Его главной ошибкой стала женитьба на Элен Курагиной – она совершилась после получения Пьером огромного наследства отца – графа Безухова, что было замечено тщеславным, хитрым и лицемерным Василием Курагиным - отцом Элен, организовавшим этот брак. Нельзя отрицать тот факт, что Безухов был увлечен Элен, но это было временно и ошибочно, ведь впоследствии герой поймет, что Курагина – искусственная пустышка, такая же хитрая и лицемерная, как и ее отец, к тому же предавшая его, заведя себе любовника в лице умного, но жестокого Федора Долохова.
Но, далее можно заметить сдвиги в развитии характера героя – Безухов увлекается идеей масонства – добродетель, самопожертвование, милосердие, безусловная любовь к людям, братство между людьми. Пьер старается сделать участь своих крепостных, строит школы, больницы. Но и в масонстве его постигает разочарование – деньги разворовываются, масоны оказываются в большинстве своем пустыми и фальшивыми, преследуют свои корыстные цели. Герой снова в тупике.
Примерно в это же время князь Андрей, находясь на войне, получает ранение в Аустерлицком сражении.
Лежа на поле сражения под огромным высоким небом герой осознает всю ничтожность своих мечтаний о славе, Наполеон видится ему совсем маленьким, ничтожным, и ничтожным также кажется абсолютно все в сравнении с этим огромным и бескрайним небом, которое он увидел. Время замедляется, с сознания героя срывается туманная пелена заблуждения и наступает момент, когда сила осознания ложности суждений рождает истину в образе этого великого неба: «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, я, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба…».
Небо и земля – центральные образы-символы «Войны и мира», олицетворяющие собой первоэлементы мироздания и усиливающие эпическую полноту и масштабность произведения.
Контакт героев с небом олицетворяет собой их самоощущение через переход к возвышенному, космическому, связь с мировой первоосновой. Образы неба и земли, включенные в роман, воссоздают архаическую модель мироздания, здесь реализуются принципы моделирования мира, через которое человек познает истину Бытия. Автор подчеркивает неразрывность земного и небесного, утверждает в романе единство мира при построении композиции произведения.
Вернувшись с войны, Болконский застает свою жену умершей при родах, и новорожденного сына Николая, который оставался жить со своим дедушкой Николаем Болконским и теткой – княжной Марьей, сестрой Андрея. Марья в романе является путеводной звездой, «маяком» для многих других героев. Толстой, нарочито подчеркивая внешнюю некрасивость девушки, делает акцент на изобилии ее духовных начал. Однако же автор подчеркивает красоту нравственную посредством указания на глаза – зеркало души: «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».
Ныне Андрея Болконского можно видеть потерянным, не имеющим цели и смысла в жизни, отчаявшимся человеком. Но путь его, конечно же, не закончен. И то, что смогло вновь вернуть Болконского к жизни, что смогло открыть в нем самые светлые и чистые начала – любовь. Герой влюбляется в Наташу Ростову, которая является еще одним центральным персонажем.
Наташа Ростова – дочь Ильи Андреевича Ростова, которая в начале романа представляется нам тринадцатилетней девочкой. Наташа – любимая героиня Льва Николаевича. Толстой показывает ее, как очень очаровательную, непосредственную и искреннюю девчушку. Живущая чувствами, эмоциональная, любящая людей и весь мир вокруг – вы видим резкий контраст этой героини с напыщенными и лицемерными дамами. Прототипами героини являются Софья Толстая – жена Льва Николаевича – и Татьяна Берс – ее сестра, часто бывавшая в толстовском имении.
Первая встреча Андрея и Наташи произошла в имении Ростовых – Отрадном, когда Болконский приезжал к Илье Андреевичу по делам. По дороге туда, Андрей обращает внимание на дуб, стоящий на краю дороги – старый, с обломанными ветками, корой с болячками – только он один, казалось, не хотел видеть того солнца, весны и красоты вокруг. Он будто всем своим видом говорил: «Весна, любовь и счастье! И как не надоест вам все один и тот же глупый обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Все одно и то же, и все обман!». Андрей, видя это, невольно соглашается с видом этого огромного и старого дуба: «пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь – наша жизнь кончена!»
Подъезжая к Отрадному, он впервые увидел Наташу: она бежала рядом с коляской, хорошенькая, в желтом ситцевом платьице, с белым платком на голове, удерживающим выбивающиеся пряди черной смоли волос… Чистой, детской непосредственностью и радостью прекрасному дню и лучезарному солнцу тоненькая Наташа поразила Болконского, и он с досадой думал: «Чему она так рада? О чем она думает? Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чем она думает? И чем она счастлива? – невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей.»
Потом, ночью, находясь в своей комнате, он услышал разговор двух девушек – то были Соня и Наташа. Натали никак не могла уснуть. С живостью и детской непосредственностью она пела и восхищалась луной: «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть!».
И тут же, в душе героя поднялось некоторое смятение, мысли, противоречащие его уже умерщвленным надеждам. Странное дело, но уезжая от Ростовых, и проезжая тот же самый дуб, Андрей увидел некую перемену – дуб зарос листьями и сочной зеленью, колыхаясь в неге лучей вечернего солнца. На Болконского «вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг вспомнились ему… «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей.»
Второй раз он встречает девушку на ее первом в жизни балу. По рекомендации Безухова Пьера, который был знаком с семьей Наташи, Андрей пригласил юную Ростову на танец, и она демонстрировала всем окружающим свою грацию, красоту и обаяние, а также все свое танцевальное мастерство: утянутые бальными атласными башмачками ножки Наташи двигались с невероятной легкостью, а лицо было осияно восторгом счастья.
Болконский находился в обществе людей, говоривших о политике, ведущих умные беседы. Герою было с ними скучно и некомфортно, и Пьер как нельзя кстати указал на Натали, да и она была одной из первых хорошеньких женщин, попавшихся ему на глаза – «но едва он обнял этот тонкий, подвижный стан и она зашевелилась так близко от него и улыбнулась так близко ему, вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим, когда, переводя дыхание и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих».
Последовавшие после бала поездки Болконского к Ростовым были очевидным для всех домашних началом «чего-то важного, имеющего свершиться».
В его разговоре с Пьером он признается другу, что влюблен в Наташу, что она вернула ему способность чувствовать, способность любить, желать, стремиться:
- «Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все счастье, надежда, свет; другая половина – все, где ее нет, там все уныние и темнота...»
Пьер же говорит о Наташе, как о сокровище, о редкой двушке, восхищается ею, и хоть, к слову сказать, в нем тоже зарождались к ней чувства, он был искренне рад за друга и настаивал на том, чтобы тот сделал ей предложение.
Наташа тоже ощущает любовь к мужчине, посему она принимает его предложение, но, по причине несогласия отца Андрея благословить его брак прямо сейчас и просьбе отложить женитьбу на год, в который отец рекомендовал сыну съездить за границу, вылечиться, найти Николаю, сыну Андрея, гувернера, Болконский покидает свою невесту на год.
И здесь, именно в этот период времени, Натали совершает ту страшную ошибку, поддавшись увлечению, мимолетному чувству, разрушившее счастье, которое было таким близким.
Познакомившись с сыном Курагина – Анатолем, глупцом, лжецом и повесой – девушка увлекается им: «Инстинкт говорил ей, что вся прежняя чистота любви ее к князю Андрею погибла». Увлечение героини было поверхностным, и обусловлено было молодостью и неопытностью девушки. Любовь к Андрею же была искренним, глубоким чувством, ощущением полного и безоговорочного доверия, рациональностью и холодностью разума. Любовь Курагина была лишь фикцией, чтобы заполучить юную и красивую Наташу с целью эгоистического и самодовольного наслаждения. Анатоль предлагает ей бежать с ним, и Ростова соглашается, но их план проваливается – о попытке побега узнают.
После случившегося, князь Андрей снова теряет смысл жизни и связь с мирозданием, душу его застилает боль, обида и гордыня.
Наташа будучи одинокой с своем страдании в конце концов сознает ошибку и вверяет все свои душевные муки и метания приехавшему по поручению Андрея Безухову. Сердце девушки горит огнем отчаяния и стыда, и Пьера охватывает чувство жалости, чувство безграничного умиления, нежности и любви к ней - он желает быть близким ей, он знает и понимает ее, готов быть для нее всем: «Ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире, и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей».
Выбежавший из дома после вышеописанной сцены Безухов, замедлившись, почувствовал колючую прохладу вечера и глянув на небо, ощутил примерно то же, что ощущал князь Андрей под небом Аустерлица: «Было морозно и ясно. Над грязными, полутемными улицами, над крышами стояло темное, звездное небо. Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа».