x x
menu

Андрей Самойлович Малышко (14.11.1912 – 17.02.1970)

В юго-западной части поселка Обухов, что на Киевщине, в небольшой усадьбе с деда-прадеда живут Малышки. Они никогда не были крепостными, а принадлежали к казацкому слою. Их знают как ловких сапожников. Сапожным ремеслом прославился дед Никита и три его сына - Никита, Самойло и Игнат. Они шили сапоги себе, на заказ и на продажу.

Семья Самойла Малышко, в которой родился будущий поэт, была большой: отец с матерью, бабушка и одиннадцать детей. Клочок земли, который достался в наследство Самойлу Никитовичу, и незначительные доходы сельского сапожника не всегда могли прокормить семью. Поэтому иногда приходилось ему идти на заработки в каховские степи, в далекую Таврию. А был Самойло Малышко коренастый, суровый, молчаливый, с пышными казацкими усами, чем напоминал Андрею казака Мамая.

С особой нежностью вспоминал писатель свою мать, Ивгу Остаповну, по-уличному Базилиху: «Как живу, вижу я свою мать Ивгу-Базилиху - синие, задумчивые и полные живого народного ума глаза. Вечерами, сидя возле кудели, она пела тихонько и протяжно, и эти песни врезались мне в память на всю жизнь». Мать поэта была родом из бедной крестьянской семьи, где кусок хлеба зарабатывали и взрослые, и дети. В никаких школах она не училась, зато природа наделила ее острым умом, замечательной памятью и добротой. Любила Ивга Остаповна и хорошо одеться: имела несколько вышитых рубашек, ожерелье и даже серебряный крестик, который ценила как наибольшее сокровище. Позднее часто видавшая виды в писательском обществе, среди друзей сына, но своим умом не уступала ни перед кем. Мать для Михайлика была идеалом человека. Она была и источником его творческого вдохновения.

Из воспоминаний друзей детства, родственников возникает мальчик невысокого роста, крепкого строения, с темно-русым волосами, с правильным овалом лица, высоким лбом и «монгольскими глазами». Читать научился рано от старших братьев Василия и Петра (Андрей был третьим сыном в семье). Когда исполнилось ему восемь лет, вместе с другими ровесниками пошел в первый класс. Из домашнего полотна мама сшила сыну котомку, в которой носил книжки. А во втором классе на этой котомке печатными буквами написал свое имя и фамилию. По имени и фамилии звали его лишь учителя, а для всех других он был Дуся, Дусик Базелик. На уроках любил мечтать, но когда учитель что-то вдруг спрашивал, то отвечал правильно. Случалось и то, которое иногда не знал ответа на вопрос. Для мальчика это был большой стыд. Он ужасно переживал, даже отказывался от обеда и держался отчужденно вплоть до следующего дня. В конце  учебного года дети сдавали свои книжки. Учебники Андрея, как вспоминает сестра Галя, всегда были чистенькие и опрятные, и каждый ученик хотел их потом получить.

Детство поэта ничем не отличалось от жизни других сельских мальчиков. Зимой в школе, а летом - котомка с луковичкой, горбушка хлеба, впереди корова с теленком - и на пастбище.

Любовь к книге передал Андрею дядя Никита, которого прозвали «чернокнижником» и который долго засиживался над «Кобзарем» Шевченко. Едва лишь Малышко научился писать, как сразу начал подвергать «обработке» мамины песни. Очень ему не хотелось, чтобы в них был печальный конец. «Черный ворон в полночь выклевал казацкие глаза»,- закончила петь мамочка. Мальчик переработал песню на свой лад: «Черный ворон в полночь не клюет казацкие глаза». Даже отец пришел в изумление: «Ты послушай, старая, что он придумывает. Ну и чудной, ей-богу, ребенок!». Так начиналось стихосложение Малышко.

Говорят литературоведы, что его поэзия песенная. А не в детстве ли ее истоки? От старенького брата Василия еще совсем маленьким Андрей научился играть на гармони. Василий брал его с собой даже на свадебные гуляния. А когда подрос, то подменял у свадебных музыкантов бубнаря, иногда доверяли ему на какой-то час заменить и основного гармониста. Тут-то и вбирала память Малышко народный песенный фольклор. А когда Андрей с Василием начинали петь, то нельзя было не заслушаться...

Андрей Малышко издал свыше сорока книг, создал свыше ста песен, к которым иногда и сам писал музыку. Любил поливать сад, от порога и до ворот насеял бархатцев, любил жизнь... Он и сейчас живет в своих задушевных поэзиях и песнях, которые стали настоящими художественными шедеврами.

Тема матери - одна из сквозных в поэзии А. Малышко. Все самое дорогое, самое родное, самое святое у него связано с образом матери. Так как с раннего детства взял он в сердце образ родной матушки, Ивги Базилихи, которая научила его добру, красоте, любви к людям. Ее образ сливается в поэзии Андрея Малышко с другим наиболее дорогим образом - родной Родины. Всегда, когда поэт пишет о том, что самое близкое его сердцу, он вспоминает мать.

«Украина моя», «Мать», «Сидела мать, будто груша дикая», «Мама, я хочу поговорить с вами», поэма «Сыновья», еще много наилучших поэтических произведений... Эта дань благодарности и любви народного поэта священной памяти Матери.

И из этих сокровищ выделяется «Песня о рушнике», преисполненная чарующей нежности и простоты, задушевности и безграничной любви.

«Песня о рушнике» - это песня о матери. Образ матери - один из центральных в творчестве Малышко. Прежде всего, это образ конкретного человека, который знал множество песен, чудесно их выполняла и передала своему сыну «песен дивный дар»,- говорил М. Рыльский. Песня небольшая по размеру. Но слов о матери, собственно, сказано совсем не

много. Но образ ее - выразительный, яркий, согретый сыновьим чувством.

«Песня о рушнике» воспринимается как монолог сына, который находит нежнейшие слова, чтобы поблагодарить дорогую мамочку за ее заботы, верную любовь и ласку.

Произведение состоит из шести куплетов, из которых три - по 4 строки, а остальные - по 2. Все они переплетаются. Как в песенном жанре, сначала поется куплет песни (4 строки), а потом припев (2 строки), и так трижды.

Идейно-художественное содержание песни.

Лирический герой с большой теплотой вспоминает родную мать, ее бессонные ночи

над колыбелью сына, ее старание приобщить ребенка ко всему прекрасному, человечному, ее сокровенное желание видеть своего ребенка счастливым, не обойденным судьбой. Мамочка дарит сыну рушник, вышитый как символ жизненной дороги, на которой оживает «и детство, и разлука, и материнская любовь». Так А. Малышко углубляет образ рушника, заимствованный из народного творчества. Тем не менее, главным в поэзии есть образ ближайший и самый святой для каждого человека - образ матери. Ее сердце преисполнено безграничной любви к ребенку, и эту черту души поэт передает экономными, но чрезвычайно вместительными деталями: ласковая улыбка, так как мать умеет и прощать, и наставлять, и жалеть; огорченные глаза, так как родная мамочка отторгает от своего сердца ребенка, посылает его в широкий и мятущийся мир, «в дорогу далекую», на которой будут и радость, и грусть, и печаль.

Светлому, радостному, хотя и пронизанному печалью разлуки звучанию песни отвечает и солнечный, прекрасный пейзаж. Через картины природы раскрываются чувство материнской и сыновьей любви. Росянистая дорожка, зеленые луга, соловьиные рощи, тихий шелест трав, щебетание дубрав - все это приметы прекрасного солнечного весеннего утра, так как еще до звезды отправляется сын в дорогу - создают соответствующее лирическое настроение, вызывают у слушателя воспоминания о его детстве, его путях, его судьбе и, конечно, о его матери.

Художественные средства песни.

Обращение: «Родная мать моя».

Эпитеты: «далекая дорога», «огорченные глаза», «верная улыбка», «тихий шелест трав». Повторы:

  • «И в дорогу далекую ты меня на заре провожала,
  • И рушник вышитый на счастье дала».
  • «И твоя материнская ласковая улыбка,
  • И печальные глаза хорошие голубые твои».
  • «И на том рушнике оживет все знакомое до боли:
  • И детство, и разлука, и верная любовь».

Объяснение слово «рушник» по толковому словарю.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать