x x
menu

Чтение-понимание и анализ текстов ораторских выступлений в научном и публицистическом стилях речи

Цель: Сформировать у учащихся практические риторические умения в области риторического анализа: в овладении основными элементами ораторского мастерства в публичной речи; стратегиями и тактиками аргументации; совершенствовать учебно-языковые и коммуникативные умения и навыки; способствовать воспитанию личности, способной на самостоятельную деятельность. Оборудование: Учебные тексты, раздаточный материал для практической работы, учебник. Тип урока: Урок применения знаний и формирования умений.

Прогнозируемые Результаты: Учащиеся читают (молча и вслух) текст публичного выступления; определяют тип, стиль и форму ораторской речи; указывают особенности композиции и языковых средств и их значение для раскрытия темы и основной мысли; выделяют в тексте ключевые слова, определяют их контекстуальное значение; выразительно читают текст публичного выступления, соблюдая нормы литературного языка. ХОД УРОКА I. Организационный Этап II. Актуализация Опорных Знаний 1. выполнение интерактивного упражнения «мозговой штурм» (в парах) Составьте словарь (10-12 слов) на темы: «Средства украшения речи»; «Качества, необходимые оратору»; «Качества эффективной речи». Свой выбор слов аргументируйте. 2. слушание 3–4-х сообщений учащихся (см. домашнее задание предыдущего урока) III. Постановка Цели И Задач Урока. Мотивация Учебной Деятельности Учитель. Современная риторика мыслится как теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи.

Подготовка специалиста для той или иной профессиональной сферы требует формирования умений в связи с анализом и порождением высказываний, речевым поведением в актуальных ситуациях общения. Вот почему необходимо обобщить уже имеющиеся у вас риторические знания и умения и поучиться у выдающихся ораторов…

Столетия развития языка, мышления выработали наиболее экспрессивные, экономные и точные способы, схемы, словесные структуры для решения задач, которые ставит перед собой говорящий. Сегодня на уроке на примере отрывков из речей знаменитых ораторов вы убедитесь, как выразительные средства языка разнообразно переплетаются друг с другом. IV. Работа Над Культурой И Развитием Речи Учащихся 1. чтение-понимание (вслух и молча) и анализ текстов ораторских выступлений в научном и публицистическом стилях речи 1) Чтение молча: работа с раздаточным материалом (на партах) Учитель. Среди блестящих ораторов — русских юристов второй половины XIX века — чаще всего выделяют анатолия Фёдоровича Кони, публичные выступления которого не только потрясали своей убедительностью, красноречием слушателей того времени, но и сегодня его наставления-рекомендации по ораторскому мастерству звучат весьма актуально. а. Ф. Кони высоко ценил устное слово, публичное выступление и даже считал, что «изустное слово плодотворнее письменного».

Он придавал исключительно большое значение ораторскому мастерству, особенно в процессе ведения судебных заседаний. «лучшие из наших судебных ораторов,— писал а.

Ф. Кони,— поняли, что в стремлении к истине всегда самые глубокие мысли сливаются с простейшим словом. Слово — одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренне и вовремя.

Оно способно увлекать за собой самого говорящего и ослеплять его и окружающих своим блеском». ИЗ «СОВЕТОВ лекторам» Чтобы лекция имела успех, надо: 1) завоевать внимание слушателей; 2) удержать внимание до конца речи.

Привлечь внимание слушателей — первый ответственный момент в речи лектора, самое трудное дело. Внимание всех вообще (ребёнка, невежды, интеллигента и даже учёного) возбуждается простым, интересным (интересующим) и близким к тому, что, наверно, переживал и испытывал каждый. Значит, первые слова лектора должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны (должны привлечь, зацепить внимание). Этих зацепляющих «крючков» вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу (но на самом деле связанная со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т. п.

Большинство людей занято пустой болтовнёй или лёгкими мыслями. Привлечь их внимание всегда можно.

Чтобы открыть (найти) такое начало, надо продумать, взвесить всю речь и сообразить, какое из указанных выше начал И однородных с ними, здесь не помеченных, может подходить и быть тесно связанным хоть какой-нибудь стороной с речью. Эта работа целиком творческая… Вторая задача лектора — удержать внимание аудитории. Раз внимание пробуждено вступлением, надо сохранить его, иначе аудитория перестанет слушать, начнётся движение и, наконец, появится та «смесь» тягостных признаков равнодушия к словам лектора, которая убивает всякое желание продолжать речь. Удержать и даже увеличить внимание можно: 1) краткостью; 2) быстрым движением речи; 3) краткими освежающими отступлениями.

Краткость речи состоит не только в краткости времени, в течение которого она произносится. лекция может идти целый час и всё-таки быть краткой; она же при десяти минутах может казаться длинной, утомительной. Краткость — отсутствие всего лишнего, не относящегося к содержанию, всего того водянистого и засоряющего, чем обычно грешат речи. Надо избегать лишнего: оно расхолаживает и ведёт к потере внимания слушателей… Речь должна быть экономной, упругой. Нельзя рассуждать так: ничего, я оставлю это слово, это предложение, этот образ, хотя они и не особенно-то важны. Всё неважное — выбрасывать, тогда и получится краткость, о которой тот же Чехов сказал: «Краткость — сестра таланта».

Нужно делать так, чтобы слов было относительно немного, а мыслей, чувств, эмоций — много. (328 слов) (По А. Ф. Кони) 2) Чтение вслух Учитель. Мы не ошибёмся, если скажем, что американского учёного Дейла Карнеги можно с полным основанием назвать классиком современной деловой риторики. Его ораторское мастерство и искусство делового общения, его книги «Как обрести спокойствие и жить полноценной жизнью», «Как обрести уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» и другие снискали ему всемирную славу. Практические советы-наставления Дейла Карнеги по различным жанрам и ситуациям делового общения и ораторского мастерства не потеряли свою свежесть и актуальность и сегодня, хотя написаны более пятидесяти лет назад.

Книги Дейла Карнеги я советую вам прочитать с карандашом в руках и сделать своими настольными книгами-советниками, так как в них, более чем в других книгах, вы найдёте для себя лаконичные правила-советы, как поступать, как действовать в той или иной ситуации делового Общения, спора, переговоров, публичного выступления. Предлагаю вам познакомиться с фрагментом из книги Дейла Карнеги «Как обрести уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично». Как Развить Смелость И Уверенность В СЕБЕ Несколько лет назад один джентльмен, которого я назову здесь мистером Д. У. Джентом, стал слушателем моего курса ораторского искусства в Филадельфии.

Вскоре после начала занятий он пригласил меня позавтракать с ним в клубе промышленников. Это был уже немолодой человек, который всегда вёл активный образ жизни: возглавлял своё предприятие, играл ведущую роль в жизни религиозной общины, а также занимался общественной деятельностью. Когда мы сидели за столом в тот день, он наклонился ко мне и сказал: — Мне неоднократно предлагали выступать на различных собраниях, но я никак не мог этого сделать: я начинаю так волноваться, в голове делается совершенно пусто, и поэтому я всю жизнь уклонялся от публичных выступлений. Но теперь, когда я стал председателем совета попечителей колледжа, я должен председательствовать на его заседаниях, и мне просто необходимо что-то говорить… Как вы думаете, я смогу научиться выступать в моем возрасте? — Сможете ли вы, мистер Джент? — ответил я.

— В этом нет никаких сомнений. Я знаю, что вы сможете, и знаю, что вы научитесь, если только будете практиковаться и следовать моим указаниям и рекомендациям. После того, как он закончил учебный курс, мы на некоторое время потеряли связь, а позднее встретились… Я напомнил ему о нашем разговоре и спросил, действительно ли я проявил чрезмерный оптимизм.

Он вынул из кармана записную книжку в красном переплёте и показал мне список предстоящих публичных выступлений и даты, на которые они были назначены. — Способность выступать, удовольствие, которое я при этом испытываю, дополнительная польза, которую я могу приносить обществу,— всё это входит в число самых радостных явлении в моей жизни… Выработка уверенности в себе, смелости, способности говорить спокойно и ясно, выступая перед аудиторией, не представляет и десятой доли той трудности, которую воображает себе большинство людей.

Это вовсе не талант, дарованный провидением лишь отдельным выдающимся личностям. Это нечто вроде умения играть в гольф. любой человек может развить свои скрытые способности, если у него будет достаточно сильное желание. Разве есть хоть малейшее основание для того, чтобы вы, стоя перед аудиторией, были не в состоянии мыслить так же хорошо, как мыслите сидя? Вы, конечно, знаете, что таких оснований нет.

В сущности, обращаясь к группе людей, вы должны были бы мыслить лучше. Присутствие слушателей должно возбуждать вас, вызывать у вас подъём.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать