x x
menu

Цикл рассказов Азимова «Я, робот»

Цикл рассказов Азимова «Я, робот» (1950) - оказал, пожалуй, не меньшее влияние на развитие научной фантастики, чем «Машина времени» Уэллса. Сформулированные Азимовым еще в начале работы над циклом о роботах (1941) знаменитые «Три закона роботехники» приняты почти безоговорочно как постулат, хотя сам он старается их обходить или придавать им расширительное толкование1. Главные герои рассказов - человекоподобные машины разных конструкций, действующие в трудной обстановке, нередко в критических ситуациях. Общность проблем кибернетики будущего и постоянный образ умнейшей женщины - робопсихолога Сьюзен Кэлвин объединяют рассказы в связный цикл, который с тех пор пополняется год от года. Позднее Азимов обратился к андроидам (биологические роботы). В романах «Стальные пещеры» (1954) и «Обнаженное солнце» (1957)

  • 1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
  • 2. Робот должен повиноваться командам, которые ему дает человек, кроме тех случаев, когда эти команды противоречат Первому Закону.
  • 3. Робот должен заботиться о своей безопасности, поскольку это не; противоречит Первому и Второму Законам

расследованием загадочных преступлений занимаются Лайдж Бей-ли - человек и Р. Дэниел Оливо - андроид («Р» перед именем значит «робот»), «Р. Дэниел,- характеризует его автор,- силен, идеально уравновешен, абсолютно разумен и не подвластен эмоциям, однако его возможности ограничены тремя законами роботехники, и его разум действует строго формально. Каждый раз честь раскрытия преступления принадлежит Лаиджу Вейли». Однако, вопреки замыслу автора, андроид Р. Дэниел оказался столь привлекательной личностью, что читатели стали протестовать: почему он всегда уступает Бейли? Такие претензии, по словам писателя, заставили его задуматься над проблемой: «Только ли человеческое тело делает человеческое существо человеком? Или это ум? Если машина думает, как человек, и даже лучше, важно ли внешнее сходство?» И тогда на третьем этапе появляется совершенная ЭВМ по прозвищу «Мультивак» - хранилище мировой статистики, экономической и демографической информации, ежедневных новостей, сведений, касающихся всех и каждого. Отсюда проистекают различные конфликты, недоразумения, диктаторские замашки «Мультивака», мнящего себя богом: «Все грехи мира» (В кн.: «Туннель под миром») и др. рассказы. Все это дает материал для серьезных раздумий и сатирических выпадов.

Азимов выступает ратоборцем социального и научного прогресса также и в произведениях, обращенных к далекому будущему. Один из таких романов «Стальные пещеры», пер. Ф. Розенталь, предисловие А. и Б. Стругацких  (вместе с «Я, робот»), построен как фантастический детектив. Реакционным олигархам, загнавшим население в смрадные, скученные подземные города, противостоят революционные общества на других планетах, засылающие своих посланцев на Землю, чтобы свергнуть жестоких властителей и помочь угнетенным воспрянуть для новой жизни.

 Технические достижения используются в ущерб человеку и в романе «Конец Вечности», где олигархи овладевают Темпоральным полем и пытаются вносить «поправки» в историю. В такого рода произведениях создаются нежелательные модели социального будущего, позволяющие показать опасность одностороннего развития техники в современном буржуазном обществе. Широкий круг проблем охвачен Азимовым в романе «Сами боги» (1972), пер. И. Гуровой, предисл. Е. Брандиса («Мир», 1976). Здесь и новые источники энергии, и контакт с инопланетянами, и борьба передовой науки с обскурантизмом. Но главное - тема ответственности ученого. Действие происходит в 70-х годах XXI века.

 

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать