x x
menu

Чтение наизусть стихотворения С. Я. Маршака «Друзья-товарищи»

Чтение будет намного эффективнее, если оно будет выполняться не поодиночке, а в паре друг с другом: дети могут читать текст поочередно по две строки, а четвертое четверостишие — по одной строчке. При чтении ребята держатся за руки — «оживляют» иллюстрацию, нарисованную в учебнике.

Учитель. Можно ли это стихотворение назвать подругому: «Веселое настроение» или «Весеннее настроение?» Почему? Какое название лучше?

(Ребята с помощью учителя приходят к выводу, что название, придуманное автором, лучше, потому что в тексте говорится не просто о веселом настроении по случаю прихода весны, а потому что герои — друзьятоварищи, им весело быть вдвоем. Весеннее настроение, о котором говорит поэт, — всего лишь фон, усиливающий основное, дружеское чувство героев.)

П. Работа над новым материалом

1. Обмен мнениями от прочитанного стихотворения И. П. Токмаковой «Я могу и в углу постоять...»

Учитель. Что вы можете сказать о настроении героя? Оно такое же, как в стихотворении Маршака? Дети. — Нет, оно другое: грустное.

— И обиженное.

Учитель. Как вы думаете, кто обидел героя? Дети. — Ктото из близких ему людей уличил героя в

том, что он взял красную запонку.

— Это может быть друг его, папа или мама.

Учитель. А что такое запонка? Знаете?

Дети. Да, это такая застежка для рукавов рубашки.

(Далее дети обмениваются мнениями по вопросам учите

Ля:

А кто видел запонки? Они красивые?

Вам нравятся эти вещи?

А герою могли понравиться?

А кому вы больше поверите: тому, кто обвинил мальчика, или ему самому? Из чего вы можете сделать свой вывод?)

2. Анализ текста стихотворения

Учитель. А теперь давайте посмотрим, на чьей стороне автор? В чем он нас пытается убедить?

Дети. — В том, что мальчик не виновен.

— А он не брал запонку.

Учитель. А каким способом он это делает? Давайте посмотрим, чем этот текст необычен. А может быть, он вам показался немного странным? Перечитайте текст еще раз. В чем его странность?

(Дети перечитывают текст и находят, что первое и второе четверостишия отличаются друг от друга только словами «час» и «день».)

Учитель. А как вы думаете, зачем автору один и тот же текст захотелось повторить дважды почти дословно?

Дети. — Автор таким способом хочет убедить читателя, что герой не брал запонку, раз он готов в углу простоять и целый день, и два дня, и даже пять дней, чтобы доказать свою правоту.

— Герою обидно и очень грустно. Он готов отказаться от

Игр и развлечений, ему не до этого, герой об этом говорит

Дважды, чтобы убедить того, кто ему не верит.

Учитель. А теперь подберите из «Словаря настроений» слова, которыми вы можете точно рассказать о чувствах, о душевном состоянии мальчика — героя этого стихотворения.

(Ребята выбирают:

«грустное»,

«обиженное»,

«расстроенное»,

«плаксивое»,

«отчаянное»,

«возмущенное» («Ну зачем говорите напрасно вы?»).

Учитель. А теперь сравните построение стихотворных текстов Маршака и Токмаковой. Оно одинаково?

Ученица. Нет. У Маршака строчки короткие, а у Токмаковой они длинные.

Учитель. А может быть, второй текст — и не стихотворение вовсе, а проза?

Ученик. Нет, это стихотворение.

Учитель. А чем вы можете это доказать?

Дети. — В стихотворении есть ритм и рифма.

— Можно составить ритмический рисунок.

(На доске составляет ритмический рисунок четверостишия:

иииииииии иииииииии иииииииииии иииииииииии)

Такие упражнения по составлению схем ритмической записи стихотворений не ставят своей целью ознакомления второклассников со стихотворными размерами, они дают возможность детям пронаблюдать разные варианты чередования ударного слога с безударными: ребята видят, что ударный слог может повторяться не только через один безударный, а и через два безударных слога. Таким способом достигается плавность звучания текста. Многократные упражнения школьников по составлению стихотворных схем несомненно облегчит работу в старших классах.

3. Знакомство учащихся с понятием «монолог»

Учитель. От чьего имени написано стихотворение? Ученик. От имени героя.

Учитель. А ктонибудь еще участвует в разговоре? Ученик. Нет, здесь говорит один герой. Учитель. Давайте прочитаем в учебнике, как называется речь одного героя.

(Дети читают формулировку в учебнике.)

4. Чтение стихотворения учащимися

(Дети читают стихотворение, стараясь подбирать правильную интонацию для выражения чувств и настроения героя.)

5. Заключительная беседа о главной мысли стихотворения

(Дети обмениваются мнениями по вопросам учителя:

Какова главная мысль стихотворения?

Как люди должны относиться друг к другу?

Чему учит друзей это стихотворение?

Отвечая на эти вопросы, учащиеся приходят к выводу, что дружба не может быть построена на недоверии друг к другу, на обидах. Наоборот, настоящие друзья должны уважать и доверять друг другу.)

Домашнее задание. Выучить стихотворение И. П. Токмаковой «Я могу и в углу постоять...» наизусть и подготовиться передать при чтении чувства и настроение героя. Самостоятельно прочитать рассказы В. А. Осеевой «Три товарища» и «До первого дождя» и ответить на вопросы после текстов.

Тема урока - Настоящая дружба... Какова она?

Материал для чтения

1.В. А. Осеева «Три товарища», «До первого дождя».

Я. Л. Аким «Жадина».

О. Е. Григорьев «Кто прав?».

Оборудование урока

Портрет В. А. Осеевой.

I. Проверка домашнего задания

(Дети читают наизусть стихотворение И. П. Токмаковой «Я могу и в углу постоять...».)

П. Работа над новым материалом

1. Обсуждение содержания рассказа В. А. Осеевой «Три товарища»

(Дети обмениваются мнениями по вопросам учителя:

Понравились ли вам рассказы В. А. Осеевой?

О чем эти рассказы? Определите их тему.

Как вы думаете, чему хотел научить автор, рассказывая первую историю?

Кто из ребят оказался настоящим другом? Почему?

Если бы вы встретили Колю и Мишу, что бы вы им сказали?

А какой вывод сделали для себя?

Учитель путем постановки вопросов подводит детей к выводу, что настоящая дружба проверяется не на словах, а на деле.)

2. Чтение рассказа по ролям

(Дети читают рассказ по ролям, стараясь интонацией передать чувства героев и отношение к ним автора.)

3. Чтение и анализ рассказа В. А. Осеевой «До первого Дождя»

Учитель. Давайте работу над этим текстом начнем с первого выполненного вами задания: восстановим последнее предложение с пропущенными словами. Какие слова вы вставили вместо точек? Прочитайте, что у вас получилось.

Дети. — У меня получилось такое предложение: «Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу».

— А у меня подругому: «Обе девочки густо покраснели: Маша за Таню, а Таня за Машу».

Учитель. Давайте обсудим эти варианты. Начнем со второго. Почему ты решила, что именно так должно быть написано?

Ученица. Потому что Таня наябедничала учителю на Машу, а подружки так не должны поступать, и Маше стало стыдно за свою подругу.

Учитель. Ребята, оцените этот вариант.

Ученик. Давайте еще раз перечитаем разговор Тани с учителем: говорится разве в тексте о том, что Таня пожаловалась учительнице?

(Ребята находят в тексте отрывок и читают вслух:

«У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня».)

Учитель. Как вы объясните эти слова девочки? Наябедничала Таня на свою подружку?

Ученица. Нет, она ответила на вопрос учительницы.

Учитель. Правильно она поступила? Честно?

Ученица. Да, честно.

Учитель. Значит, этот вариант восстановленного предложения верный? Оставим его?

Ученица. Нет, неверный.

Учитель. Давайте оценим другой вариант. Как надо понимать это предложение?

Ученик. Я думаю, что Маше стало стыдно за себя, потому что она пожадничала и не дала плащ Тане, а Тане стало стыдно за подругу.

Учитель. А теперь давайте прочитаем последние слова учительницы.

(Ребята читают вслух:

«Видно, ваша дружба до первого дождя!»)

Учитель. Подумайте над смысловым значением этого предложения и попробуйте заменить выражение «до первого дождя» другим выражением, близким по значению. Что у вас получилось?

Дети. — У меня получилось такое предложение: «Видно, ваша дружба до первой трудности».

— А у меня — «до первого испытания».

— А еще можно сказать: «до первой беды».

Учитель. Молодцы! Именно так и надо понимать муд

Рые слова учительницы.

А кто из девочек вам понравился и почему? Как вы можете охарактеризовать эту героиню? Дети. — Мне понравилась Таня.

— А мне в конце рассказа и Маша понравилась: она осоз

Нала свой поступок, и ей стало стыдно.

Учитель. Что, по вашему мнению, должен был сделать настоящий друг в этой ситуации?

Дети. Настоящий друг должен был поделиться: накрыться одним плащом от дождя.

Учитель. А теперь сравним оба рассказа Осеевой: чем они похожи?

Дети. — У них похожа тема: эти рассказы о друзьях.

— Автор говорит о хороших и плохих друзьях.

Учитель. А автор говорит нам прямо, кто хороший друг, а кто — плохой?

Дети. — Нет, не говорит, мы об этом сами догадываемся.

— Мы сами делаем выводы из поступков героев.

Учитель. И как вы поняли: что в отношениях героев

осуждает автор?

Дети. — Автор осуждает жадность.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать