Цель: анализируя программное произведение В. Дрозда, обратить внимание на роль вечного и быстротечного в жизни человека, охарактеризовать героя повести; развивать культуру связной речи, логическое мышление, творческое воображение, коммуникативные привычки учеников, их произвольное внимание; воспитывать добросовестность в обучении, лучшие черты характера человека: доброту, чуткость, любовь к родной земле, трудолюбие, скромность, простоту.
тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет В. Дрозда, текст произведения, ученические рисунки «Аким я воображаю Михаила Решета» или «Мой Ирий»», дидактический материал» (тестовые задачи, карточки).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашней задачи
Мина-обзор - конкурс рисунков школьников с соответствующим комментарием на темы: «Аким я воображаю Михаила Решета» или «Мой Ирий». Выявление победителей конкурса.
III. Актуализация опорных знаний
1. Конкурс « Сообразительный»
Ученики распределяются на две команды, избираются капитаны. В течение 5-10 минут необходимо решить кроссворды по смыслу произведения В. Дрозда «Ирий».
1.2. Задача для второй команды.
По вертикалу: 1. Имя домашнего животных, которое упоминается в первом разделе произведения (Манька)
По горизонтали: 1. Напиток, который любил употреблять дядя Денис. (Морс) 2. Куда зачастую ездила Прасковья в город? (На базар) 3. Имя сына Паровозника. (Андрея) 4. Героиня произведения, в которую влюбился Михаил, учась в четвертом классе. (Учительница) 5. С помощью чего корова смогла освободиться из плена болота? (Крыльев) 6. Ирий - это страна... которая? (Сказочная)
1.3. Подбивка итогов конкурса. Определение победителей.
IV. Объявление темы, цели урока.
Мотивация учебной деятельности
V. Основное содержание урока
1. Вступительное слово учителя
«Жизнь прожить - не поле перейти», - так говорится в пословице. И действительно, сколько радостных и печальных событий происходит в жизни человека. Есть то, что в ее души остается навсегда, а что-то со временем забывается.
Время плывет быстро и самое главное, чтобы человек оставил по себе много добрых дел. Что и старался сделать Михаил Решето.
А каким образом? Мы сейчас тщательно обсудим этот вопрос и много других, которые касаются вечного и быстротечного в жизни главного героя повести.
2. Беседа за вопросами, которые касаются роли вечного и быстротечного в жизни человека
- Что есть основным в жизни Михаила Решета? О чем он мечтал?
- Как личное желание мальчика стать актером охватывало и общественный интерес?
- Чем объяснить то, что Михаил-Подросток уже размышлял как взрослый человек?
- Какую жизненную цель определил герой произведения? О свидетельствует слова эпиграфу к произведению В. Дрозда? Обоснуйте их.
- Что стремился оставить по себе герой произведения? Как об этом указано в содержании повести?
- Михаил живое реалиями или фантастическими мечтаниями? Ответ мотивируйте.
- Получил ли мальчик радость, удовлетворение из того, что попал к Ирию?
- Чему, на ваш взгляд, Михаил стремился посвятить себя актерской деятельности?
- Искусство вечное - вечное или быстротечное? Приведите убедительные аргументы, ссылаясь на факты произведения и современной жизни.
3. Игра «микрофон»: «Что на ваш взгляд есть вечным в жизни?»
Итог ответов оформите с помощью приема «Домино» (Вечным в жизни есть - ....)
4. Характеристика образа Михаила Решета
4.1. Ориентировочный план к характеристике образа героя.
I. Михаил Решето - обычный пакульский подросток.
II. Портрет и внешность мальчика
III. Черты характера героя:
- честность и порядочность;
- открытость и доброта;
- гуманность и благородство;
- трудолюбие и ответственность;
- искренность и порядочность.
IV. Главный персонаж произведения «Ирий»:
- стремление к высокому призванию;
- имеет собственную мысль и может обоснованно ее высказать;
- способный на самопожертвование;
- умение любить и воспринимать это искреннее чувство;
- переживание за судьбу других;
- почтительность и уважение к матери, семья Соломенников.
V. Ирийский пакулец - современный человек
4.2. Материалы к характеристике Михаила.
Подросток Михаил Решето, который потерял на войне отца, живет на материнские нелегкие трудодни, всем естеством своей чистой души воюет за человечность за добро и красоту, зато, что мы называем высокими идеалами, воюет против уродов, рожденных мещанством.
В этой борьбе Михаил Решето не одинокий. На его стороне правда нашей новой жизни, правда наших идей, глубоко, с молоком матери, с первым печатным словом, с первым напутственным словом учителя усвоенная подростком. На его стороне - родившиеся нашими прекрасным временами новые люди той эпохи Паравозники.
Главный герой повести «Ирий» - Михаил Решето принадлежит к ним пареньков, которые воробья могут назвать дроздом, а курку - страусом. Их воображение щедрое от природы, от колыбельной.
Герой народных бессмыслиц, человек веселый и удачливый, что напоминает кое-чем барона Мюнхаузена, умеет вытягивать себя за чуба из болота, спуститься с неба, дотачивая веревку, на которой висит, отрывками той же таки веревки, он пытается на много див, матерью которых есть причудливая плодотворная, раскованная народная фантазия. В повести «Ирий» Владимир Дрозд смело соединяет химере давней народной небылицы с не менее щедрым внутренним миром нашего современника-подростка. 4.3. Цитатная характеристика героя.
- «Дядя Денис сделает из меня человека...»;
- «Иметь: «...лишь бы Михаль не крутил волам хвосты...»;
- «Я перешел в девятый... Моя жизнь в эти года - самое ожидания, предчувствие праздника, невыразимо прекрасного и идеально чистого...»;
- «Иметь: «Что с ним вот из весны было лучилось, аж до сих пор мне страшно: и вечером при ночнике пишет, и утром, к коровам, пишет, и днем, свинью на выгон выгонит, сядет под амбаром и пишет»;
- «...заработанные же талантливым лицедейством на сценах мировых театров деньги буду высылать пакульской библиотеке..., заасфальтирую дорогую от Пакуля до Ирию...»;
- «Наша изящная словесность успешно развивается, а театр пока что отстает от жизни. Народ зовет на сцену. И я иду...»;
- «...я еще прославлю вашу школу, т.е. уже нашу, когда состояния большим актером, я приглашу вас на свою премьеру, и вообще, я люблю вас и люблю нашу школу, которая качается будто лодка... Я соберу металлолом со всей Кукуріківщини, и школа обязательно займет первое место в Ирие...»;
- «...я буду носить молоко для пенсионных бабушек, буду присматривать больных, буду читать слепым книги, буду играть в с малышами в детских садиках, буду рисовать плакаты для школьных вечеров и парадов, буду дежурить в школьном буфете, буду копать картофель на школьном огороде или буду садить дерева, - это я хорошо умею, буду косить траву в школьном саду, буду сгребать из машин возле кочегарки угля, забыв на мент о своем высоком призвании актера...»;
- «Я боялся влюбиться, так как до сих пор каждая влюбленность стоила мне больших страданий...»;
«Я невпопад отвечал матери, обещая быть и послушным, и старательным обещаясь держаться с достоинством у тетки с дядей, не грызть обложки книжек, не бить байдыков, не слоняться по улицам...»; «- Не деньгах счастья... Работу свою любить, добрым к людям быть, так как за добро добром и благодарят, а за зло - взлом...»; «Тем не менее я был упрямый, будто корова Манька...»; «Я читал всюду - за обеденным столом, по дороге к школе, на уроках под партой, даже на уроках физкультуры, на многокилометровых дистанциях и, конечно, за печью, мигая под дерюгой карманным фонариком...»;
«Золото и ценности я подарю государству, а себе оставлю на донышке сундука, и то не для себя, а чтобы поехать в Пакуль и сказать пакульцам: вот золото, выстройте дорогую с Ирия в Пакуль...»; «Я готовился к школьной олимпиаде, как опытный солдат готовится к полковому обзору: старанно, но спокойно, с уверенностью в себе...»;
Окончание сочинения: 1
2 3 4