x x
menu

Б. Харчук. «Планетник». Сказочное и реалистическое в повести – притче, время настоящее и будущее в ней

Цель: ознакомить школьников с жизнью и творчеством Б. Харчука, начать обрабатывать его произведение «Планетник», обращая внимание на сказочное и реалистическое, настоящее и прошлое время в повести-притче; выяснить особенности жанра произведения; развивать умение выразительного чтения с соответствующим комментарием, высказывать собственные раздумья о сути человеческой жизни, моральном выборе каждого; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство уважения, любви к творчеству Б. Харчука, стремление делать добро, создавать красоту; ответственность за свое дело и свои поступки.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет Б. Харчука, библиотечка-выставка его произведений, репродукции с пейзажами, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа с вопросами.

• Чем сказка отличается от других произведений художественной литературы?

• С какой целью художники слова в своих произведениях применяют сказочные элементы?

• Почему описание природы является неотъемлемой частью каждого художественного произведения?

• Каким образом жизнь человека связана с природой? Чем является природа для каждого из нас?

• На примере каких известных вам художественных произведений писатели стараются привить читателям любовь к природе, бережливое отношение к ней?

• Прокомментируйте народную пословицу: «Природа одному мама, а второму мачеха».

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Восприятие и усвоение учениками учебного материала.

  • ...Счастливый, праведный человек, который в радости и горе строит слово своей земли.
  • Б. Харчук.
  • Был взрослым, а в душе оставался ребенком.
  • Много терял в жизни, но не потерял главного - способности удивляться.
  • Роксана Харчук.

1. Жизненный и творческий путь Б. Харчука. Материал для учителя.

Борис Харчук (1931-1988).

Прозаик. Родился в с. Лозах на Тернопольщине в бедной крестьянской семье. Сызмала исправно тянулся к книжке, которая помогала «открыть не знаемый маленькой деревенщиной мир, заострила его внимание к Слову» (М. Слабошпицкий).

 На далеком хуторе, который одиноко стоял среди полей, вместе с телятами, цыплятами и котятами рос мальчик. Его мама и отец имели много хлопот по хозяйству, поэтому Борис большей частью был сам. Казалось, сам, а на самом деле - со всем окружающим. Все было живое, все имело свой язык. Тот хутор был целой страной: окопанный рвом, где собиралась весенняя вода, возле ворот караулила стража - старые липы, возле дома добрый дух: развесистая яблоня. Каждый год бузько приносил в ту страну весну, и каждый год собирал лето» (Дочь Бориса Харчука Роксана).

Высшее образование получил в Полтавском пединституте и в Литературном институте им. М. Горького. Продолжительное время работало журналистом. Автор многих книжек, рассказов и повестей, романов «Волынь», «Луна над площадью» и «Кревняки». В них писатель старался правдиво рассказать о своем народе, через художественное слово передать его самую вожделенную мечту о свободе. Из-за этого не все произведения художника в советские времена печатались. Так, повести «Вишневые ночи», «Мертвое время» в полном варианте появились лишь в 90-х годах. Немало написал и для детей («Зазимки и весны», «Гороховое чудо», «Диана», «Теплый пепел!», «Ой, Мороз, Морозенко», «Шайтанка» и др.).

«Мир для него оставался таинственным и непостижимым. Может, поэтому так любил детей. С ними ему было легко и уходила печаль; разрешал себя теребить за длинный нос, за уши, играть в собаку, когда его легенько кусали, в коня, когда на нем ездили. Заканчивалась игра - и начиналась сказка о том, что видел глаз и слышало ухо. Вот пчелка: куда летит и как живет, счастливая ли? Пчелка-Труженица, а мотылек – лентяй, ему все гульки! Но, красивый! Где-то у самого солнца одолжил краски...» (Роксана Харчук).

2. Теория литературы.

2.1. Повесть - эпическое прозаическое произведение, которое характеризуется одноименным сюжетом, а широтой охвата жизненных явлений и глубиной их раскрытия занимает промежуточное место между романом и рассказом.

2.2. Притча - коротенькое фольклорное или литературное повествовательное произведение учебного характера, ориентированное преимущественно на аллегорическую форму доведения содержания этических ценностей бытия.

3. Работа над произведением Б. Харчука «Планетник».

3.1. Выразительное чтение интересных, по мнению учеников, эпизодов произведения с дальнейшим их комментированием.

3.2. Тема: рассказ бабушки агронома об интересной истории с мальчиком (Планетником) во времена крепостничества, согласие героя с природой и пренебрежительное отношение к своему народу.

3.3. Идея: прославление доброты, чуткости, искренности, трудолюбия, ответственности к делу, которое поручено; осуждение зла, коварства, жажды к обогащению, эгоизму.

 3.4. Основная мысль: а)каждую минуту своей жизни человек должен посвящать для создания и приумножения добра, красоты на благо других; б) «...жить и совершенствоваться - подняться к красоте и силе природы, к воле и единству».

3.5. Жанр: повесть-притча; Б. Харчук определил свое произведение как повесть - легенду

Легенда (лат. legenda - то, что необходимо прочитать) - сказание или рассказ, созданные народной фантазией, где соединяется реальное (исторические лица, события) и фантастическое, сказочное.

3.6. Композиция.

Рассказ в произведении ведется от первого лица.

«Планетник» имеет специфический признак, поскольку построен как произведение в произведении, т.е. имеет две сюжетные линии, два времени (настоящее и прошлое):

• квартирование агронома у Елены Булыги;

• жизнь Планетника.

Экспозиция: приезд агронома в Вербовку; детство Планетника.

Завязка: рассказ Елены Булыги агроному о Планетнике; встреча мальчика с дедом Капушем.

Развитие действия: обучение мальчика у деда Капуша.

Кульминация: народный суд над Планетником, приговор - смертная казнь.

Развязка: мать с помощью нарцисса освобождает сына от заключения; Планетник, превратившись в огненный шар, поднялся в небо.

3.7. Сюжет.

В село Вербовку приезжает агроном. Ему посоветовали стать на квартиру к бабушке Елене Булыге. Старая отказалась брать деньги за квартиру, так как считала деньги ничем. Теплыми майскими вечерами бабушка рассказывала агроному легенду о Планетнике (мальчике, а потом юноше).

В легенде речь идет о временах крепостничества. Жила женщина с сыном, который очень любил растительный и животный мир. Став взрослым, он помогает матери по хозяйству, выпасает крестьянский скот. Мальчик чрезвычайно одарен, трудолюбивый, помогает людям.

Выпасая овец, мальчик встречается с дедом Капушем (волшебником). Волшебник обучает мальчика.

В один год, когда большие сливы, а потом засуха нанесли ущерб урожаю, люди обвинили в этом Планетника (по их мне нию, он знался с нечистой силой), хотя он к этому не был причастным. За это люди прокляли Планетника и решили казнить его, обвиняя «чародея» во всех бедах на земле.

Мальчик в заключении.

Мать с помощью цветущего нарцисса освобождает сына. Мальчик по благословению матери, превратившись на огненный шар, поднялся в небо.

На следующий день люди не нашли Планетника.

3.8. Проблематика произведения:

• добро и зло;

• ответственность за дело, которое поручено;

• родители и дети;

• суть человеческой жизни;

• моральный выбор каждого человека;

• какое оно - счастье.

3.9. Сказочные элементы в произведении:

• по приказу мальчика дождевая туча тушила сосну от пожара;

• наличие колдовства (ворожение);

• голубой цветок (лесной колокольчик) сам потянулся к мальчику, когда тот хотел его погладить;

Страницы: 1 2 3
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать