Е. Гуцало «Семья дикой утки». Произведение о человеке и мире сквозь призму морально-этических проблем

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

• Как Юрий относился к Тосе? Чем его бесила девушка?

• Чем объяснить привязанность Тоси к Юрию? («...Все время старалась быть в его обществе, не спускала с него глаз. Сначала Юре нравилось ее внимание, но скоро это внимание стало ему надоедать и мешать»).

• Какой рассказ рассказал Юрий девушке? («Когда-то мы с отцом поймали сома... Полтора пуда весил... А как разделывали его, то внутри нашли красноперку на килограмм. И она еще была живая!»). С какой целью он это делал?

• Опишите, применяя текст произведения, как Юрий ловил утят. («...Юрий, бросив свою удочку, стремглав пролетел с шумом вперед... забежал, заведомо, отрезая им дорогу на берег. ...Когда Юрий бросился к ним, расставляя руки, чтобы они не поубегали, утка взлетела вверх. Мальчик второпях взялся прятать утят за пазуху...»).

• Как вела себя утка-мать, когда мальчик собирал ее малышей? («...Не отваживаясь покинуть детей, не взлетала в воздух, она бросалась то туда, то сюда, защищая их... утка взлетела вверх. ...От реки долетел отчаянный материнский крик. ...Совсем близко пролетела утка, села на землю, пробежала по направлению к детям,- и снова сорвалась, гонимая страхом и разлукой»).

• Для чего Юрию нужны были дикие утята? («Я буду за ними ухаживать и приручу... Он представлял, как повезет утят в город, как будет показывать своим товарищам, как они будут завидовать»).

• Какой была реакция Тоси на поступок Юрия? («А Тосе было грустно... Может, и в самом деле, она напрасно опасается, и Юре удастся за ними ухаживать и их приручить? В ее ушах стоял тот утиный крик, долго еще стоял...»).

• Можно ли Юрия обвинить в жестокости, когда он забрал утят от матери?

• Почему Тося не воспрепятствовала поступку мальчика? Как бы вы повели себя, находясь на месте девушки?

V. Закрепление изученного материала.

1. Проведение тестового опрашивания.

1. Утром Юре хорошо дышалось, когда шел тропой:

а) через старый дубовый лес; б) вдоль зеленой рощи; в) возле широкой реки.

2. От чего радовался Юрий, проснувшись утром? Так как:

а) родители подарили ему новый велосипед;

б) выпала возможность самому порыбачить, не ожидая родителей;

в) начались летние каникулы.

3. Какое художественное средство использовал Е. Гуцало в произведении, высказываясь:

«Лес на волну заслушался...» а) эпитет; б) метафора; в) сравнение.

4. Когда Юрий закинул удочку в реку, то сразу на поплавке мальчик увидел:

а) муху; б) пчелу; в) мотылька.

5. По мнению мальчика, рыба боится, когда:

а) многие люди; б) кто-то проплывает на лодке; в) по реке плавают утки.

6. Сидя с удочкой на берегу реки, Юрий был недоволен из-за того, что:

а) возле него сидела Тося; б) начал моросить дождь; в) забыл приманку для рыбы.

7. Юрий приехал из города: а) в гости к бабушке; б) на реку, чтобы отдохнуть возле водохранилища; в) в лес, чтобы насобирать грибов, ягод.

8. Мальчик солгал Тосе, что он с отцом поймал: а) крокодила; б) сома; в) большого карпа.

9. В передвижном зоопарке, который приехал в город, не было:

а) лисиц; б) крокодилов; в) носорогов.

10. Черта характера, которая присуща Юре: а) доброта; б) льстивость; в) жестокость.

11. Кто помог мальчику выследить дикую утку с утятами?

 а) сельские ребята; б) бабушка мальчика; в) Тося.

12. После того как Юрий засунул в пазуху утят, дикая утка: а) начала его преследовать; б) била мальчика крыльями; в) взлетела вверх.

Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.

2. Работа на карточках.

Карточка № 1.

1. От чего, на ваш взгляд, зависит благополучие в семье? Из-за чего семья дикой утки не испытала счастья? Выскажите свою точку зрения.

2. Что является счастьем для человека? Ощущал ли себя счастливым Юрий, когда ловил утят? Свои наблюдения обоснуйте.

3. Сколько было детей у утки-матери? а) трое; б) пятеро; в) восемь.

Карточка № 2.

1. Почему, на ваш взгляд, Тося не предостерегла Юрия от отрицательного поступка? Можно ли ее считать союзницей жестокого обращения мальчика к семье дикой утки? Ответ мотивируйте.

2. Выскажите собственное допущение относительно причин постоянных недоразумений Тоси и Юрия. Отвечая, ссылайтесь на весомые аргументы.

3. Когда Юрий поймал утят, Тося с предостережением высказала мальчику:

а) «...будешь несчастным на всю жизнь»; б) «...они поумирают без воды»; в) «...это браконьерский поступок».

Карточка № 3.

1. Какого друга, подругу вы хотели бы выбрать для себя - Тосю или Юрия? Предложите другие варианты. Свой выбор обоснуйте.

2. Прокомментируйте поведение утки-матери, когда Юрий забирал у нее детей. Все ли она сделала для того, чтобы ее утята остались с ней? Ответ мотивируйте.

3. Юрий размышлял над тем, как повезет утят, которых он поймал:

а) на базар; б) в город; в) на выставку диких птиц.

VI. Итог урока.

VII. Объявление результатов учебной деятельности школьников на уроке.

VIII. Домашняя задача.

Составить план к характеристике образов Тоси и Юрия, подобрать цитаты.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector