x x
menu

Дрозд. «Ирий». Вечное и быстротечное в жизни человека

Цель:   анализируя программное произведение В. Дрозда, обратить внимание на роль вечного и быстротечного в жизни человека, охарактеризовать героя повести; развивать культуру связной речи, логическое мышление, творческое воображение,  коммуникативные привычки учеников, их произвольное внимание; воспитывать добросовестность в обучении, лучшие черты характера человека: доброту, чуткость, любовь к родной земле, трудолюбие, скромность, простоту.

тип урока:      комбинированный.

Оборудование: портрет В. Дрозда, текст произведения, ученические рисунки «Аким я воображаю Михаила Решета» или «Мой Ирий»», дидактический материал» (тестовые задачи, карточки).

Ход урока

I.          Организационный момент

II.        Проверка домашней задачи

Мина-обзор - конкурс рисунков школьников с соответствующим комментарием на темы: «Аким я воображаю Михаила Решета» или «Мой Ирий». Выявление победителей конкурса.

III.       Актуализация опорных знаний

1. Конкурс « Сообразительный»

Ученики распределяются на две команды, избираются капитаны. В течение 5-10 минут необходимо решить кроссворды по смыслу произведения В. Дрозда «Ирий».

1.2.      Задача для второй команды.

По вертикалу: 1. Имя домашнего животных, которое упоминается в первом разделе произведения (Манька)

По горизонтали: 1. Напиток, который любил употреблять дядя Денис. (Морс) 2. Куда зачастую ездила Прасковья в город? (На базар) 3. Имя сына Паровозника. (Андрея) 4. Героиня произведения, в которую влюбился Михаил, учась в четвертом классе. (Учительница) 5. С помощью чего корова смогла освободиться из плена болота? (Крыльев) 6. Ирий - это страна... которая? (Сказочная)

1.3.      Подбивка итогов конкурса. Определение победителей.

IV.       Объявление темы, цели урока.

Мотивация учебной деятельности

V.        Основное содержание урока

1.         Вступительное слово учителя

«Жизнь прожить - не поле перейти», - так говорится в пословице. И действительно, сколько радостных и печальных событий происходит в жизни человека. Есть то, что в ее души остается навсегда, а что-то со временем забывается.

Время плывет быстро и самое главное, чтобы человек оставил по себе много добрых дел. Что и старался сделать Михаил Решето.

А каким образом? Мы сейчас тщательно обсудим этот вопрос и много других, которые касаются вечного и быстротечного в жизни главного героя повести.

2.         Беседа за вопросами, которые касаются роли вечного и быстротечного в жизни человека

  • Что есть основным в жизни Михаила Решета? О чем он мечтал?
  • Как личное желание мальчика стать актером охватывало и общественный интерес?
  • Чем объяснить то, что Михаил-Подросток уже размышлял как взрослый человек?
  • Какую жизненную цель определил герой произведения? О свидетельствует слова эпиграфу к произведению В. Дрозда? Обоснуйте их.
  • Что стремился оставить по себе герой произведения? Как об этом указано в содержании повести?
  • Михаил живое реалиями или фантастическими мечтаниями? Ответ мотивируйте.
  • Получил ли мальчик радость, удовлетворение из того, что попал к Ирию?
  • Чему, на ваш взгляд, Михаил стремился посвятить себя актерской деятельности?
  • Искусство вечное - вечное или быстротечное? Приведите убедительные аргументы, ссылаясь на факты произведения и современной жизни.

3.         Игра «микрофон»: «Что на ваш взгляд есть вечным в жизни?»

Итог ответов оформите с помощью приема «Домино» (Вечным в жизни есть - ....)

4.         Характеристика образа Михаила Решета

4.1.      Ориентировочный план к характеристике образа героя.

I. Михаил Решето - обычный пакульский подросток.

II.        Портрет и внешность мальчика

III.       Черты характера героя:

  • честность и порядочность;
  • открытость и доброта;
  • гуманность и благородство;
  • трудолюбие и ответственность;
  • искренность и порядочность.

IV.       Главный персонаж произведения «Ирий»:

  • стремление к высокому призванию;
  • имеет собственную мысль и может обоснованно ее высказать;
  • способный на самопожертвование;
  • умение любить и воспринимать это искреннее чувство;
  • переживание за судьбу других;
  • почтительность и уважение к матери, семья Соломенников.

V. Ирийский пакулец - современный человек

4.2.      Материалы к характеристике Михаила.

Подросток Михаил Решето, который потерял на войне отца, живет на материнские нелегкие трудодни, всем естеством своей чистой души воюет за человечность за добро и красоту, зато, что мы называем высокими идеалами, воюет против уродов, рожденных мещанством.

В этой борьбе Михаил Решето не одинокий. На его стороне правда нашей новой жизни, правда наших идей, глубоко, с молоком матери, с первым печатным словом, с первым напутственным словом учителя усвоенная подростком. На его стороне - родившиеся нашими прекрасным временами новые люди той эпохи Паравозники.

Главный герой повести «Ирий» - Михаил Решето принадлежит к ним пареньков, которые воробья могут назвать дроздом, а курку - страусом. Их воображение щедрое от природы, от колыбельной.

Герой народных бессмыслиц, человек веселый и удачливый, что напоминает кое-чем барона Мюнхаузена, умеет вытягивать себя за чуба из болота, спуститься с неба, дотачивая веревку, на которой висит, отрывками той же таки веревки, он пытается на много див, матерью которых есть причудливая плодотворная, раскованная народная фантазия. В повести «Ирий» Владимир Дрозд смело соединяет химере давней народной небылицы с не менее щедрым внутренним миром нашего современника-подростка. 4.3. Цитатная характеристика героя.

  • «Дядя Денис сделает из меня человека...»;
  • «Иметь: «...лишь бы Михаль не крутил волам хвосты...»;
  • «Я перешел в девятый... Моя жизнь в эти года - самое ожидания, предчувствие праздника, невыразимо прекрасного и идеально чистого...»;
  • «Иметь: «Что с ним вот из весны было лучилось, аж до сих пор мне страшно: и вечером при ночнике пишет, и утром, к коровам, пишет, и днем, свинью на выгон выгонит, сядет под амбаром и пишет»;
  • «...заработанные же талантливым лицедейством на сценах мировых театров деньги буду высылать пакульской библиотеке..., заасфальтирую дорогую от Пакуля до Ирию...»;
  • «Наша изящная словесность успешно развивается, а театр пока что отстает от жизни. Народ зовет на сцену. И я иду...»;
  • «...я еще прославлю вашу школу, т.е. уже нашу, когда состояния большим актером, я приглашу вас на свою премьеру, и вообще, я люблю вас и люблю нашу школу, которая качается будто лодка... Я соберу металлолом со всей Кукуріківщини, и школа обязательно займет первое место в Ирие...»;
  • «...я буду носить молоко для пенсионных бабушек, буду присматривать больных, буду читать слепым книги, буду играть в с малышами в детских садиках, буду рисовать плакаты для школьных вечеров и парадов, буду дежурить в школьном буфете, буду копать картофель на школьном огороде или буду садить дерева, - это я хорошо умею, буду косить траву в школьном саду, буду сгребать из машин возле кочегарки угля, забыв на мент о своем высоком призвании актера...»;
  • «Я боялся влюбиться, так как до сих пор каждая влюбленность стоила мне больших страданий...»;

«Я невпопад отвечал матери, обещая быть и послушным, и старательным обещаясь держаться с достоинством у тетки с дядей, не грызть обложки книжек, не бить байдыков, не слоняться по улицам...»; «- Не деньгах счастья... Работу свою любить, добрым к людям быть, так как за добро добром и благодарят, а за зло - взлом...»; «Тем не менее я был упрямый, будто корова Манька...»; «Я читал всюду - за обеденным столом, по дороге к школе, на уроках под партой, даже на уроках физкультуры, на многокилометровых дистанциях и, конечно, за печью, мигая под дерюгой карманным фонариком...»;

«Золото и ценности я подарю государству, а себе оставлю на донышке сундука, и то не для себя, а чтобы поехать в Пакуль и сказать пакульцам: вот золото, выстройте дорогую с Ирия в Пакуль...»; «Я готовился к школьной олимпиаде, как опытный солдат готовится к полковому обзору: старанно, но спокойно, с уверенностью в себе...»;

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать