Евгений Базаров и Павел Кирсанов в романе Тургенева «Отцы и дети»

Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883 гг.) — известный русский писать, поэт, драматург, переводчик, философ. Он способствовал развитию русской литературы XIX столетия.

Иван Тургенев считался величайшим литературным деятелем как в России, так и в Европе. О его творчестве положительно отзывались Н.В Гоголь, Н.А. Добролюбов, М.Е. Салтыков-Щедрин. Тургеневу удавалось точно описывать в своих произведениях быт и жизнь представителей определенных категорий общества в разные периоды XIX столетия, показывать настрой людей этого времени, их жизненные ценности и взгляды. По словам В.Г. Белинского, Тургенев обладал мастерством изображения русской природы, а критик С.А. Венгеров утверждал, что, читая произведения писателя, трудно было отличить литературный вымысел от реальной жизни.

В 1862 году в печати появился роман под названием «Отцы и дети». В июле 1861 года Тургенев закончил работу над этим произведением. Оно произвело большое впечатление на читателей того времени. В особенности оно заинтересовало молодёжь, для которой образ Евгения Базарова стал примером для подражания. Роман был в то время актуален, в нём автор верно раскрыл новые идеи общественного сознания в середине XIX века.

В «Отцах и детях» Тургенев показал конфликт между старшим («отцами») и молодым («детьми») поколениями, отразив в этом столкновении общественно-политические противоречия. К «отцам» автор отнес главным образом Павла Петровича Кирсанова, а поколение «детей» представляет Евгений Васильевич Базаров. Противостояние двух этих персонажей отражает столкновение двух разных мировоззрений, жизненных принципов, идейных убеждений.

Евгений Базаров является сыном уездного лекаря, студентом. Он — разночинец-демократ, нигилист, материалист. Он отрицает почти все общественные ценности и принципы, исключая те, которые могут принести практическую пользу. Евгений любит трудиться, изучает естественные и медицинские науки. Он приезжает к своему другу, Аркадию Кирсанову, в деревню, где знакомится с Павлом Кирсановым.

Павел Кирсанов приходится Аркадию дядей. Он — аристократ, дворянин-либерал, идеалист. Он воспитывался в пажеском корпусе, стал офицером, в молодости пользовался успехом в свете, был образован и благороден. Павел Кирсанов полюбил княгиню Р., которая сначала ответила на чувство взаимностью, а затем начала избегать его. После этих неудачных отношений Кирсанов приехал в Марьино. Живя в деревне, он сохранил привычки, присущие светскому человеку.

С первой встречи Павлу Петровичу не понравился Базаров. Между ними происходят неоднократные споры, в которых раскрывается характер, жизненные ценности, идейные убеждения этих персонажей.

Первый спор между Кирсановым и Базаровым происходит о принципах аристократизма. Павел Петрович считает, что в аристократии заключается основная общественная сила. Он упоминает о том, что именно аристократия сделала Англию свободной. В аристократах, по его мнению, особенно развито самоуважение. Нигилист не соглашается с мнением Павла Петровича, говоря, что от сидящих сложа руки аристократов нет никакой пользы.

Следующий спор возникает по поводу нигилизма. Базаров объясняет, что нигилисты все свои действия совершают обдуманно, с пользой для общества. По его словам, нигилисты осознали, что разговоры об искусстве, парламентаризме, бессознательном творчестве, адвокатуре и тому подобном бессмысленны. Павел Петрович полностью отвергает нигилизм. Он выступает за сохранение народных ценностей, порядков, установившихся в стране.

Базаров и Кирсанов спорят и о народе. Кирсанов утверждает, что русский народ является патриархальным, свято чтящим предания, не живущим без веры. Евгений Васильевич считает русский народ непросвещенным, суеверным.

Поводом для спора послужило и искусство. Кирсанов не принимает творчества современных художников, которые, по его мнению, не понимают старые произведения искусства. Евгений Васильевич отрицает и новых, и старых художников.

Таким образом, Павел Кирсанов и Евгений Базаров спорят о значении аристократии, принципах нигилизма, об искусстве и русском народе. Евгений Васильевич относится к этим вещам с точки зрения революционера-демократа, видящего в нигилизме средство улучшения общественной жизни.

Именно в образе Базарова Тургенев показал «новых людей» 60-х годов XIX столетия, которые выступали против либеральных и консервативных идей, существующего общественного строя, крепостного права. Это поколение было заинтересовано изучением естественных наук. Как и Базаров, «новые люди» считали, что законы физиологии объясняют в человеке практически все и весь мир лишён духовной составляющей.

Павел Петрович почитает старые авторитеты, считает аристократов главной движущей силой общественного развития. Этот литературный герой выступает против нигилизма, идеи которого ему не понятны.

Разногласия между Базаровым и Кирсановым позволяют читателям понять проблему «отцов» и «детей», которая является неизбежной во все времена. На смену консервативному мышлению старшего поколения всегда придут новые стремления, направленные на изменение старого жизненного уклада.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector