x x
menu

Чувство Родины основное в моем творчестве. (С. Есенин)

Насколько устойчивой была у Есенина мечта об «Инонии»,  отражавшая патриархальные представления крестьянства, показывает его очерк «Ключи Марии» (1918), в котором он представляет будущее как «некий вселенский вертоград, где люди блаженно и мудро будут хороводно отдыхать под тенистыми ветвями одного преогромнейшего древа, имя которому социализм,  или рай, ибо рай в мужицком творчестве так и представлялся,  где нет податей за пашни, где «избы новые, кипарисовым тесом  покрытые», где дряхлое время, бродя по лугам, сзывает к мировому столу все-все племена и народы и обносит их, подавая каждому золотой ковш с сыченою брагой».  Так Есенин, начав осмысление революции средствами религиозной символики, постепенно переходит к символике крестьянской жизни.

Поэма Есенина показывает, насколько устойчивой в русском крестьянстве была мечта о легендарном «мужицком рае».  Эту поэму нельзя считать выражением дум и настроений только  самого Есенина. В ней отразились социальные чаяния русского  крестьянства, его духовный мир, его психология.

Возвращаясь к поэме и к другим произведениям Есенина  1918 года, нужно сказать, что, несмотря на всю их утопическую  отвлеченность, в них было свое созвучие с эпохой: пробудившиеся надежды русского крестьянства на лучшую долю, мысли о  возрождении русской деревни, идеи равенства и свободы. Все  это сливалось у Есенина в единое, любимое им слово - «Преображение», которое, хотя и было почерпнуто из библейских источников, но наполнялось в его произведениях земным содержанием: идеей великого братства людей, гуманного мира с любовью ко всему живому, мира без злобы и насилия.  Сам Есенин называл свои ранние поэмы романтическими. Действительно, основное в них - романтическое восприятие эпохи, романтизация чувств, воодушевление, порожденное революцией. Но в  этой романтике была и своя слабость. Мечтая о социализме, который  принесет русскому крестьянству счастье, мир и благоденствие, поэт-  романтик отрешался от реальной политической борьбы, происходящей в стране, воспринимал Октябрьскую революцию как возможность мгновенного осуществления своей мечты.

В первые годы революции Есенин был во власти настроений,  порожденных крушением старой, уходящей Руси. «Русь» - именно этим исторически первым словом в многовековой истории нашей родины называет он свою страну.

 Само употребление  Есениным слова «Русь» не может служить доказательством его приверженности к архаике. Дело в том содержании, которое вкладывал он в это слово. В большинстве стихов Есенина первых лет революции оно обозначает старую, дооктябрьскую Русь, старую русскую деревню, с которой поэт духовно связан.  Русь моя, деревянная Русь!  Я один твой певец и глашатай.  Звериных стихов моих грусть  Я кормил резедой и мятой, -  писал он в 1919 году в стихотворении «Хулиган».  Пользуясь ранее найденной системой аналогий и сравнений, поэт рисует наступившую эпоху как «обедню» по старой  деревне, а о себе говорит как о догорающей свече на панихиде.  Еще более симптоматично то, что в его стихах появляется мотив, родственный крестьянским поэтам, - страх перед железным городом наступающим на деревню: 

  • Я последний поэт деревни, 
  • Скромен в песнях дощатый мост. 
  • За прощальной стою обедней 
  • Кадящих листвой берез. 
  • Догорит золотистым пламенем 
  • Из телесного воска свеча, 
  • И луны часы деревянные 
  • Прохрипят мой двенадцатый час. 
  • На тропу голубого поля 
  • Скоро выйдет железный гость. 
  • Злак овсяный, зарею пролитый, 
  • Соберет его черная горсть... 
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать