x x
menu

Цель побега Мцыри. Что он увидел на воле? Что он делал на воле?

Первый вопрос: цель побега Мцыри. Мцыри бежал, чтоб «узнать, прекрасна ли земля», «узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы» и чтоб «пройти в родимую страну». Что увидел Мцыри?  Ответ в строфах 6-й, половине 9-й, 10-й и 11-й. Убежав во время грозы, Мцыри увидел мир, закрытый от него ранее, монастырскими стенами. Поэтому так жадно вглядывается он в каждую открывающуюся ему картину, так тщательно отмечает все, что видит, и так восторженно рассказывает потом о природе. Нельзя не узнать в описанных героем картинах неповторимого кавказского пейзажа. Мы видим рельеф Кавказа: «пышные поля», холмы с высокими травами, горные хребты и скалы, ущелья и бездны, потоки и бурные ручьи. Мы узнаем о растительности Грузии: о высоких травах ее долин (строфа 9), о богатых виноградниках (строфа 11), о спутанных плющом терновниках и густых вечных лесах (строфа 15).

Природа, поразившая Мцыри, не безмолвна: то слышен шум горного потока, то шелест сырых листьев, волнуемых ветром, то в туманной тишине разносится пение птиц, а то раздается крик шакала. Возникновение в рассказе Мцыри картины кавказской природы мотивировано тем, что герой бежал из монастыря, чтобы увидеть мир, узнать, каков он. Пейзаж в поэме важен как конкретная картина этого мира, как фон, на котором развертывается действие, но в то же время он помогает раскрыть характер героя, то есть оказывается одним из способов создания романтического образа. Личность  Мцыри,   характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как он о них говорит. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.

Каждое проявление жизни радует юношу, хотя прямо он и не говорит об этом Когда он вспоминает о животных, встретившихся ему в горах, у него появляются особые, как будто специально выбранные слова («запели птички», шакал «плачет, как дитя», змея скользит, «играя и нежатся»). Мцыри воспринимает природу такой, какая она есть. Он видит в ней и безмятежные, почти идиллические картины, когда мир кажется ему «божьим садом», и грозные, суровые: «груды темных скал», разделенные потоком и простершие в воздухе   каменные   объятия,  страшный лес. Он наслаждается великолепием летнего утра, видит прозрачное голубое небо Грузии, но он вспоминает и иссушающий полдневный зной в горах, н черные ночи, когда мир делается  темным  и   молчаливым. Эта противоречивость не пугает   юношу, она не закрывает от него гармонии, существующей в природе. И то, что Мцыри умеет воспринять природу в ее цельности, говорит о душевной широте героя.

 В рассказе Мцыри природа предстает не как нечто отвлеченное, она конкретна, зрима. Но вместе с тем нетрудно увидеть, что самый отбор картин и предметов изображения своеобразен. Внимание обращено на то, что говорит о красоте природы, ее величии, грандиозности; реальные картины не приукрашиваются, но из виденного рисуется лишь то, что утверждает героя в мысли о совершенстве   мира   природы. Поэтому пейзаж в «Мцыри», несмотря на правдивость и конкретность, не может быть назван реалистичным. Реальные картины предстают в романтическом освещении через восприятие героя. Романтичность пейзажа усиливается   от того,  что  Мцыри, говоря о   виденном л природе, стремится передать свое впечатление о ней. Это придает эмоциональность описанию природы. Конкретные образы теряют свои реальные очертания, приобретают слегка абстрактный эмоциональный рисунок. В создании представления о предметах я явлениях природы значительную роль играют эпитеты. Часто именно благодаря им реальный образ предстает в новом качестве. В большинстве случаев эпитеты носят ярко выраженный эмоциональный характер: «горящая бездна», «сердитый вал», «волшебные голоса» и т. д. Даже в тех случаях, когда эпитет подчеркивает признак предмета, он не теряет эмоциональной окраски. Так, например, «прозрачная зелень листов»реалистический образ, и в то же время он эмоционально насыщен, вызывает впечатление молодости, свежести, чистоты.

Эмоциональность образов часто усиливается при помощи сравнений. Например, «хребты, причудливые, как мечты»; деревья, шумящие «толпой, как братья в пляске круговой» и т. д. Характерно, что эти сравнения рождаются не случайно, они раскрывают и жизненный опыт, и представления героя. «Как братья в пляске круговой»- образ, навеянный смутными воспоминаниями Мцыри о его детстве в родном ауле; «причудливые, как мечты» - образ, связанный с монастырской жизнью: в тесных мрачных кельях мечты кажутся фантастическими, причудливыми.

Лермонтов не стремится к оригинальным изобразительным средствам, нередко он пользуется привычными, сложившимися в романтической литературе и устной народной поэзии. Отсюда большое количество таких ординарных сравнений, как «стройна, как тополь», «горящих, как алмаз», «плакал, как дитя» и т. д. и таких эпитетов, как «юность вольная», «объятья жадные», «родина святая». Но они усиливают выразительность монолога героя, взволнованность общего тона поэмы. Наблюдения над характером изобразительных средств в поэме, накапливая представления учащихся об особенностях романтического стиля, помогают ярче понять отношение героя к тому миру, который раскрылся ему во время скитаний.

Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Знакомство с миром дало Мцыри ответ на первый вопрос, «прекрасна ли земля?». Да, мир прекрасен! - таков смысл рассказа юноши о виденном. Его монолог - гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полок красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: затем создан человек, зачем он живет? Человек рожден для воли, а не для тюрьмы - вот вывод. На воле человек счастлив, и Мцыри называет три проведенных вне монастыря дня «блаженными», он говорит, что его жизнь без этих дней

  • Ø «была б печальней и мрачней бессильной старости»

Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать