели, героиня переспрашивает:

- Только эта причина? - Только эта. Она страшно оживилась, ... сказала:

- Я гибну вместе с тобой. Утром я буду у тебя».



Портретная характеристика персонажей