Цензура и Проблемы в испанской литературе в ХІХ веке

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

С переменой общих понятий o литературном творчестве, должны были измениться и его законы, поэтому вопрос об искусстве сам собою выдвинулся на очередь, и многие журналы, руководимые крупными силами, занялись его решением, отводя на своих страницах обширное место для критических и полемических статей. Именно к этому времени относятся периодические издания. -- Corre Mercantil, la Abeja, el Artista, которая теперь представляют уже библиографическую редкость. Цензура все еще продолжала существовать без всяких изменений в законодательном порядке, но, под влиянием новых веяний, она уклонялась от прежних строгостей и значительно отпускала поводья рьяным коням, которых так грубо сдерживала до тех пор. Теперь уже беспрепятственно выходили в свет даже такие произведения, как Escenas Matritenses, Месонеро-Романоса, под псевдонимом El Curioso Parlante, -- эти живые, яркие картины мадридских нравов, напоминающие мастерством обрисовки манеру Аддисона и Жуи. В том же духе, хотя с меньшим успехом, подвизался другой писатель, дон Серафино де Кальдерон, рисуя с натуры обыденные сцены из андалузской жизни. Но самым крупным талантом того времени, обладавшим наибольшей оригинальностью и силой, является дон Хосе Мариано де Ларра, уже знаменитый в литературном мире, с самой ранней поры своей молодости, a именно к нему-то цензура отнеслась далеко не благосклонно.

Около 1832 года, он начал, было целую серию сатир в прозе -под заглавием Cartas del pobrecito Hablador - настолько мощных и по идее, и по способу ее выражения, что цензорский либерализм не устоял, и не потому, чтобы Хосе де Ларра нарушал границы разумной критики, или слишком язвительно и резко высказывал правду. Нет, но он так метко попадал в цель, так характерно изображал современное общество с его заблуждениями, пороками, недомыслием, и посредством тонкой иронии, так беспощадно выставлял на вид всякое безобразие, скрывающееся под обманчивой внешностью, что правительство усмотрело тут серьезную опасность и приняло свои меры. Всевозможными препятствиями и придирками к изданию этих сатир оно принудило автора прекратить их печатание, и таким образом испанская читающая публика была лишена одного из самых благотворных влияний, какое ей только приходилось испытывать со времен неподражаемого Квеведо. В период тех же 30-х годов, громадный успех романов Вальтер-Скотта увлек некоторых испанских писателей испробовать свои силы в исторической области. Эскозура первый выступает на это поприще с романом Граф де Кондеспина, тогда как Ларра, вынужденный покинуть сатиру, пишет свою прекрасную, но, к сожалению, слишком короткую повесть под заглавием Don Enrique el Doliente, послужившую потом материалом для его драмы Мациас. Этот род литературы, при несомненной живописности испанских нравов, мог бы представить очень богатое содержание, a между тем он не дал ничего крупного, вероятно потому, что минувшие века были еще слишком мало исследованы и разработаны национальными историками.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector