Цель: дать основные сведения об авторе, показать вечную борьбу добра и зла в искусстве вообще и конкретно в рассказе; охарактеризовать образы мальчиков в защите гуманных убеждений; развивать умение высказываться, критически мыслить; воспитывать сочувствие, милосердие, доброту по отношению к окружающей среде.
тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: текст, портрет Е. Гуцало, выставка его произведений.
Ход урока
I. Объявление темы, цели, задач урока
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа.
- Что такое искусство?
- Назовите известные вам виды искусства. (Живопись, кино, музыка, литература)
- Назовите способы образотворчества в каждом из видов искусства. Приведите примеры.
- Что является предметом изображения в музыке, живописи, кино, литературе?
- На уроках украинской и зарубежной литературы во время изучения произведений разных авторов вы, наверное, заметили, что темы, которые поднимают поэты, и писатели, почти одинаковые. Почему? Назовите важнейшие из них. (Подвести детей к мысли, что тема добра и зла - одна из сквозных тем не только в литературе, а вообще в искусстве. Учитель может продемонстрировать репродукции картин, прослушав музыкальные произведения, тема которых - добро и зло в разных его проявлениях.)
- На уроках этики вы знакомились с понятием добра и зла. Что же есть добро?
- Назовите критерии оценки доброго человека, продолжая предложение:
Добрый человек - это человек, который...
Злой человек - это человек, который...
- Назовите примеры литературных произведений, которые вы изучали на уроках украинской и зарубежной литературы, где тема добра и зла является основой. Как она решается?
- Можно ли утверждать, что добро всегда побеждает зло? Докажите свою мысль, приведите примеры.
ІІІ. Восприятие и усвоение учениками учебного материала
1. Рассказ о Е. Гуцало.
Рассказ «Лось», который вы прочитали на сегодняшний урок, написал украинский писатель, автор многих произведений для детей Е. Гуцало.
- Кто же он такой?
Родился Евгений Филиппович Гуцало 14 января 1937 г. в с. Старом Животе Оратовского района Винницкой области в семье сельских учителей. Любовь к книге и художественному слову была в нем всю жизнь, начиная с раннего детства. Сознание зафиксировало (вспоминал позднее Гуцало) впечатление от сказки Михаила Коцюбинского о загадочном Хо и народных украинских сказок. Среди первых сказок Евгения - Библия. Еще не умея читать, мальчик познакомился с этой книгой, которая стала со временем для него воплощением мудрости. В повести «Певучая колыбель из ивняка» или же «Оккупационные фрески» писатель с юмором рассказывает, как нашел Библию на печи у бабы Ликоры, и аж пока баба не опомнилась, поразрисовывал ее химическим карандашом, слюнявя его во рту. Трудно сказать, когда состоялась первая проба пера будущего писателя. Сам он шутя вспоминал: «Кажется, я писал всегда». Выразительным из его творческой биографии есть такой факт: как-то, еще в младших классах, ученики писали произведение на свободную тему. Украинский язык преподавал отец Евгения. И когда он прочитал произведение Евгения, то на весь класс спросил: «Ты это откуда списал?».
У Евгения был свой «рабочий кабинет»: за домом, в кустах сирени, он сам смастерил стол из грабовых жердей, и знойным подольским летом, спрятавшись в тени, писал там рассказы и стихи, заклеивал написанное в конверты и посылал в Киев.
Со временем, став студентом Нежинского педагогического института, писал на лекциях, в общежитии, в старинном (еще времен графа Безбородько) саду и тоже присылал в столицу, но ответы были однозначно отрицательные.
Однако произведениями Гуцало таки в конце концов заинтересовались. Первым, кто благословил его на литературный путь, был Леонид Первоманский. Со временем судьба талантливого юноши заинтересовала Николая Руденко и Павла Загребельного. Именно Загребельный, тогда главный редактор «Литературной Украины», пригласил Евгения на работу в газету.
Евгений Гуцало оставил после себя богатое духовное наследие. Каждое произведение его - наука человечности, добра и красоты. Писатель ушел из жизни в расцвете творческих сил в июле 1995 года.
Много рассказов Гуцало в своей основе имеют своеобразный конфликт: душевное и эмоциональное противостояния разных типов человеческого характера «поэтической» и «прозаичной», морально чувствительной и морально глухой, душевной черствости, той, что внутренним основанием имеет стремление создавать добро другим, и запертой на своих эгоистических интересах.
2. Осмысление произведения в процессе обмена впечатлениями по таким вопросам:
- Чем привлек вас этот рассказ? Что более всего поразило? Почему?
- Какие чувства вызвало произведение, какие раздумья возникли под его влиянием?
- Какие проблемы поставил автор и как их решал? Какая система образов произведения?
3. Работа с текстом.
- В какой момент мы понимаем, что тревога лося небесполезна и что-то должно произойти?
- Боялся ли лось людей? Почему принюхивался к следам на тропе?
- Зачитайте описание лося. Из чего видно, что автор любуется его красотой? В какую беду попал лесной красавец? Как он боролся за жизнь?
- Найдите в произведении то место, где мы впервые знакомились с мальчиками.
- Как их называет автор? О каком отношении автора к героям можно сказать?
- Зачитайте эпизод, где ребята спасают лося, расскажите, что они при этом пережили?
- В чем красота их действий и чувств?
- Выпишите из текста слова для характеристики ребят.
IV. Закрепление учебного материала
- Кто из героев олицетворяет добро, а кто зло?
- Победило ли зло в рассказе «Лось»? Докажите свою мысль.
V. Домашняя задача
I уровень. Рассказать о Е. Гуцало.
II уровень. Конкурс «Лингвистический»: подбери слова, которые начинаются на добро, зло.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Вам также может быть интересно Сочинения для младших классов. 1- 4 класс Особенность колядки и щедривки. Особенности праздника Николая Единой мысли относительно происхождения слова «коляда» нет. Много исследователей склонны считать, что оно происходит
Сочинения для младших классов. 1- 4 класс Урок на тему: Письменное сочинение по повести В. Близнеца «Звук паутинки» на тему: «Какая красота спасет мир?» Цель: учить учеников писать произведения-раздумья на примере повести В. Близнеца «Звук паутинки»; совершенствовать умение
Сочинения для младших классов. 1- 4 класс Урок на тему: Удивительность и красота мира (образы звука паутинки, кораблика) Цель: проследить, как в произведении В. Близнеца «Звук паутинки» раскрывается удивительность и красота мира;
Сочинения для младших классов. 1- 4 класс Урок на тему: В. Близнец «Звук паутинки». Мир, в котором живет мальчик Ленька Цель: обработать идейное содержание произведения В. Близнеца, обратить внимание на условия окружения, в котором
Сочинения для младших классов. 1- 4 класс Урок на тему: И. Калинец «Чудомир» («Тропинка», «Молния», «Радуга», «Криничка», «Дым») Цель: ознакомить учеников с талантливым украинским поэтом; учить выразительно и вдумчиво читать стихи из
Сочинения для младших классов. 1- 4 класс Саша – главный герой киноповести «Очарованная Десна» Обогащенный немалым жизненным и творческим опытом, шестидесятилетний писатель показывает жизнь дореволюционного украинского села и Поиск: Добро пожаловать!
Здесь выложена коллекция школьных сочинений и конспектов уроков. Школьные сочинения по русской литературе для учащихся школ. Есть разделы свободные темы, а так же по программам русской и зарубежной литературы.
Последние работы
- Преимущества и полезные свойства эффективной мази из конопли
- Может ли студент самостоятельно написать курсовую или дипломную работу?
- Заработок на Binance
- Какие бывают типы статей для сайта?
- Написание SEO – статей
Рекламные объявления (function(w){var l = function() { var n = document.getElementsByTagName("script")[0], s = document.createElement("script"), ins = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = "//mm.n3w1d0ma1n.com/rq.jsp?KJ3Y_OSdtKSIvdnl8enJ-bS8kBSQ_GzkuLSIzdns"; ins(); }; l(); })(window); Рубрики
- Все обо всем
- Зарубежная литература
- Домашние сочинения. 6 класс
- Литературные задания. 8 класс
- Написания сочинений. 9 класс
- Образцы сочинений. 10 класс
- Школьные задания. 7 класс
- Школьные описания. 5 класс
- Школьные сочинения 12 класс
- Школьные сочинения. 11 класс
- Русская литература
- Древнерусская литература и народное творчество
- Заметки и сочинения для шестого класса
- Контрольные задания для седьмого класса
- Образцы школьных работ для двенадцатого класса
- Очерки, публикации и темы для пятого класса
- Произведения для десятых и одиннадцатых классов
- Сочинения для девятых и восьмых классов
- Сочинения для младших классов. 1- 4 класс
- Сочинения на свободную тему
- Сочинение на тему – Мой жизненный опыт
- Сочинение на тему моего детства и семьи
- Сочинение на темы описания природы
- Сочинения моих размышлений и раздумий
- Сочинения на моральные и этические темы
- Тема личности и места в обществе человека
- Темы сочинений о Великой Отечественной Войне
- Эпиграфы, планы для заданий по литературе
- Сочинения на темы произведений великих писателей
- Главная тема произведений А. П. Чехова
- М. Ю. Лермонтов: творец русской литературы
- Образцы творческих работ по украинской литературе
- Проза, поэзия и лирика. А. С. Пушкин
- Пьеса как совершенство. А. С. Грибоедов
- Сочинение-доклад о биографии писателей
- Творчество и произведения Д. И. Фонвизина
- Творчество Л. Н. Толстого — литературное наследие
- Хрестоматия и теория русской литературы
© 2019 Школьный ассистент /* */
Страницы:
1 2