x x
menu

Что такое сюжет и определения в русской литературе

Кроме событий и их развития, сюжет включает систему образов персонажей. Как вы уже знаете, в художественном произведении показывается несколько действующих лиц. Одни из них принимают участие почти во всех событиях, характеры их раскрываются довольно полно - это главные герои. Их в произведении чаще всего бывает один-два. Другие персонажи показываются в нескольких событиях, играют в них вспомогательную роль - это второстепенные действующие лица. Они группируются вокруг тех главных героев, единомышленниками и соратниками которых они являются. В произведении показаны две группы персонажей, интересы и стремления которых диаметрально противоположные. Вследствие этого между  группами возникают острые разногласия,  которые решаются в ряде конфликтов, проявляющихся в разных событиях - т.е. через развертывание сюжета. Образы-персонажи в литературе показываются разными приемами:

  • писатель описывает внешность героя (портрет);
  • рассказывает о его поступках и поведении, мечтах, стремлениях, интересах; об отношении к родине, работе, разным событиям и явлениям, к другим персонажам и т.п.;
  • воссоздает особенности языка персонажа (манеру говорить, строить предложения, использование пословицы и т.п.);
  • приводит отзывы других действующих лиц об этом герое;
  • сам говорит о его характере (прямая авторская характеристика).

Вы уже знаете, что в некоторых произведениях рисуются смешные события и персонажи. В литературе есть много средств изображения комического. Чаще всего используются такие: стремление действующего лица показать себя не тем, кем он есть на самом деле Песик из басни Л. Глебова старается показать себя очень уважаемым значительным лицом); детская этимология - неправильное произношение детьми некоторых звуков (картавость, шецелявость):

Пример:

  • «... Третий работал длительное время очень пристально, мыкаючи со своего старого кафтана заплаты, нити...
  • -        Насцо ты мыкаес? - спросил Григорий.
  • -        Буду дома с бовщем есть...» («Грицева школьная наука»);
  • предоставление предмету изображения несвойственных ему черт («Дождь, как хотел, поливал и виполаскивал нас».- «Щедрый вечер» М. Стельмаха);
  • соединение в предложении слов, которые означают разнородные понятия («У нас с кашлем и пьесой не утаишься».- «Щедрый вечер» М. Стельмаха);
  • неправильное понимание персонажем какого-то предмета или явления (чумак С. Руданского «Хорошо торговалось» ищет деготь в богатых магазинах, где продавались дорогие ткани, серебряные и золотые изделия и т.п.);
  • ирония - употребление слова в обратном смысле («Правда, на казаке одеяния дорогие - три семиряза лихии».- «Дума о казаке Голытьбе»);
  • использование или понимание метафорических фразеологизмов в прямом значении («Что же, девка, подкармливай, подкармливай бедность медом, а они твоего дядю возьмут за жабры...» - «А... у твоего дяди в самом деле есть жабры?» - «Щедрый вечер» М. Стельмаха);

Среди лексических средств художественного языка первое место занимают тропы.

Тропы - употребленные в переносном смысле слова и выражения. В таком случае слово или выражение возвращается к нам каким-то новым значением, набирает новый содержательный оттенок. Тропы помогают выделить какую-то важную черту изображенного предмета, нарисовать его поэтически, высказать отношение писателя к нему, дать оценку. Каждый троп выделяет этот важный признак только ему присущим способом.

Эпитет - поэтическое определение (белоснежные цветы вишни; голубиный характер, громовой голос). Есть постоянные эпитеты, которые употребляются с определенным существительным, представляя с ним постоянное выражение: зеленая рожь, холодная вода, широкая степь, вороной конь.

Сравнение - сопоставление предметов на основе их сходства (вишни в белом цветении, будто снегом осыпанные; у мальчика характер кроткий, как у голубя; весенний гром грохотал, будто великан сердился).

Метафора - перенесение черт одного предмета на другой на основе сходства (в тучах раз в раз взрывался гром; вишню обсыпал снег белого цвета; кукушка громко считала чьи-то года). Разновидностью метафоры являются олицетворения и аллегория.

Олицетворение, персонификация - перенесение черт живого лица на предмет или явление (вишня гордится белыми цветами, гром сердится).

Аллегория - рисование людей в образах животных, предметов, явлений. Метафорическими могут быть и эпитеты (сердитый гром, золотое сердце, железная воля).

Ирония - употребление слова или выражения в обратном смысле («Добрый господин: забрал хлеб у детей и бросил псам». Народная шутка).

Два  из   известных   вам   тропов - синекдоха   и   гипербола - основываются на перенесении не за похожестью, а за количеством или величиной.

Синекдоха - замена части целым и целого - частью, единственных чисел - множеством и множества - единственным числом (выпил все МОЛОКО; материальные ценности создает человеческая рука; для ученика основной источник знаний - учебник; космические корабли польются на Марсы и Венеры).

Гипербола - поэтическое преувеличение (от грома вздрагивала планета; море слез).

На уроках в 6- 7-м классах вы ознакомились с рядом лексических категорий, которые в литературных произведениях выполняют определенные художественные функции, т.е. используются как изобразительно-выразительные средства.

Синонимы - слова, разные по своему звуковому слогу, но близкие по значению. К одному слову может быть несколько синонимов, которые образовывают синонимические ряды. Из них писатель подбирает такое слово, которое более всего отвечает образу, который воображается ему, помогает выразить свое отношение к изображенному («Хорошо, мама, что ты раньше спать легла»; «... Вилами господина и просадил, будто ту жабу. - Т. Шевченко). Два-три синонима, употребленные в одном предложении, помогают конкретнее и многограннее изобразить предмет или действие человека, сосредоточить на них внимание читателя («... явился другой дом, такой красивый и пышный» - сказка «Названный отец»; «... Чтобы он не плакал, не сокрушался... то отдадут в москали» - «И золотой и дорогой...» Т. Шевченко).

Антонимы - слова, обратные по смыслу. В художественных произведениях они употребляются, когда нужно что-то резко противопоставить, как например: «Хвалы никому, а кровь, и слезы, и хула. Хула всему» (Т. Шевченко). Антонимы используются и для того, чтобы показать необычность явления или настроения персонажа: «С тревогой обнял покой чистый и умный» (М. Рыльский); «Гнев и печаль, огонь и холод, невменяемая радость и горькая тоска вместе охватили Петрово сердце» (Афанасий Мирный); «Смех сквозь слезы» (Н. Гоголь); «С кручиной радость обняла» (А. Олесь).

Неологизмы - новые слова. Они обозначают все то новое, что появилось в жизни общества.

Архаизмы - слова, которые вышли из обихода. «Заря моя вечерняя, сойди над горой» - Т. Шевченко).

Эллипсис или эллипс - предложение с пропущенными словами. Чтобы выделить важнейшие слова, писатель опускает менее значащие. Чаще всего эллипсы используются в диалогах, реже - в языке автора: «Так разве вы и в самом деле в полицию меня ведете?» - «А веду».- «А зачем?» - «Так как звеленый» (Б. Гринченко). Разновидность эллипса - обрыв: автор или герой не могут высказать свою мысль из-за сильного волнения или не отваживаются сказать ее полностью. Например: в стихотворении «Если бы вы знали, баричи...» Т. Шевченко будто не отваживается предъявить обвинение Богу в том, что он, возможно, помогает господам угнетать крепостных: «А может и то еще... нет, не знаю... А так кажется... сам это..»

  • «Колька очень волнуется и не может сказать ясно, что у него отпал каблук:   «... Стал и стоит, понурившись.
  • -        Чего ты? - мать ему.
  • -        И... и...- губы задрожали, лицо искривилось, и он зашипел только.- У... у меня... Что же... это... как отец увидит?» («Школьник» А. Тесленко).

Тавтология - повторение одного и того же слова, однокоренных или близких по значению слов, для того, чтобы с большей силой выразить что-то важное и высказать мысль. Например: в строках

  • Один-одинешенек под плетнем сидит себе в старой дерюге,- Т. Шевченко подчеркивает тяжелое одиночество, безнадзорность, заброшенность крепостного ребенка. Тавтология в предложении: «Как там ее ругали, как на нее ссорились - и не слушает...» - воссоздает глубокую сосредоточенность Аграфены на одной больной мысли о больной детке. Смертельный испуг, отчаяние, тоску и мучение несчастной матери с мертвым ребенком на руках выражено повторением одного и того же слова (риторическое восклицание): «Света! Света дайте! - вскрикнула.- Папа! Света!» («Аграфена» Марка Вовчка).
  • Тавтология может подчеркивать продолжительность действия:
  • И, будто моря волны, снег, и снег, и снег.. (В. Сосюра. «Зима»)
  • Или, наоборот, быстротечность ее: «Бежит она домой, бежит...» («Аграфена» Марка Вовчка).
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать