Анализ романа-эпопеи война и мир л.н толстого, анализ романа-эпопеи война и мир, фейн г н анализ романа-эпопеи война и мир том 2, история создания романа война и мир, патриотическая тема в романе толстого война и мир, отношение толстого к войне в романе война и мир, смысл книги война и мир, какие темы поднимаются в войне и мире

Анализ романа-эпопеи война и мир л.н толстого, анализ романа-эпопеи война и мир, фейн г н анализ романа-эпопеи война и мир том 2, история создания романа война и мир, патриотическая тема в романе толстого война и мир, отношение толстого к войне в романе война и мир, смысл книги война и мир, какие темы поднимаются в войне и мире
Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы

Вновь представляемый символ неба указывает на духовную возвышенность героя. Здесь автор дает возможность ощутить истинность Бытия и выйти за пределы реального, прочувствовать прикосновение трансцендентного и бесконечного.

Дальнейшая перемена героев происходит уже с 1812 года, с начала Отечественной войны с Наполеоном – Андрей вновь уходит на войну.
Болконского мучит обида и он досадует на несправедливость случившегося: «Я понимал ее. Не только понимал, но эту-то душевную силу, эту искренность, эту открытость душевную эту-то душу ее, которую как будто связывало тело, эту-то душу я и любил в ней…» И вдруг он вспомнил о том, чем кончилась его любовь. Он досадует на Анатоля, которому ничего не было нужно, он не видел и не понимал цены сокровища, доставшегося ему, он видел в ней просто «хорошенькую и свеженькую» девочку…
Находясь на войне, Болконский страшится смерти, он говорит о своей любви к жизни, как ни была она бессмысленна, умирать было для него чем-то пугающим. Но, получив смертельное ранение в Бородинском сражении, он приходит к мысли, о бессмысленности и неважности того, что будет происходить дальше – он теперь уже окончательно потерял смысл жизни.

Но находясь уже в перевязочном пункте, он услышал крики и стоны умирающего Курагина, увидел его мутные, наполненные слезами глаза, и Болконского словно пронзает осознание всей сути, на него рушится восторженная жалость к этому человеку и ко всем людям в целом: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне было жалко жизни, вот оно, что еще оставалось мне, ежели я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»

Потом он еще раз встретил Наташу, она просит у него прощения, а он отвечает, что «любит ее больше, лучше, чем прежде.»

Впоследствии Андрей умирает в доме Ростовых, где по большей мере за ним ухаживали Наташа и сестра его, Марья, которых, к слову, сблизило их общее горе и обе прониклись друг к другу самым теплым и нежным чувством сестринской любви.

Смерть Андрея есть интереснейший и масштабный эпизод романа, в который, безусловно, за основу взят Евангельский символизм. Толстой ведет своего героя по тернистому пути жизни и Андрей, уже выстрадавши все муки и простивши весь свет, сумел открыть дверь в Царствие Небесное.

Дверь в романе выступает символом пересечения двух миров – реального и трансцендентного. Эта аллегория включена автором в сон героя: во сне Андрей видит людей, которые понемногу начинают растворяться, заменяясь вопросом о затворенной двери. Он встает и идет к ней, чтобы задвинуть задвижку и запереть ее. Герой понимает, что от того, успеет или не успеет он запереть ее, зависит все. Андрей спешит, но осознает, что дверь он закрыть не успеет и его охватывает мучительный страх смерти: и в следующую секунду в дверь начинает ломиться нечто ужасное – сама смерть. Сил у героя больше нет, и то, что находится по ту сторону двери, гораздо сильнее – оно распахивает ее и входит: «Оно вошло, и оно есть смерть. И князь Андрей умер. Но в то же мгновение как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся. «Да, это была смерть. Я умер — я проснулся. Да, смерть — пробуждение».

Таким образом, символ двери в «Войне и мире» трактуется как переход героя из мира земного в мир иррациональный. Истоки символики исходят к Ветхому Завету, где говорится: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; А входящий дверью есть пастырь овцам» (Ев. От Иоанна, гл.10). Здесь также заключено взаимоотношение понятий «жизнь есть сон – выход в дверь – смерть есть пробуждение».

Также дверь в евангельской символике может трактоваться, как обозначение самого Иисуса Христа. Толстой писал об этом в книге «Соединение и перевод четырех Евангелий» писал: «Иисус - дверь жизни. Он говорит, что всяких дорог много, но вход всегда один, и для жизни людей есть выход, этот выход есть разумение жизни, то, чему он учит. Всякое учение, которое не основано на разумении жизни, - ложно, и все знают это, как знают овцы, когда вор лезет через ограду».
Таким образом, смерть князя Андрея стала его пробуждением, его принятием Бога. Герой, постигнув сущность Христовой любви, проникается бесконечным ощущением божеского и возвышенного внутри себя. Болконский, находясь в пограничном состоянии между жизнью и смертью, ощущает спокойствие и дарует свое прощение всем, начинает любить всех любовью божеской. Ему становится не страшно умереть, ему не жалко больше жизни, и все чувства, например, любовь к женщине им понимаются, как чувства земные, человеческие. К герою приходит понимание, что любовь связывает все в этом мире, она - смысл жизни, она дарует человеку мирское существование. Любовь к Наташе привязывала его к жизни и отдаляла от смерти - истинного пробуждения. И это осознание помогло ему вознестись и вернуться к "общему, вечному источнику" любви. То есть, к Богу: «Любовь мешает смерти… Любовь есть бог, и умереть – значит: мне, частице любви, вернуться к общему, вечному источнику».

Примерно в это же время в душе Пьера тоже происходят изменения – он отправляется на войну, пытаясь найти единение с народом. Целью его жизни становится любовь к ближним, исправление мира, помощь человечеству, но тогда он еще не знает, как он может осуществить свое предназначение. Видя в сражении смелость и самоотверженность простых солдат, он приходит в восхищение ими, сам пребывая в страхе за свою жизнь: «Ничем не может владеть человек, пока он боится смерти. А кто не боится ее, тому принадлежит все. Ежели бы не было страдания, человек не знал бы границ себе, не знал бы себя самого». Но мысли путаются, он не знает, как быть с ними на одном уровне, как понять их философию.

Ненависть к захватчикам толкает Пьера на мысль о преступлении – он хочет убить Наполеона. Но его героический порыв заканчивается тем, что героя берут в плен. После он видит, как французы устраивают казнь пойманным пленным, и с той минуты, увидев людей, которые убивали потому, что должны были убить, в его душе поселяется вновь то разочарование в людях, в жизни, в вере: «в нем, хотя он не отдавал себе отчета, уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога».
Но в плену он встречает человека – простого крестьянина по имени Платон Каратаев. Его жизнь проста и понятна, он милосерден и проникнут любовью к Богу и людям – и разрушенный мир внутри Безухова, под видом этого приятного и как будто родного ему человека, снова собирается из развалин по частям.

Здесь вновь встречается символизм неба: находясь в плену, сидя холодной ночью у отпряженной повозки, Пьер ощущает внутри себя разгорающееся пламя болезненного, выстраданного смеха над попыткой солдат запереть его бесконечную, бескрайнюю душу: «Леса и поля, невиданные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше эти лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющий звезд. «И все это мое, мое и все это во мне, и все это я! И все это они посадили в балаган, загороженный досками!». Автор, направляя взгляд героя в небо, как бы сливает его с Душой Мира, включая ее в состав души самого героя.
Там же, в плену, Пьеру в один из дней снится сон: в нем Пьеру слышатся говорящие в душе мысли: «Жизнь есть все. Жизнь есть бог… Любить жизнь – любить бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий».

Герою снится его старый учитель, который преподавал герою географию, когда тот учился в Швейцарии. Короткий старичок «показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров…

- В середине бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его. И растет, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину, и опять всплывает».
Здесь Толстым включен символизм круга, заключенного в аллюзии на глобус. Круг есть бесконечная Вселенная, символ нескончаемого Бытия. Жизнь в роли развивающегося явления олицетворяет собой цикличность процессов жизнедеятельности людей: рождение, смерть, смена поколений. Таким образом, с древнейших времен, круг отсылает к форме идеального, бесконечного, возвышенного, приближенного к Господу. Сакрализация полноты и завершенности, свершение жизненного цикла отображается в круге.
По выходу из плена герою удается познать истину и найти тот путь, искомый им в течение всего романа: высшее счастье человека он видел в отсутствии страданий, удовлетворении потребностей, свободе выбора занятий. В душе героя наконец устанавливается долгожданное спокойствие и умиротворение, как следствие пережитых страданий: «он получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве». То, что раньше представлялось важным, по сути своей, не имеет никакого значения: мысли о славе, о богатстве, о положении в обществе. То, что раньше тревожило - судьба России, Наполеон, политика – теперь он понимал, что это не касается его, он призван был не для этого. Переживания о своей репутации из-за похождений уже умершей жены казались ему даже забавными. В итоге, мы видим абсолютно мудрого, спокойного и великодушного человека, который понимает, чего он хочет, понимающий и знающий ценность простых, земных благ.

Но не всем героям посчастливилось вернуться с войны. Самый младший член семьи Ростовых – Петя – отправляется на войну 1812 года, где судьба распоряжается с юным героем крайне жестоко.

Пример HTML-страницы
Пример HTML-страницы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Школьный ассистент
Adblock
detector