x x
menu

«Чайка» – первая пьеса русской новой драматургии

I.             Мотивация учебной деятельности

Учитель. Как-то А. П. Чехов сказал: «Пусть на сцене все будет так же сложно и вместе с тем так же просто, как и в жизни. Люди обедают, лишь только обедают, а тем временем строится их счастье и разбивается их жизнь».

Сегодня на уроке мы и попробуем разобраться, в чем заключается, по Чехову, человеческое счастье, а в чем - причина несчастий людей, их разбитой жизни.

II.            Объявление темы и цели урока

III.           Актуализация опорных знаний

1.             Работа в парах (повторение биографии Чехова); озвучивание лучших ответов

2.             Сравнение двух схем - особенности драматургии А. Чехова и Г. Ибсена

IV. Восприятие и усвоение учебного материала

1.             Слово учителя

—           Премьера пьесы «Чайка» состоялась в 1896 году в Александринском театре в Петербурге и завершилась провалом. Актеры не были готовы к новым театральным идеям Чехова, не справились с подтекстами. Автор тяжело переживал неудачу. Но пьесу не сняли с репертуара и продолжали играть в разных театрах. Например, в Киевском театре Соловцова (теперь им. И. Франко) она имела успех. Настоящий триумф ждал на Чехова только через два года, когда «Чайку» поставили в московском художественном театре под руководством К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Длится этот успех и по сей день. Кстати, на сегодня по количеству постановок Чехов-драматург занимает второе (после В. Шекспира) место в мире.

2.             Комментируемое чтение первого действия пьесы

3.             Обмен впечатлениями относительно прочитанного, эвристическая беседа

♦             О людях, о которых речь идет в пьесе (по социальному статусу, по имущественному состоянию, по вкусам)?

♦             Какой есть тема произведения, ведущий конфликт? (Конфликт - поиск жизненной цели и смысла искусства в столкновении с реалиями жизни)

♦             Есть ли в пьесе интрига, захватывающий сюжет? (Нет)

♦             Какие «спектакли в спектакле» изображены в пьесе, с какой целью? (Мать и сын обмениваются отрывками из «Гамлета» Шекспира, Треплев ставит свою пьесу)

♦             Кто еще, кроме Тригорина и Треплева, мечтает об амплуа литератора? (Сорин)

4.             Итог учителя

—           О своем произведении чехов говорил, что в нем «много разговоров о литературе, мало действия; пять пудов любви». В «Чайке» практически нет интриги: всегда можно догадаться, чем закончатся события.

Кстати, Чехов вывел это в драматический принцип: если в первом действии на сцене висит ружье, то в последнем она должно выстрелить.

Герой пьесы Треплев говорит, что убьет себя, и делает это. Понятно и то, что у Нины нет особых шансов на успех в театре, и что любовь с Тригориным - иллюзия.

О самих же событиях (взаимоотношения Заречной и Тригорина, смерть их ребенка, деятельность Нины как провинциальной актрисы, попытки Треплева встретиться с ней; театральные успехи Аркадиной) мы узнаем лишь из речей героев. Для драматурга существенными являются не они, а переживания героев, их внутреннее состояние.

V.            Закрепление знаний, умений и навыков

Мини-диспут

Учитель. Объясните, что Маша не договорила, что, по вашему мнению, должно стоять на месте трех точек, в фразе: «По-вашему, нет большего несчастья, как бедность, а по-моему, в тысячу раз легче ходить в лохмотьях и попрошайничать, чем...»

VI.           Домашняя задача

Прочитать всю пьесу, подготовиться к ее комментированию и анализу.

VII.         Итог урока

Интерактивное упражнение «микрофон»

Закончите предложение:

•              Герои пьесы мне показались…

•              Меня поразило…

•              Мне кажется странным…

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать