Декруазетт Ф. Венеция времен Карло Гольдони. глава “Четвертое сословие”

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

в тавернах, селить у себя иностранцев, являться в приемные женских монастырей, кататься на лодках, будь то днем или ночью, выходить в масках на улицу. В театре же, напротив, они были обязаны появляться только в масках; им было запрещено жить на Канале Гранде и платить больше 100 дукатов за квартиру; запрещено иметь горничных и прислугу (massere), носить белые платья ze"Источник: История всемирной литературы. 19 век поведения не могли ни выступать свидетелями в уголовных процессах, ни обращаться к правосудию за собственные деньги. "Источник: История всемирной литературы. 19 век - образ ldquo;почтительной проституткиrdquo;. В 1566 году был составлен каталог двухсот ldquo;самых выдающихся и почтенных куртизанокrdquo; с адресами и тарифами. Издатель его попал в тюрьму, но каталог тайно циркулировал и пользовался большим спросом, сыграв немалую роль в популяризации среди путешественников этих, по выражению Де Броса, ldquo;услужливых телесrdquo;. Наряду со зрелищем благородных девственниц к услугам Генриха III была дорогая куртизанка Вероника Франко, писательница и поэтесса, сделавшая предметом торга не только свое прекрасное тело, но и блестящий ум: она одаряла клиентов утонченными удовольствиями не только плотскими, но и интеллектуальными. Так как же следовало относиться к куртизанкам? Вопрос пропаганды и дипломатии. "Источник: История всемирной литературы. 19 век ldquo;Слава и всеобщее изумление, достойное вечностиrdquo;, ldquo;Врата ада, дорога нечестия, образец непостоянстваrdquo; - так рассуждали о венецианских куртизанках в 1607 году два персонажа в исполнении актера Франческо Андреини: капитан из ldquo;Адской Долиныrdquo; и его слуга. Под пером Бузенелло, привыкшего вращаться в кругах интеллектуалов-либертенов и прочих возмутителей спокойствия, торжество Поппеи носит - и это главное - отрицательный характер: куртизанка становится символом проституции у власти и проституции власти. "Источник: История всемирной литературы. 19 век своего предшественника. Амло де ла Уссе, громивший венецианский деспотизм, видит в куртизанках ldquo;пиявок, которых прикладывают к наиболее полнокровным частям государственного тела; пиявки эти сосут соки также и из иностранцевrdquo Паллавичино уверен, что публичные девицы пользуются негласной поддержкой Сената, которому выгодно держать молодых нобилей1"Источник: История всемирной литературы. 19 век ldquo;не завелись пагубные мыслиrdquo;. Спустя век ldquo;общественнаяrdquo; функция проституток меняется; теперь они посещают casi"Источник: История всемирной литературы. 19 век Почти все они включают в свое описание Венеции главу, где по достоинству оценивают исключительное очарование и талант этих дам и непременно рассказывают о каком-нибудь приключении - удачном либо неудачном - с одной из них. Венеция не способствует сохранению добродетели, замечает Монтескье, сумевший в этом убедиться на собственном опыте. Даже Руссо поддается искушению: смущенный, беспомощный, исполненный угрызений совести, он тем не менее пускается во все тяжкие, ибо, по его словам, в Венеции во всем, что касается женщин, воздержание просто невозможно. В конце концов он привязывается к молоденькой девочке и решает воспитать ее на свой манер. В те времена такая практика существовала. Миф о прекрасных венецианских куртизанках столь живуч, что будущий император Иосиф II во время одного из своих визитов вспомнил о милостях, оказанных Генриху III, и также пожелал воспользоваться любезностью красотки на одну ночь. "Источник: История всемирной литературы. 19 век - напротив, число их неизмеримо возросло, а активность давно выплеснулась за рамки Castelletto; просто пропасть между различными слоями ldquo;публичных женщинrdquo; стала значительно глубже. Проститутки (meretrici) стали преобладать над шикарными куртизанками (cortigia"Источник: История всемирной литературы. 19 век ldquo;с обнаженной грудьюrdquo;, хватают прохожих за полы длинной одежды и склоняют их к греху, преследуют иностранцев, заходят вместе с ними в кафе и там, в отдельных кабинетах, развлекают их. "Источник: История всемирной литературы. 19 век ldquo;на службеrdquo; у какой-нибудь бывшей проститутки, вновь вернувшейся к прежнему ремеслу; иногда роль сводни исполняла мать девицы. Те, кто состояли на содержании у своих любовников, обычно жили в специально снятых для них квартирах. У проституток не было отпусков и выходных, за исключением дня Страстной пятницы. С опасной скоростью стали распространяться и венерические заболевания (Руссо, без сомнения, имел все основания опасаться их), а сатирические поэты не преминули заявить, что в Венеции l
dquo;умирали на всем скаку... по причине особой чумы, поразившей всю страну и не делавшей различия ни по полу, ни по званию... чума эта - французская болезньrdquo;. Правительство тем временем расширяло сеть благотворительных учреждений для бедных молодых девушек, дабы отвратить их от проституции и дать им некоторое образование: научить читать, считать, шить, вышивать, плести кружева. Следом за приютом ldquo;Незамужних Девrdquo; (Zitelle), основанным в XVI веке возле церкви с таким же названием, был открыт приют Poveri Pe"Источник: История всемирной литературы. 19 век не является чистым вымыслом. Он попытался встретиться с ней, попросил назначить свидание, затем узнал, что имеет дело с замужней дамой, но продолжал настаивать, заплатил, получил свидание, встретил элегантную, утонченную женщину, рассыпался в извинениях, но в конце концов понял, что она - именно то, что он искал. "Источник: История всемирной литературы. 19 век их собственных жен, а куртизанки прибывают в гондолах за сенаторами, чтобы забрать их прямо из Дворца. Там царит разврат. "Источник: История всемирной литературы. 19 век людей купается нагишом в водах Лидо: служба инквизиции тотчас причисляет ее к ldquo;падшим женщинамrdquo;, а ее сопровождающих - к ldquo;иностранцамrdquo;. Носителями испорченных нравов являются балерины, певицы, актрисы, заклейменные цензорами еще в XVII веке, то есть те женщины, чья деятельность противоречит нормам брака, семейной жизни и установленным порядкам. В частности, Анчилла Кампьони, ldquo;самая знаменитаяrdquo;, по словам Казановы, куртизанка в Венеции, является танцовщицей. Любопытно: пока эти ldquo;балериныrdquo; оставались под покровительством, к ним относились терпимо, но если они пытались заставить дворянина жениться на себе, их выгоняли из города. Есть также ldquo;незнакомкиrdquo;, ldquo;авантюристкиrdquo; или ldquo;паломницыrdquo;, прибывающие в город в поисках неверного возлюбленного, соблазненного мужа, неведомого отца; женщины эти не имеют определенного статуса, следовательно, исключены из действующих социальных правил. Некоторые девушки из знатных семейств, желая избежать ненавистного им брака, дерзали покидать родной дом и были вынуждены вступать на путь проституции. Брак - это ад "Источник: История всемирной литературы. 19 век легко, ибо все ее качества перечислялись в многочисленных трактатах - например, в ldquo;Чрезвычайно мудрых и серьезных советах о том, как выбирать супругуrdquo; Франческо Барбаро, опубликованных в 1548 году издателем Джиолитто; из этой книги черпали свои познания все ldquo;хорошие авторыrdquo;. Среди женских персонажей Гольдони есть хитрая служанка Лесбина, решившая женить на себе робкого деревенского философа; как и все ее товарки, она знает, какое приданое должна она принести, чтобы добиться доверия будущего супруга: ldquo;Преданность, честность, застенчивость и скромность, а, главное умение экономитьrdquo;. И уже почти побежденный философ отвечает: ldquo;Хороша женщина или уродлива, в любом случае она должна принадлежать только одному мужчине. Что же касается умения экономить, то вы должны для себя усвоить: всегда следуй воле мужа и не пытайся изображать ни хозяйку, ни ученую женщинуrdquo;. Таким образом, любая попытка выйти за отведенные женщине рамки не поощрялась, а разница в состоянии и образовании становилась непременным источником разногласий. Немало супружеских пар в комедиях Гольдони ссорятся именно из-за этого неравенства. Скромность означала сдержанность, отсутствие стремления бывать в обществе, главным образом галантном, нежелание наносить визиты, а также блистать остроумием в разговоре, не вмешиваться в политику, довольствоваться семейным очагом, поддерживать мужа в его начинаниях, рожать и воспитывать детей - одним словом, следовало ldquo;уметь держать домrdquo;. Образ идеальной женщины описан в основном через отрицания: предполагается, что женщина, наделенная всеми необходимыми добродетелями, должна быть ldquo;щедрой без границ, богатой, но без гордыни, одеваться красиво, но не роскошно, быть добродетельной, но не кичиться этимrdquo;. "Источник: История всемирной литературы. 19 век ldquo;Теперь и вовсе невозможно женитьсяrdquo;, - жалуется Лунардо, вспоминая святую скромность своей покойной жены. Записной женоненавистник Карло Гоцци ищет ldquo;совершенную возлюбленную, с возвышенным сердцемrdquo;, ldquo;добродетельную подругу, сумеющую оценить его метафизическую душуrdquo;, но его поиски напрасны: после трех бурных неудачных романов, о которых он повествует очень подробно, Гоцци решает остаться холостяком. Как мы уже видели, наметилась очевидная тенденция не всту

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector