x x
menu

«Дубровский» в читательском восприятии школьников

«Дубровский» давно включен в школьные программы. Его переносили из класса в класс, но не убирали из числа произведений, подлежащих изучению. Методическая традиция в изучении «Дубровского» разнообразна по трактовкам романа и способам его изучения. И объясняется это, прежде всего тем, что «Дубровский» читается школьниками с захватывающим интересом.

Для более точного и полного представления о восприятии романа сразу после чтения дается письменная анкета или сочинение. Однако не всегда ученики 4—6 классов способны адекватно своим мыслям и чувствам выразить читательское впечатление в письменной форме. Поэтому данные анкет, сочинений могут уточняться в устной беседе, где дополнительный вопрос учителя поможет выяснить мотивировку мнения. Когда в десяти классах сельской и городской школы мы предложили ответить на первый вопрос анкеты: «Интересно ли было читать роман Пушкина «Дубровский»?»— многие ученики встретили его с недоумением. «Странные люди, эти взрослые, — казалось, говорили глаза учеников и подтекст их ответов. Ну, как это «Дубровского» можно без интереса читать!» Среди 380 работ, собранных нами, был лишь один случай, когда ученик остался равнодушен к пушкинскому роману. Пятиклассники принимают роман не менее горячо, чем ученики 6-го класса. Признания в любви к «Дубровскому» пылки и решительны. В нескольких классах мы спрашивали также, останавливались ли дети при чтении романа, откладывали ли его в сторону. Как правило, чтение шло на одном дыхании.

Экранизация «Дубровского», действительно, грешит многими отступлениями от пушкинской мысли и сюжета. Отвечая на второй вопрос анкеты: «Кого из героев романа вы полюбили и почему? Кто вызвал неприязнь?» — дети очень активно и определенно выражают свои симпатии и антипатии. Владимир Дубровский и его отец, Маша, Егоровна, Архип и вообще «люди Дубровского» — вот герои, почти безупречные, в глазах пятиклассников. Троекуров, Шабашкин, Спяцын, Парамошка, вообще «помещики», гораздо реже Иерейский, вызывают у детей ненависть, презрение и недоумение перед тем, как могут люди быть такими жестокими, низкими, мелочными. Группировка действующих лиц, определившаяся в конфликте романа, таким образом, не затрудняет учеников.

  • «В этой повести я полюбила Дубровского и Машу. Дубровского потому, что он был правым в своих делах. А Машу за то, что она верна своему слову».
  • «Больше всего мне понравились герои повести Дубровский и Маша. Дубровский — смелый и благородный человек. Он старается помочь Маше. А Маша же тихая девушка, которая во всем подчинялась закону. Поэтому она после помолвки со старым князем не принимает свободы из рук Дубровского».

Ответы детей поразительно интересны тем, что они чувствуют противостояние чувств в душе Троекурова («Жадность побеждает любовь»), но, конечно, самостоятельно пятиклассники не в силах понять, что это противостояние рождено конфликтом социальных отношений и натуры человека. Трудно детям понять и характер своих чувств, когда им одновременно нравится и отважный Дубровский, и тихая Маша. Юные читатели улавливают в романе и мысль о протесте, и подчиненность «закону», хотя звучит это в первых откликах еще неотчетливо. Однако почва для доступной постановки этих проблем создана чуткостью читательского восприятия. Нисколько не снимая детского протеста против жестокости, самодурства, грубости Троекурова, против надменного его всесилия, стоит постараться показать, что Пушкин рисует его не кровожадным злодеем, а человеком, в котором дурны» свойства расцветают благодаря его общественному положению. Ученики прямо противопоставляют Троекурову А. Г. Дубровского: «Мне понравился гордый Андрей Гаврилович Дубровский. Он, и умирая, остался верен себе и выгнал Троекурова вон». Вероятно, в анализе необходимо старика Дубровского охарактеризовать более сложно, обнаружив его властность, нетерпимость и крутой нрав. Владимир Дубровский для ребят герой «без страха и упрека», рыцарь, За что его хвалят? «Смелый юноша, любит музыку и книги, любознательный». Кому-то очень нравится, что Дубровский прекрасно знал французский язык. Кто-то хвалит Дубровского за то, что он был «простодушным» с крестьянами, «считал их своими друзьями, хотя был их хозяином». Мотивы одобрения героя часто наивны! «Хорошая черта, что он советует разбойникам бросить грабить, потому что они уже разбогатели и остальную жизнь могут прожить в честном труде».

Вопрос о том, какие эпизоды романа запомнились особенно ярко, не затруднил учеников. Первое чтение оставляет в памяти события, наполненные острым драматическим действием,, сцены, решающие судьбы героев: пожар в Кистеневке, история с медведем, ссора на псарне, история с кольцом, суд, ограбление Спицына (мы перечисляем эпизоды по степени убывающего внимания к ним). Однако ученики с более высоким уровнем литературного развития называют в числе запомнившихся сцены, исполненные психологического напряжения, сложных душевных движений: признание Дубровского Маше, Владимир в роще после похорон отца, последняя встреча Маши и Дубровского, помолвка Марьи Кириловны с князем Верейским. Характерно, что с эпизодами, которые больше всего взволновали учеников, запечатлелись в их сознании, связана активная работа образного мышления. Сила эмоций читателя приводит к конкретизации литературных образов. Это заметно в подборе изобразительных деталей, которыми сопровождается упоминание запомнившихся сцен.

  • «Мне запомнился момент, когда Дубровский-отец в суде, видя свое бессилие, кидает чернильницу».
  • «Мне было очень интересно читать эпизод на псарне. Кирила Петрович Троекуров. Он там стоит и смеется, насмехается».

Думается, что столь распространенный в школе, анализ центральных сцен романа, как и характеристика отдельных героев, лишь подтверждает то, что добыто первым чтением. Это, как мы видим, ученики, пусть не детально, пусть иногда прямолинейно, умеют делать сами. Труднее им представить роман как цепь событий, отделить внешние поводы от существенных причин, в случайном увидеть закономерное. Необходимость осознать «пространство» между центральными сценами романа и стремление понять авторскую оценку событий и лиц побуждает нас избрать целостный путь разбора «Дубровского» в 5-м классе, осложнив его на многих уроках созданием проблемных ситуаций. Материалом для их организации оказывается, прежде всего, противоречивость читательского восприятия, с которой мы уже сталкивались, отмечая разность оценки поведения Владимира Дубровского.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать