x x
menu

Бальзак. Власть золота и ее философия в повести «Гобсек»

Цель:  помочь ученикам осознать идейно-художественное содержание произведения; развивать навыки работы с текстом, его комментирование, выделение главного и деталей, формировать умение аргументировать свои утверждения; воспитывать положительное отношение к общечеловеческим моральным ценностям.

Оборудование: портрет писателя, издание произведения, иллюстрации к нему, фрагменты кинофильма.

Тип урока:  изучение нового материала.

Ход урока

I.          Мотивация учебной деятельности

Учитель. Кому бы не хотелось быть богатым человеком? Вопрос почти риторический. Проблема в другом: как получить средства, сколько их нужно и для чего они будут использованы. На каждый вопрос есть по два ответа. Можно получать деньги честным путем, а можно — нечестным; можно стремиться получить их столько, сколько нужно для осуществления благотворительной цели, а можно мечтать о безграничном количестве — чем больше, тем лучше; цель одного — просто стать богатейшим, другого — сделать что-то полезное для людей. Выбор, как видим, зависит от человека, и здесь возможны варианты.

Для героя повести Оноре де Бальзака Гобсека деньги, богатство заменили все - семью, друзей, любовь, человеческие добродетели. Для чего они нужны, к чему это привело - узнаем на уроке.

II.        Объявление темы и цели урока

III.       Актуализация опорных знаний

1.         охарактеризовать Бальзака как писателя и человека

2.         охарактеризовать произведение жизни Бальзака - «Человеческую комедию»

3.         рассказать о связях Бальзака с Украиной

IV.       Восприятие и усвоение учебного материала

1. Слово учителя

- Повесть «Гобсек» является составной частью «Человеческой комедии». Несмотря на ее небольшой объем, Бальзак придавал произведению большое значение, о чем свидетельствует хотя бы неприсущее писателю усердие (напечатано три варианта) в шлифовании первичного текста.

Первый вариант повести создан в 1830 г. Ему предшествовал очерк «Ростовщик», написанный Бальзаком для журнала «Мода». Он же со временем станет первым разделом повести. «Сцены частной жизни», что вышли того же в 1830 г., повесть была помещена под названием «Опасность распущенности». А в 1835 году появилась новая редакция - «Отец Гобсек». Первая редакция имела идиллическую концовку: Гобсек отдавал молодому графу де Ресто средства, необходимые для бракосочетания, за что мать Эрнеста хлопотала о получении Гобсеком дворянского звания. Вторая редакция завершалась описанием амбара ростовщика, который умирал. Здесь же появилась новая деталь: графиня де Ресто оказалась дочерью Горио, что связало повесть с предыдущим романом «Отец Горио». Третья редакция повести была названа просто «Гобсек».

Как вы думаете, почему?

Повесть «Гобсек» состоит из трех историй. Прежде всего, это история рассказчика, адвоката Дервиля, который помог виконтессе де Грелье вернуть свои средства, забранные во время революции, и хочет прислужиться еще раз, поспособствовав Камилле в ее намерении выйти замуж за молодого графа де Ресто. Вторая - и центральная - история о старом ростовщике Гобсеке, с которым судьба связала Дервиля. И в конце концов, это трагическая история семьи де Ресто. Графиня, отдав все деньги любовнику Максиму де Траю, идет на преступление, чтобы обеспечить своих младших детей, которым старый граф де Ресто не был отцом.

В образе главного героя своего произведения Бальзак соединил черты реализма (детально описав механизм одалживания денег, количество процентов) и романтизма (одиночество и загадочность богатея - истинно неизвестно, кто он, откуда приехал, где нажил свой огромный капитал; этот персонаж по-романтически контрастный - «скряга и философ, создание низкое и создание благородное»).

Относительно денег у Гобсека существует своя философия. В золоте, по его убеждению, сосредоточены все те силы, которые руководят людьми, и тот, кто с помощью золота подчиняет их себе, тот имеет над людьми могущественную власть. «Разве могут в чем-то отказать тому, в чьих руках мешок с золотом? – размышляет Гобсек.- Я достаточно богатый, чтобы покупать человеческую совесть, чтобы управлять министрами через тех, кто имеет на них влияние, начиная с секретарей и кончая любовницами? Разве это не власть, разве не могущество?».

2. Мини-исследование «Как разбогател Гобсек, каким образом стал одним из богатейших людей Парижа и как хранил и приумножал свои миллионы?».

(Ожидаемые ответы: «Гобсек имел бурную молодость, перепробовал много занятий, среди них и противозаконных. Очевидно, каким-то образом получил начальный капитал. Потом начал давать деньги в долг под проценты. Эти проценты могли быть очень высокими, когда человек находился в таком затруднительном положении, что не мог торговаться или возражать.

“Я беру за свои займы пятьдесят процентов. А иногда сто, двести, а то и пятьсот”,- говорит Гобсек Дервилю»; «Гобсек не знает, что такое жалость, сочувствие, когда его просят об отсрочке срока уплаты. Жертвы этого скряги “иногда приходили в негодование, кричали в исступлении - а потом вдруг западала мертвая тишина, будто в кухне, когда там режут утку!” - все, человек прекращал опираться. Ростовщик дает деньги под большой залог, поэтому никогда не имеет ущерб. Графиня де Ресто, например, отдала ему семейные бриллианты за заем в сто тысяч франков для своего любовника Максима де Трая. Поскольку Гобсек был неплохим психологом, то понимал, что заем не будет отдан своевременно, поэтому ценности намного большей стоимости останутся у него. Ростовщик экономит на всем - на пище, на помещении, на дровах, бегает “по всему Парижу на своих худощавых, как у оленя, ногах”, взимая долги по векселям, так как жалеет денег на извозчика и помощников»).

3.         Мини-диспут

Согласны ли вы с тем, что за деньги можно купить совесть?

Насколько наше время, наша мораль отличаются от бальзаковских?

4.         Проблемные вопросы

Учитель. Прокомментируйте приведенные дальше утверждение Гобсека и сделайте выводы:

«Чтобы осуществить свои прихоти, мы нуждаемся во времени, средствах и усилиях. Так вот, в золоте все это есть в зародыше, и оно все дает в жизни»;

«...Убеждение и мораль - пустые слова. непоколебимо только одно-единственное чувство, которым наделила нас природа: “инстинкт самосохранения”, или “личный интерес”».

Из всех земных благ есть только одно, довольно надежное, чтобы человек стремился к нему. Это... золото. В золоте воплощены все человеческие силы»;

«Несчастье научит его (графа де Ресто) знать цену деньгам и людям, мужчинам и женщинам. Пусть поплавает по парижскому морю. А когда станет ловким лоцманом, мы дадим ему корабль»;

«Лучше самому выжимать, чем позволять, чтобы тебя выжимали другие».

(Ожидаемые ответы: «Гобсек - противоречивый человек», « Гобсек - аморальный человек, одержимый идеей власти над людьми», «Гобсек имеет большой жизненный опыт, знает психологию людей, иногда поступает честно и умно»).

V. Закрепление знаний, умений и навыков.

Учитель. Соедините героев с их портретами.

 «Создание удивительное, на все пригодное и ни к чему не способное, субъект, который вызывает в людях страх и пренебрежение, всезнайка и полнейшая невежда, готова сделать доброе дело и совершить преступление, иногда - воплощение самого подспорья, иногда олицетворение благородства, сорвиголова, больше забрызганный грязью, чем запятнанный кровью, человек, которого могут грызть заботы, но не укоры совести, и который больше беспокоится о своем пищеварении, чем о духовных нуждах, натура внешне страстная, а внутри холодная, как лед».

Гобсек

 «Он сидел в кресле, недвижимый, будто статуя, потупившись взглядом в камин с таким выражением, будто перечитывал свои долговые расписки и векселя».

Граф де Ресто

 «Мужчина лет тридцати пяти... Одет довольно просто, гость вскидывался на покойного герцога Решилье».

Максим де Трай

 «Молодая девушка, одетая просто, но с изысканностью парижанки; у нее грациозная головка, свежее личико, радушный взгляд; красиво зачесанные каштановые волосы, спускаясь двумя полукружиями и прикрывая виски, предоставляли какое-то утонченное выражение ее голубым глазам, чистым, будто хрусталь».

Графиня Анастази де Ресто

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать