«Братья разбойники» – первый опыт разработки Пушкиным темы народного протеста

Посылая А. Бестужеву для его альманаха уцелевший отрывок своей «разбойничьей» поэмы, Пушкин весьма выразительно замечал: «...если отечественные звуки: харчевня, кнут, острог - не испугают нежных ушей читательниц «Полярной звезды», то напечатай его». Подобных «отечественных звуков» в «Братьях разбойниках» не так уж много, но они накладывают отпечаток на стиль поэмы и потому их принципиально-новаторское значение очень велико. С «Братьев разбойников» начинается интенсивный процесс выработки Пушкиным своего поэтического языка, использующего все богатство языка «отечественного» и вместе с тем устанавливающего его общенациональную норму. Именно потому Пушкин замечал о «Братьях разбойниках»: «Как слог я ничего лучше не написал».

 «Братья разбойники» - первый, еще романтический опыт постановки и разработки Пушкиным темы народного крестьянского протеста, темы, которая займет такое значительное место в дальнейшем его творчестве. Перед поэтом начинают все настойчивее вставать в качестве основных, актуальнейших вопросов, связанных с «духом века» и настоятельно требующих своего разрешения, с одной стороны, проблема отношений между народом и представителями передового дворянства, с другой - проблема народных движений, роли народа в истории. Именно на основе этой проблематики возникают значительнейшие произведения Пушкина 20-х годов: последняя его романтическая поэма «Цыганы», начатая в январе 1824 г. в Одессе и оконченная в конце того же года в Михайловском, и его величайшие реалистические создания - роман в стихах «Евгений Онегин» и историческая трагедия «Борис Годунов».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector