x x
menu

Бакстон Р. Зачем изучать древних греков?

Бакстон Р. Зачем изучать древних греков? социально значимого повествования, связанного с традицией"; и, в конце концов, то, что я назову "современным мифом" о динозаврах. В своей лекции я попытаюсь продемонстрировать, как изучение греческой мифологии может пролить свет на функции устного творчества в нашей культуре. "Источник: a) не говоря уже об обычных людях с улицы, будут и впредь считать предмет их исследований столь существенным и важным. Другими словами, эллинисты уже не имеют возможности лишь заявлять о себе ; они должны перейти к активному убеждению.

Они должны убеждать разработчиков программ школьного обучения, выпускников, которые выбирают профиль высшего образования в университете; должны уговаривать администрацию университетов, которая занимается распределением ограниченных денежных средств; они обязаны, с Божьей помощью, убеждать даже политиков. И, наверное, сама по себе необходимость убеждать &"держаться в тонусе", в любой момент быть готовыми аргументировано отстаивать свое право на существование. Совсем в иной ситуации находятся наши коллеги других специальностей. Даже если медику или химику иногда приходится объяснять и обосновывать проводимое им конкретное исследование, у них нет необходимости доказывать общую интеллектуальную и практическую ценность дисциплины в целом. И наоборот, некоторые другие ученые, изучающие проблемы, ценность &"Источник: a) изучения Древней Греции.

Я хочу на двух из этих аргументов остановиться очень коротко, а затем все оставшееся время посвятить обсуждению третьего. "Источник: a)"предыстории" слов открывает новые горизонты в лингвистическом кругозоре каждого человека, независимо от его профессиональных интересов и социального статуса &"громовой ящер) и заканчивая плезиозавром (plesiosaurus "почти ящер). Эти названия ввел натуралист Вильям Конибеар (William Co"рыбоящерами). Если я хочу заинтересовать детей древнегреческим языком, то обращаюсь к названиям динозавров, ведь они так привлекают детей (я еще вернусь к обсуждению динозавров). Итак, мой первый аргумент за изучение Древней Греции относится к этимологии.

"Источник: a) (к ним относятся: социальное устройство, религия, философия, история, литература) в обществе, где традициональность соседствовала с революционными новшествами, имеющими историческую важность. Говоря о новшествах, я имею в виду тот достоверный факт, по крайней мере, для западной культурной традиции, что древние греки изобрели политику, драму и философию. Поразительно, насколько глубинное понимание каждой из этих составляющих древнегреческой культуры зависит от изучения связанных с ней элементов. Например: (а) изучение древнегреческой литературы &"Источник: a) в том, что наш интерес к конкретным областям древнегреческой культуры важен не только сам по себе, но и в качестве обратной связи для осознания собственной культуры: он помогает разобраться в себе и четче разглядеть нашу реальность. Именно этой проблеме я собираюсь посвятить оставшуюся часть лекции. В качестве иллюстрации тезиса я буду использовать исследование греческой мифологии, - то чем я занимался последние 15 лет. "Источник: a)"высокой культуре".

Позвольте мне привести три примера из англоязычного мира. Во-первых, вышедшая на сцене Лондонского национального театра в 1980 году трилогия Эсхила "Орестея" в постановке сэра Питера Холла (Sir Peter Hall) стала важным событием театральной жизни в моей стране, - причем это было не просто демонстрацией давно "умершего" вида искусства, - а пульсирующим, живым театром &"Одиссеи" Гомера, вышедшая под названием "Омирос" (Omiros). Современный поэт из западной Индии в центр своего произведения поместил переживания обычных рыбаков &"Метаморфоз" Овидия (конечно, это не греческие мифы, я знаю, но все-таки их можно к таковым причислить по духу) стал самой хорошо покупаемой книгой в Великобритании всего несколько лет назад. Но для многих моих сограждан, которые не ходят в театр смотреть Ахилла и не читают поэмы, мифы остаются связующей ниточкой с древнегреческой культурой, - иногда всплывают воспоминания из детства, например о фильмах "Ясон и Аргонавты" или "Падение Титанов". В особенности для детей мифы представляют собой идеальный способ знакомства с Грецией. Я с этим часто сталкиваюсь, читая "личные заявления" абитуриентов, поступающих в университет на отделение классицизма.

Особенно мне запомнилось: "Я впервые заинтересовался Древней Грецией, когда отец прочитал мне фантастический рассказ о том, как Эдип сам себя ослепил", - своей прямотой дети вносят оживление. Вновь стоит отметить, что популярность определенных телевизионных программ и компьютерных игр тоже играют большую роль.

Например: детская научно-фантастическая телепередача "Уиллис 31" (Ulysses 31), где Одиссей путешествует в космическом корабле, посещая цивилизации в далеком будущем; или компьютерная игра "Лабиринт времени" (Labyri"просто сказки". Дабы увидеть хотя бы немногое из их величия, необходимо отправиться в путешествие в пространстве и времени. "Источник: a)&"Ион" Еврипида.

Божественный Гермес в прологе ведет рассказ о том, как несколько лет назад его брат Аполлон похитил молодую женщину &"Источник: a)"Ион" Еврипида &"обязательный арбитраж", если использовать терминологию моего коллеги Роберта Паркера (Robert Parker) &"Источник: a) отвечали на различные мучавшие людей вопросы. Гомер называл эту местность "неприступная Додона", известно, что оракулы должны находиться далеко, до них должно быть трудно добраться &"таблички) никогда не систематизировались и не редактировались. Возможно поэтому, зачастую недооценивались их значимость, а иногда и количество. Роберт Паркер, один из ведущих английских специалистов по древнегреческой религии, в своей восхитительной статье о греческих оракулах упоминает "примерно восемьдесят уцелевших табличек" из Додоны.

Ф. Т.

Ван Стратен (F. T. va"нескольких сотнях" свинцовых табличек. На самом деле, их число превосходит 3. 000, - причем необходимо помнить, что многие из них использовались не один раз, и, следовательно, несут в себе не одну надпись, - в этих 3. 000 табличек содержится более 3. 400 вопросов.

Более 97% из них до сих пор не опубликовано. Радует, что по крайней мере существует проект опубликовать под редакцией профессора Дакариса (Dakaris), профессора Кристидеса (Christides) и доктора Вокотопулу (Vokotopoulou) большую часть табличек, - около 1. 400. Их обнаружил в 1930-е годы во время раскопок профессор Евангелидес (Eva"Источник: a)"государственному" или "общественному" типу. "Население Додоны хочет знать, неужели суровая зима наступила потому, что среди них есть нечистый человек? " (М35). Но как бы ни были привлекательны (напрашивается аналогия с мифическим наказанием ниспосланным за Эдипа) подобные вопросы, я бы хотел остановиться на вопросах другого типа.

Мне кажутся более релевантными следующие: "Дион спрашивает, верны ли его подозрения в отношении Бострихи, дочери Доркона, в том, что она украла деньги, забытые им на ежегодном Aktia-фестивале" (М1). Еще более личностные вопросы: "Надо ли мне вступить в новый брак?" (М25); "Мой сын находится в безопасности?" (М65); "Я ли отец детей моей жены?

" (М19); "Килон хочет знать, родит ли его жена Мениска наследника, или ему нужно оставить ее и жениться на другой женщине?" (М16); "Гермон спрашивает, каким богам ему надо молиться, чтобы его дети от жены Кретаи были способными" (М12). Из неопубликованного материала коллекции музея в Фессалониках предположительно почти 20% - примерно 280 табличек &"Будут ли у нас дети?". Материал из Додоны и огромное количество не опубликованных надписей содержат в себе личностные вопросы, таким образом, перед нами раскрываются бесценные свидетельства реальной жизни. В частности, это демонстрирует миф о Ионе (со всеми его странностями). Данный миф раскрывает перед нами те тревоги, которые остро ощущаются людьми на глубинном личностном уровне, и именно это оправдывает их долгое путешествие в Додону. В конце первого века нашей эры Плутарх предполагал, что в функционировании дельфийского оракула произошли изменения по сравнению с архаическим периодом: если в прошлом преобладала потребность в обретении двусмысленного пророчества касающегося общественных вопросов, а не индивидуальных, то теперь интерес сместился &"Кто украл мое одеяло?

", а не "Надо ли мне вторгаться в Персию?" (это спрашивал Крез, царь Лидии). Плутарх был священнослужителем при дельфийской святыне и многое знал о современных ему оракулах, но, тем не менее, мы не можем не считаться с его видением истории существования оракулов. Во-первых, нет сомнений в том, что материал из Додоны резко отличается в этом отношении от дельфийского, а по табличкам из Додоны хорошо можно понять насколько давно стали возникать личностные запросы к оракулам (свинцовые полоски датируются четвертым, пятым, и даже шестым веком до н. э.). А во-вторых, следует определить различие, по которому происходит классификация общественных и личностных вопросов, на основании взаимосвязи между вопросами, задаваемыми оракулу в Додоне и оракулам из мифов, и особенно это касается древнегреческих трагедий.

Анализируя личностные переживания по поводу бездетности, - на виду у 15. 000 гражданского населения, - Еврипид утверждал, что переживания таких индивидов как, например, Гермон и Килон, могут быть свойственны и важны для всего сообщества. Причина этому очевидна.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать