Сидя однажды с отрядом Денисова в версте от дороги, на фуре в лесу, под осиянным звездами покровом тьмы, герой наблюдает все величие и волшебство царственной ночи: «..Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами деревьев быстро бежали облака, как будто открывая звёзды. Иногда казалось, что небо высоко-высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его». Здесь снова можно увидеть аллегорию неба – Петя оказывается повернутым к возвышенному, внеземному.
Герой, обволакиваемый сладостью накатившей сонной неги, закрывает глаза, и в детских ушах начинает строиться ровный музыкальный хор, творцом которого является он сам: «Ах, да, ведь это я во сне… Это у меня в ушах. А может быть, это моя музыка. Ну, опять. Валяй, моя музыка! Ну!..». Он закрыл глаза. И с разных сторон, как будто издалека, затрепетали звуки, стали слаживаться, разбегаться, сливаться, и опять все соединилось в тот же сладкий и торжественный гимн. Музыка трактуется Толстым как мировая гармония, царившая в сердце ребенка в момент сна.
Во сне Пете удается на время убежать от времени реального и оказаться как бы на границе с иррациональностью природы Бытия. Небо, зримое Петей перед сном символизирует оголенную перед божественным душу, а сон уже выступает как олицетворение внутренней гармонии и спокойствия героя-ребенка, наивно ждущего только счастья. Здесь олицетворено гармоническое восприятия Бытия Петей.
И в момент, когда душа раскрыта перед бесконечным, Господь оказывается с мальчиком жесток: на следующее утро его сразил удар свинца в голову:
« - Убит!? – вскрикнул Денисов, увидав еще издалека то знакомое ему, несомненно безжизненное положение, в котором лежало тело Пети».
Встреча Неба и Земли, рассмотренная на примере сна Пети Ростова, для всех духовно развивающихся героев «Войны и мира» - это момент перехода онтологической границы, порог между бесконечным и конечным.
Вернемся к Пьеру.
Путь нравственных исканий героя завершается возвращением в Москву, где он встречается с княжной Марьей и Наташей – ее строгое, бледное и худое лицо он узнал не сразу, но чутье подсказывало, что на него смотри некто добрый и славный. Пьера поразила перемена в Ростовой – которая, как и он, много перестрадала, много лишилась, многое осознала. И Пьер любил ее. Пред ней он пребывал в смущении, стеснении и страхе, но его любовь к ней была сильна и безгранична: «Безумие Пьера состояло в том, что он не дожидался, как прежде, личных причин, которые он называл достоинствами людей, для того, чтобы любить их, а любовь переполняла его сердце, и он, беспричинно любя людей, находил несомненные причины, за которые стоило любить их.»
Наташа тоже начинает питать чувства к Безухову, и то, что было внутри нее – пустота, вина, страдание – воскрешается в новых и светлых чувствах – в любви и преданности этому человеку. Наташа совершила ошибку в прошлом, предав Андрея, но это было частью ее личностного роста – она была юна, неопытна, потому и попалась в цепкие лапы подлеца с холодным сердцем, но теперь ей был дан шанс снова обрести свое счастье. И вот, в конце романа, уже в 1820 году, мы видим Наташу матерью четырех детей, любящей женой, которая безоговорочно и с огромным удовольствием исполняет свой долг. В ее связи с Пьером основой является духовная составляющая, не имеющая ничего общего с внешним очарованием и поэтичностью – связь ее с Пьером держалась не внешней красотой, но «чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с телом.»
Здесь Толстой раскрывает еще одну важную тему – семья. Автор на примере семейства графа Безухова показывает, что такое семья и для чего нужен брак – «Если цель брака есть семья, то тот, кто захочет иметь много жен и мужей, может быть, получит много удовольствия, но ни в коем случае не будет иметь семьи». В лице Наташи и Пьера мы можем видеть пример тех людей, которые понимают ценность семьи, ценность духовной любви и привязанности друг к другу, и знают контраст и ничтожество плотской любви в сравнении с искренним чувством.
«После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отражением в своей жене. В себе он чувствовал все хорошее и дурное смешанным и затемнявшим одно другое. Но на жене его отражалось только то, что было истинно хорошо; все не совсем хорошее было откинуто. И отражение это происходило не путем логическом мысли, а другим таинственным, непосредственным путем.»
То есть, муж и жена в понимании Толстого – это одна душа, один целый мир. Они друг в друге отражают свои лучшие качества, они – едины духом.
Таким образом, подводя итог всего романа, можно выделить еще одну из главных тем, которая красной линией тянется через все повествование - бессмысленность поведения и существования дворянства и желание поистине мыслящих и чувствующих героев найти себя и познать сущность Бытия. Таковым примером для наших героев является народ, обычные люди, всегда покорные Богу.
Лев Толстой изображает героев, которые так или иначе стремились понять философию крестьян, их жизнь, простоту и оттого искренность, которую они из себя представляют. Пьер, нашедший в простоте и смирении себя. То, что раньше представлялось важным, по сути своей, не имеет никакого значения: мысли о Наполеоне, о славе, о богатстве.
Целью его жизни становится любовь к ближним, исправление мира, помощь человечеству. Посему, в самом конце романа, Толстой приводит его к своему первоначальному замыслу – Пьер становится декабристом, желая освободить порабощенный народ, создать благополучные условия для крепостных, освободить их от рабства.
У Толстого есть еще один герой – Николай Ростов, ныне муж сестры Андрея Болконского – княжны Марьи. Автор создает контраст между ним и Пьером, задав им разные цели объединения с простыми людьми.
Николай Ростов в конце романа, живя в своем имении, пристрастился к труду, работе, хозяйству. Автор строит образ Николая на контрасте с образом его отца – Ильи Ростова – весьма неумелого и расточительного хозяина. Здесь Толстой рушит типичное представление об обществе изживших себя дворян и создает образ хозяйственного и прагматичного Николая.
Изучая и понимая привычки крестьян, их философию, он прекрасно ведёт хозяйство, его любит народ. Дворянское же общество, хоть и уважало героя, но недолюбливало. Цель жизни Николая в том, чтобы сделать счастливыми своих детей, оставить после себя достаточно средств для их благополучной жизни. Он человек, верный присяге, для него пойти против правительства это нечто ошибочное и неправильное. Ростов - человек материи, прагматизма, долга и службы. Он чувствует в себе недостаток духовной составляющей, что сполна получает ее от своей горячо любимой жены, душа которой наполнена любовью ко всем людям, душа, которая стремится «к бесконечному, вечному и совершенному, поэтому никогда не могла быть покойна».
«Пьер говорит, что все страдают, мучатся, развращаются и что наш долг помочь ближним. Разумеется, он прав, но он забывает, что у нас есть другие обязанности ближе, которые сам бог указал нам, и что мы можем рисковать собой, но не детьми». - говорила княжна Марья. Ценность семьи для Ростовых ныне превыше судьбы государства.
Марья Болконская в романе является «маяком» - она с самого начала была примером и путеводной звездой для многих героев. Хоть у нее и были свои духовные метания, она просто продолжала двигаться вперед, следуя законам божьим. Такой чистой, искренней, мудрой ее встретил Николай, который до этого был влюблен в свою не родную кузину – Соню. Толстой представляет этого персонажа, как девушку благородную и жертвенную, но если мы разберемся, то поймем, что Соня приносила жертву не потому, что это исходило от души, не от того, что это был порыв искренности, любовь к людям, к ближнему, чувство, не требующее благодарности, похвалы, а лишь потому что в награду за свою жертву она получала возвышение в глазах окружающих, делая себя тем самым достойнее Николая. И по сути своей, ничего она из себя не представляла – как ее впоследствии называет Наташа – пустоцвет. И Николай чувствовал, что в ней не было чего-то возвышенного, чего-то ангельского и особенного. Это выражалось в его душе чувством понятности, знанием ее всей. Он чётко представлял с ней будущее потому, что она была изучена им и понятна так, как и все остальные поверхностные барышни. Княжна Марья же виделась ему чем-то новым, таинственным, неизведанным, волшебным. Посему он испытывал к ней страх, но оттого лишь, что она была ему непонятна, ее внутренний мир был гораздо глубже и отличнее от других. Это было существо лучшее, чем то, что он видел или чувствовал когда-либо.
Таким образом, в самом конце романа мы видим две счастливые семьи, которые часто гостят друг у друга, любят своих детей, каждый герой к чему-то стремится, имеет четкое понимание своих целей и желаний.
Роман достаточно объемный и сложный, но тем он и интересен. Тем и гениален Толстой, что он смог соединить и мастерски переплести такое огромное количество линий, раскрыть и привести такое большое количество персонажей до высших идеалов, до понимания жизни, опытности и мудрости. Не может не восхищать также и то, как талантливо и в полной мере автор смог показать исторические события, рассказать историю и раскрыть характер не одного человека – но целого народа. Эта сложность и многослойность и делает его достоянием и гордостью отечественной литературы, и с уверенностью можно сказать, что это произведение бессмертно, оно побуждает читателя думать и размышлять о вещах, которые называются нравственными, светлыми, вечными.