x x
menu

Артюр Рембо. Художественный мир поэзии

Ассоциативно-чувствительная картина Вселенной в стихах «Ощущение», «Голосовки». Раскодирование содержания в стихе «Пьяный корабль».

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством поэта; помочь осознать особенности его художественного мира; развивать навыки анализа лирических произведений, их целостного восприятия; воспитывать эстетичные вкусы, любовь к поэзии.

Оборудование: портрет писателя, издание его произведений, иллюстрации к творчеству.

Тип урока:  комбинированный.

Рембо, перестроив всю поэтику, сумел найти путь к сумасшедшей красоте.

Пабло Неруда

Ход урока

I.             Организационный момент

II.            Мотивация учебной деятельности

Учитель. «...Я люблю всех поэтов, всех парнасцев, так как поэт - это парнасец, влюбленный в идеальную красоту. Я буду парнасцем. Я присягаю... всегда обожествлять двух богинь: Музу и Свободу»,- писал Артюр Рембо о себе. А Пабло Неруда сказал о нем: «Рембо, перестроив всю поэтику, сумел найти путь к сумасшедшей красоте» (обращение к эпиграфу урока). Сможем ли мы ощутить эту «сумасшедшую красоту» стихов А. Рембо - выясним сегодня на уроке.

III.           Объявление темы и цели урока

IV.           Актуализация опорных знаний

Беседа

♦             рассказать о П. Верлене и его творчестве, проанализировать изученные поэзии.

♦             Определить основные признаки поэзии Верлена. (Изображение «пейзажей души», импресионистичность, символичность, внушаемость (внушение), живописность, музікальность; ведущие мотивы: печаль, разочарование, тоска одиночества и др.).

V.            Восприятие и усвоение нового учебного материала.

1. Мини-лекция учителя с элементами беседы.

Послушайте, как рассказала о юношеских годах Артюра Рембо выдающаяся украинская поэтесса Лина Костенко в стихе «Мальчик пришел из Шарлевиля»:

Мальчик пришел из Шарлевиля.

В Париже, это маленький Рембо.

Не доводи его до сумасшествия,

Постарайся уберечь или хотя бы по крайней мере пожалей, чтобы выжил. Грубиян? Извини, перерастет. Он не может привыкнуть к унижениям, Может, он бешеный из-за этого. Он невыносимый? Дамы и господа! Этику нарушил, этикет? Не доводите действительность до пародии, Вам все равно, но он же поэт! Среди вас, чужих и бородатых, Может, ему снился Лангедок. Я осмелюсь только напомнить, что ему же семнадцатый годок! Сны у него еще не черно-белые, Сердце еще возмущено! Мальчик пришел из Шарлевиля. Мученик возвратился в Шарлевиль.

Французский художник был близок выдающейся украинской поэтессе духом, поэтическим мировоззрением, поэтому она немного идеализировала его жизнь и фигуру в реальности. Ведь не только он страдал от мира, а и мир от его мятежного, неудержимого характера, его затей.

Артюру Рембо судилась короткая, но яркая жизнь, а в поэтическом творчестве она была чрезвычайно маленькой - всего 3-5 лет. Слава пришла к нему после смерти.

Родился Рембо в 1854 году в городке Шарлевиль в семье кадрового офицера, Артюра Рембо который очень мало уделял внимания семье. Мать была строгой и не понимала порывов сына.

Юноша с блеском учился в колледже, поражая преподавателей своим поэтическим талантом.

В 15 лет он уже был автором напечатанных стихов. В конце августа 1870 года Артюр убегает в Париж, чтобы «лично» помочь свержению империи, но его возвращают домой. Мальчик убегает еще несколько раз, даже попадет у ряды вооруженных защитников Парижской коммуны. Пишет вдохновенные коммунарские стихи, разрабатывает свою теорию «поэта-ясновидца», которую иллюстрирует такими блестящими поэзиями, как «Пьяный корабль» и «Голосовки». Встречается с П. Верленом, и они вместе два года путешествуют по Бельгии и Англии. Во время спора Верлен простреливает руку Рембо и попадает в тюрьму. Разорвав отношения с другом, Рембо завершил и издал свое последнее произведение - «Сезон в аду». В этой книге-исповеди, преисполненной горьких мыслей и сетований на самого себя, поэт прощается с бунтарством, с «озарениями» и художественным творчеством. Сборник отмечает тонкий лиризм, ритмическая организация прозаического текста, фрагментарность строения.

С 1874 года Рембо блуждал по миру, путешествует по Европе. Потом уехал в Африку и стал торговым агентом, отказавшись навсегда от поэтического творчества. «Я попробовал изобрести новые цветы, новые звезды, новые виды плоти, новые языки. Я поверил, что владею сверхъестественным могуществом. И что же!.. Я! Я, который считал себя магом или ангелом, свободный от любой морали, я снова брошен на землю с необходимостью искать работу, принимать грубую действительность!» - писал поэт. Тяжело заболев, он возвращается на родину и уходит из жизни в 1891 году в марсельской больнице.

Первый период творчества А. Рембо был обозначен влиянием лирики Ф. Вийона, В. Гюго, Ш. Бодлера и поэтов-«парнасцев» и связан с романтизмом.

Второй период, символистский, ознаменовался созданием и воплощением в практику «теории ясновидения». Согласно ей художник, который стремится охватить в своем творчестве универсальное мировое бытие, должен был развить в себе способность к «ясновидению» путем чрезвычайного обострения чувств и развития духовного зрения. Для этого, по мнению Рембо, приемлемы любые средства, даже запрещенные. «Художник... сам ищет, сам истощает себя всяческим ядом, тем не менее, всасывает их квинтэссенцию... Он становится наиболее больным из всех, наиболее преступным, наиболее ученым из всех ученых! Ведь он достиг неизвестного!.. И пусть он сгорит во время взлета от неслыханных и несказанных вещей: придут новые труженики, они начнут от тех горизонтов, где обессиленно упал впереди них!».

Каким вы представили себе А. Рембо из этого рассказа? Изобразите его психологический портрет.

2.             Выразительное чтение стиха А. Рембо «Ощущение»

(в переводе Г. Кочура)

Ощущение

В голубые вечера тропами буду идти я;

Будет колоть стерня, траву начну топтать:

Ощутит свежесть полей тогда нога моя,

Я ветру голову разрешу овевать.

Так вот молчу себе, замедляю ход.

В душе безграничной любви лишь приплывы;

Все дальше и дальше. Будто бродяга тот пойду,

С Природой, словно с женщиной, счастливый.

3.             Обмен впечатлениями от прочитанного, эвристическая беседа.

Какие чувства описаны в поэзии?

Какое неастроение духа этого произведения?

Опишите виды, которые вы представили по поэтическому изображению художника.

Какими чувствами охвачен лирический герой?

Объясните последнюю строку стиха. Почему слово «Природа» употреблено с заглавной буквы?

Прочитайте тот же самый стих, который имеет название «Настроение», в переводе Н. Терещенко.

В летний синий вечер

Я по тропе росяной иду,

Срываю ржаные колоски, мну буйные, сочные травы;

Замечтавшийся спешу в даль, ускоряю свою походку,

А ветерок на голове развеял кудри русые.

Не под силу сказать мне, не могу думать больше я,

В сердце вошла любовь, которой нет границ и края.

Словно бродяга, дальше иду,- с природой душа моя

Слилась навек,- счастливый я, словно женщину обнимаю.

Сравните переводы, выскажите свою мысль.

4.             Выразительное чтение поэзии «Голосовки».

5.             Обмен впечатлениями от прочитанного, эвристическая беседа.

В чем своеобразность стиха, его неожиданность?

Какие ассоциации вызывают у поэта громкие звуки?

Какие художественные средства выразительности использованы в произведении?

6.             Промежуточные итоги.

Учитель. В стихах А. Рембо «Ощущение» и «Голосовки» представлена ассоциативно-чувствительная картина Вселенной.

Страницы: 1 2
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать