Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашней задачи
Опрашивание у учеников наизусть поэзии Леси Украинки «Хотела бы я песней стать».
III. актуализация опорных знаний
Литературная викторина «Узнай поэтическое произведение Леси Украинки»
(«Вы счастливые, пречисты звезды»)
Звучали бы тогда мои мечты І счастье мое тайное.
(«Хотела бы я песней стать»)
Замелькало листячко зеленое, Посыпались беленькие цветки.
(«Давняя весна»)
Итак пойдите и скажите, Что пока я буду жить, Не подумаю вечно Оружия честной сложить.
(«Давняя сказка»)
И чего там, люди добрые, За новинками впадать? Может, временами не помешает И давнее припомнить.
(«Давняя сказка»)
Пело все, смеялось и бринело, А я лежала больная и одинокая.
(«Давняя весна»)
Если бы я ваши лучи имела, Я б некогда не сказала слова.
(«Вы счастливые, пречистые звезды»)
Чтобы свободно по миру летать, Чтобы ветер разносил эхо.
(«Хотела бы я песней стать»)
Если бы я была звездой в небе, Я б не знала ни тоски, ни сожаления.
(«Вы счастливые, пречистые звезды»)
Моя душа некогда не забудет Того дару, что весна дала.
(«Давняя весна»)
Только слышит - гул, гуки, Где-то охотничьи сурьмы играют, Слышно вместе, как собачьи Й человеческие голоса звучат.
(«Давняя сказка»)
Упасть на волне прозрачные, Изобиловать над морем шатким.
(«Хотела бы я песней стать»)
Примечание. За каждый правильный ответ устанавливается 1 балл.
IV. Объявление темы, цели урока.
Мотивация учебной деятельности учеников
V. Основное содержание урока
Прославим поэтов, в которых один бог - красиво сказанное, бесстрашное слово правды.
1. История написания произведения.
«Давнюю сказку» Леся Украинка написала в 1893 году. На ту пору она уже была зрелым поэтом. Свое место как художник писательница видела лишь среди передовых, революционных представителей общества - среди рабочих. В произведении речь идет и о роли поэта и его произведений в общественной жизни. Поэтому главный герой этой поэмы - поэт.
Произведение «Давняя сказка» впервые был опубликован в львовском журнале «Жизнь и слово» за 1896 год, а позднее - во втором сборнике стихов Леси Украинки «Думы и мечты». Во время создания этой поэмы одни писатели реакционного направления заявляли, что искусство нужно лишь ради развлечения, другие - что историю вершат цари, короле, властителе трудящихся, который гнобительский порядок - незыблемый, вечный. Поэмой «Давняя сказка» Леся Украинка давала острый отпор носителям этих теорий.
2. Выразительное чтение, перессказывание интересных эпизодов произведения.
3. Тема: изображение борьбы трудящихся против своих поработителей и роли и места поэта в освобождении народа от гнета.
4. Идея: прославление мужества, целеустремленности, веры в счастливую жизнь (поэт); осуждение жестокости, жажды к обогащению, стремлению поработить народ (Бертольдо).
5. Основная мысль: в почете народной всегда остаются те, кто защищал, отстаивал интересы простого люда жертвуя своей жизням.
6. Жанр: лиро-эпическая социальная поэма-сказка. (От сказки - зачин, события происходят в давнопрошедшие времена, в которой неизвестной стране, главные персонажи - поэт и Бертольдо - встречаются трижды, как и в сказках.)
7. Композиция.
Произведение состоит из четырех разделов. Экспозиция: знакомство с поэтом. Завязка: встреча поэта с Бертольдом. Кульминация: конфликт между Бертольдом и поэтом. Развязка: пожизненное заключение поэта, его смерть; А поэту потомки Слово острее закаливают.
8. Сюжет произведения.
Поэма начинается коротеньким выступлением, в котором Леся Украинка, обращаясь к читателям, говорит, что она расскажет давнюю сказку. На самом деле же поэма связана с реальной жизнью того времени, когда жила поэтесса.
В какой-то стране жил талантливый поэт. Он любил людей, для них составлял песне, которые давали народу совет и развлечение. Трудящиеся уважали поэта, захватывались его песнями, к нему
Раз в раз ходила молодежь Песни-Слова выслушать.
Только кичливый бездельник рыцарь Бертольдо смеялся над поэтом, считал его нищим и даже сумасшедшим.
Неожиданно настало бедствие - началась война. Во главе с Бертольдом войско отправилось в чужие земли. Когда в чужих землях в походе рыцарям становилось тяжело и тоска обертывала их сердца, тогда певцы пели те песни, которые составил поэт, и они, вызывая у воинов воспоминание о родной стране, ободряли их и прибавляли отваги.
Зайдя далеко в чужие земли, оказавшись среди чужих людей, утомленное и проголодавшееся войско начало роптать на Бертольда, а дальше бросилось к оружию, чтобы принудить его прекратить войну и возвратить назад.
В эту минуту выступили певцы и песней, которой их научил поэт, уняли войско, зажегши в нем боевой дух. Рыцари со словами:
Так поэт своим словом, своей песней помог войску одержать победу.
Но из победы воинов воспользовался Бертольдо. Он награбил на войне «всего без счета», а король наградил его еще землей и графским титулом. Снова в господском дворце начались праздника и развлечения.
Приучившись к грабежам на войнах, Бертольдо действовал так и в своей стране. Он беспощадно эксплуатировал доказанный к отчаянию народ, который готовился к восстанию. Среди людей ширится песни о равенстве и воле. Вместе с народом выступают певцы и поэт.
Бертольдо знает, какую большую силу имеют художественное слово и песня. Чтобы вырвать из рук народа это грозное оружие, он предложил поэту стать его придворным певцом, обещая ему за это богатство и славу. Поэт с достоинством отказался от «золотых кандалов» и славы из господских рук, остался верным народу. Тогда Бертольдо приказал своим слугам бросить поэта к тюрьме. Поэт погиб, но остались между людьми его правдивые и зажигательные слова, остались молодые потомки, которые взяли себе в наследство поэтовы песни и продолжали борьбу с угнетателями.
Народ восстал и убил господина Бертольда. И остался по нему молодой потомок, который продолжает строить тюрьмы и угнетать людей. Между потомками поэта и графа продлевается борьба. Таким окончанием поэмы Леся Украинка подчеркивает, что борьба трудящихся за свое освобождение неизбежно будет длиться к тому времени, пока в ней не победит народ.
9. Языково -выразительные средства.
а) Поэтический синтаксис: антитеза, инверсия, фразеологизмы. («Время летело, словно на крыльях», «Говорят весь помост в аду с добрых замеров сложился», «Золотых не хочу лавров», «поймать ветров поле»).
б) Тропы (эпитеты, метафоры, сравнение): печальная дубрава, рифмы-соколята, думы-волшебницы; «солнышко красное запряталось за дубровы», «время полетов», «разливался человеческий стон всюду волной печальной», «песни идут по людям» и т.д.
в) Лексика произведения: общеупотребительные слова, архаизмы из западноевропейской литературы, фольклора (граф, графство, герольды).
г) Особенности стиха: в его строфах зарифмованная лишь половы на строк.
Золотых не хочу лавров, С ними счастье не получу, Как я ими увенчаюсь То поэтом уже не буду.
Такие стихи называются полубелыми, или рифмованными.