Эвристический урок по изучению романа М. Булгакова. Часть третья

В литературоведении высказывалось мнение, что Маргарита, прося за Фриду, знает, что «Воланд, так или иначе займется судьбой мастера». Отнюдь: она ничего не знает, поэтому и принимает решение, мучаясь, страдая. Но чужое страдание она чувствует острее, чем собственное, и потому ради Фриды готова даже отказаться от встречи с мастером (но не от любви). А то, что Маргарита не может равнодушно смотреть на муки Пилата, уже отмечалось. Необходимо обратить внимание учеников на то, что открытое, доброе отношение героини вызывает у тех, кто ее окружает, ответное чувство. К Маргарите относятся с любовью или по крайней мере с симпатией все, кто так или иначе сталкивается с ней. С искренней теплотой относится к Маргарите Наташа. Недаром она не завидует хозяйке, а желает ей счастья. А это не так уж часто бывает... Неподдельное уважение и восхищение испытывает, увидев Маргариту (и даже только услышав о ней, из уст мастера), Иван, сразу же проникся доверием к ней испуганный мальчик (а отношение ребенка всегда - и эта мысль традиционна для русской литературы - было проверкой для человека, потому что дети остро чувствуют фальшь, так же, как и искреннюю любовь).

Луна («индикатор») постоянно сопутствует Маргарите. Ученикам может даже показаться, что луна «одобряет» все поступки героини, в том числе разгром, учиненный ею в квартире Латунского. Ведь влетевшая в окно Маргарита пробегает по лунной дорожке. Получается, что Булгаков считает дальнейшие действия героини соответствующими Истине? Или лунная дорога вовсе не символизирует путь к Истине? Но ведь Маргарита бежит не к луне, а от нее, т. е. удаляется от Истины!

Луна вовсе не сопровождает Маргариту, как это представляется на первый взгляд, в ее полете на шабаш. Напротив, «летящая любовалась тем, что луна несется над нею... обратно в Москву и в то же время странным образом стоит на месте» (234). Ночное светило напоминает героине, что не таким образом следовало бы спасать мастера, но, увы, отчаявшаяся Маргарита не видит иного пути.

Пребывание на балу явилось для героини главным испытанием. Она должна была сделать окончательный выбор между добром и злом. Казалось бы, бал должен был навсегда соединить ее с миром зла. Но этого не происходит. Маргарита выбирает Добро. Душа ее словно очищается от злых чувств. Теперь Маргарита не только не хочет сама мстить Латунскому, она приходит в ужас при мысли, что из-за нее он может пострадать: «Нет, умоляю вас, мессир, не надо этого!» - восклицает она, видя, что Азазелло собирается «наказать» Латунского.

Луна по-прежнему сопутствует Маргарите, только теперь героиня действует как бы в гармонии с ней. Так, «луна помогала Маргарите» рассмотреть фигуру Пилата, и, в отличие от мастера, Маргарита не только глазами, но и сердцем увидела показанное луной и откликнулась на чужую боль.

Почему же Маргарита не заслужила свет? Она заслужила его, но, как сказал Воланд, «тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит». Во сне Ивана Маргарита, чей образ стал для него символом Любви, «складывается» из лунного света, т. е, как бы сливается с луной. И это еще раз подтверждает МЫСЛЬ О ТОМ, что Любовь и Истина, Булгакову,- одно и то же.



Портретная характеристика персонажей