x x
menu

Драматургия. Школьная драма «Владимир» Ф. Прокоповича. Вертеп как вид кукольного театрального действа

Цель:   ознакомить учеников с особенностями школьной драмы, в частности с произведением Ф. Прокоповича «Владимир»; дать представления о становлении и развитии драматургии в давний украинской литературе; охарактеризовать вертеп как вид кукольного театрального действа; развивать умение анализировать, сопоставлять, выделять главное, существенное, строить заключения; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать уважение к историческому прошлому народных традиций, которые олицетворяют всечеловеческие, вечные ценности; пропагандировать вертепные традиции в наше время.

Тип урока:     усвоение новых знаний.

Оборудование: текст произведения «Владимир», портрет Ф. Прокоповича, Владимира Святославовича, Петра I; фотографии с изображением вертепа, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I.          Организационный момент.

II.        Актуализация опорных знаний.

1. Игра «Самый сообразительный».

2. Беседа с вопросами:

•   Какие ассоциации у вас вызывает театр? Как часто вы его посещаете?

•          В чем заключается назначение театра? Можно ли его считать ячейкой эстетичного воспитания человека?

•          Вспомните жанры народной драмы. Что для них характерно?

•          Назовите известных деятелей театрального искусства. Чем они прославились и заслужили признание и уважение в народе?

•          В чем заключается назначение кукольного театра?

•          Что необходимо знать и уметь современному театралу? Чем это обусловлено?

III.       Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности.

IV.       Восприятие и усвоение учебного материала.

Учиться хорошему во всяком не стыдно…

Ф. Прокопович.

1.         Вступительное слово учителя.

Те этапы, которые в своем историческом развитии прошла западноевропейская драма, пережила и украинская в школьных драмах ХVII-ХVIII ст. Хотя в украинской литературе, в народных обрядах и танцах и были элементы драмы, они не стали основанием для развития драматургии. В отличие от средневековой драмы в Западной Европе, где в начале драматического искусства приобщилась церковь с ее театральными элементами в богослужениях, украинская православная церковь, открывая «театральные зрелища», не могла выполнить такой функции в развитии украинской драмы. Итак, в Украине именно в школьной драме считается начало украинской драматической литературы.

2.         Общая характеристика школьной драмы.

2.1. История возникновения и назначение драмы в школе на Украине.

Уже в первоначальном искусстве были элементы драмы. В хороводах, в свадебных обрядах тоже есть определенные драматические действия. Тем не менее, развитие этих зародышей драматического искусства сдерживала христианская церковь, которая всегда выступала против народных игрищ, пений и танцев.

В ХVII ст. православное духовенство в противоположность католическому, которое ввело с агитационной целью религиозные сценические спектакли, само взялось писать драматические произведения. Это были так называемые школьные драмы.

Создание их имело целью дать отпор стараниям католического духовенства распространять на Украине влияние римской (т.е. католической) церкви и польской шляхетской культуры.

Древнейшее упоминание об украинских драматических спектаклях имеем в посланиях И. Вишенского. В послании к старице Домнике полемист роптал, что православные, вместо работать для церкви, «только комедии строят и играют».

История украинской литературы удостоверяет, что уже где-то в 30- 40-х гг. ХVII ст. в Киеве выставлялись школьные драмы. А один из бывших учеников Киевской коллегии, Лазарь Баранович, в письме к товарищу в 1676 г. упоминает, как они когда-то, будучи учениками коллегии, выступали в трагедии о Иосифе.

2.2.      Авторы школьных драм, особенности написания этих произведений.

Авторами школьных драм были ученики и преподаватели Киево-Могилянской академии. Первые произведения возникли в конце 30-х гг. ХVII ст., последние приходятся на 70-е гг. ХVIII ст.

Украинские драматурги, в частности в тех произведениях, которые дошли к нам, в зависимости от таланта, эрудиции, самостоятельности мышления все же имели возможность продемонстрировать определенную изобретательность в организации художественного материала.

Школьные драмы писались по определенным правилам поэтики. Преподаватели поэтики коллегиумов, Киевской академии обязаны были практически показывать, как надо сочинять стихи, драмы, орации и т.п. Теория школьной драмы базировалась на канонах классицизма.

2.3.      Исполнители школьных драм.

Школьные спектакли ставились, конечно, во время религиозных праздников, в частности Рождества и Пасхи, а то и по поводу какого-то события - на публичных испытаниях, в честь приезда в Киев кого-то из выдающихся лиц и в других случаях.

Характерно, что все роли в школьных драмах выполняли ребята-ученики («спудеи») школы (девушки в школах не учились). Зрителями на такие спектакли, кроме преподавателей, студентов, их родственников, горожан и крестьян, приглашались высокие лица - иногда митрополит или другие церковнослужители. Случалось, что и гетман со своей свитой изъявлял желание посмотреть спектакль. А порой бывали здесь и обычные купцы, ремесленники, мещане. Вся эта присутствующая публика хорошо подготовлена к восприятию и пониманию сути того, что происходило на сцене.

«Важной особенностью средневековой духовной драмы является ее аллегоризм, наклонность к символам. Это обусловливалось характером самой христианской религии, ее символической образностью. Аллегоризм был также очень удобной формой агитации. Давняя украинская драма хорошо усвоила эту черту европейской драмы - большинство ее действующих лиц, по латыно-польскому примеру, были аллегорическими. Аллегорические фигуры необходимо было одеть в такие костюмы, чтобы зритель догадался, кого они олицетворяют,- Покорность, Вражду, Зависть, Веру, Надежду, Любовь, Ласку, Гнев, Ум, Фортуну, Волю, Жестокость и т.д. Например, девушка в белой одежде изображала Невинность, Злоба в правой руке должна была держать гадюку.

2.4.      Жанровое разнообразие школьных драм.

К нашему времени дошло свыше тридцати школьных драм, большинство из которых возникло в первой половине ХVIII ст. В зависимости от темы они делились на четыре поджанры:

1)         мистерии — рождественские и пасхальные драмы (о рождении, смертной казни и воскресении Иисуса Христа). Например, «Образ страстей мера сего»;

2)         миракли — драматизированные легенды о жизни святых («Драма об Алексее, человеке Божьем»);

3)         моралите, в которых христианские догмы морального характера проповедовались через действие аллегорических образов — Покорность, Вера, Любовь... (И. Конисский «Воскресение мертвых...»).

Эти аллегорические драмы, распространенные в Западной Европе в ХV-ХVI ст., в Украину пришли с развитием театра в конце ХVI - в начале ХVII ст. и просуществовали до середины ХVIII ст.;

4)         историческая драма («Милость Божья» неизвестного автора).

Ценнейшими были произведения последнего поджанра: в них отображены важные общественные события, поднимались жгучие проблемы современной автору жизни.

2.5.      Интермедии и интерлюдии.

•          Интермедия — от лат. между и середина.

•          Интерлюдия — от лат. слов между и игра.

К школьным драмам обычно добавлялись интермедии или интерлюдии, бытовые юмористические сценки, которые выставлялись в антрактах. Сюжетами их были шутливые истории, народные анекдоты и т.п.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать