x x
menu

Альбер Камю, выдающийся французский романист, философ, публицист

Судьба Альбера Камю неразрывно связана со всеми катаклизмами, которые переживала Европа в первой половине прошлого столетия. Французский эссеист, писатель и драматург Альбер Камю родился 7 ноября 1913 г. в Мондове, в Алжире, в семье сельскохозяйственного работника Люсьена Камю, эльзасца по происхождению, который погиб во время Первой мировой войны, когда Альберу не было еще и года. вскоре после этого, у его матери, в девичестве Катрин Синтес, малограмотной женщины испанского происхождения, случилось кровоизлияние, в результате чего она стала полунемой. Семья переехала к бабушке и дяде-инвалиду, и, чтобы прокормить семью, Катрин вынуждена была работать служанкой.

Трудным было детство Альбера, но он не заперся в себе, восхищался красотой северного африканского побережья, которая очень диссонировала с его нищей жизнью. Детские впечатления оставили глубокий след в душе Камю - человека и художника. Значительное влияние на Альбера оказал его школьный учитель Луи Жермен, который, увидев способности своего ученика, как мог помогал ему. При поддержке Жермена Камю Альберу удалось в 1923 г. поступить в лицей, где интерес к обучению объединялся у юноши со страстным увлечением спортом, особенно боксом. Однако в 1930 г. мальчик заболел туберкулезом, что навсегда лишило его возможности заниматься спортом. Несмотря на болезнь, будущему писателю пришлось сменить немало профессий, чтобы оплатить обучение на философском факультете Алжирского университета. Завершив работу о Блаженном Августине и греческом философе Плотине (1936), Камю получает диплом магистра философии, но академической карьере молодого ученого помешал туберкулез - Камю не остался в аспирантуре. Покинув университет, он, беспокоясь о здоровье, едет в французские Альпы и впервые оказывается в Европе.

Впечатление от путешествий по Италии, Испании, Чехословакии и Франции составили первую опубликованную книгу писателя «Изнанка и лицо» (1937), сборник эссе, куда вошли также воспоминания о матери, бабушке, дяде. В 1936 г. Камю начал работу над своим первым романом «Счастливая смерть», который увидел мир лишь в 1971 г. К тому времени в Алжире Камю уже считался ведущим писателем и интеллектуалом. Театральную деятельность (он был актером, драматургом, режиссером) художник объединяет в эти годы с работой политического репортера, книжного обозревателя и редактора в газете «Республиканский Алжир».

Через год после опубликования своей второй книги «Брак» (1938) Камю навсегда переезжает во Францию. В период фашистской оккупации Франции писатель активно участвует в движении Сопротивления, сотрудничает с подпольной газетой. Которая издавалась в Париже. Вместе с тем он работает над завершением повести «Посторонний» (1942), работу над которой начал еще в Алжире и которая принесла ему международное признание. Эта повесть - анализ отчуждения, бессодержательности человеческого существования. Вслед за «Посторонним», который имел огромный успех, появилось философское эссе «Миф о Сизифе» (1942), где автор сравнивает абсурдность человеческого бытия с работой мифического Сизифа, обреченного вести постоянную борьбу против сил, с которыми не способен справиться.

Отбрасывая христианскую идею спасения и загробной жизни, которая придает смысл «сизифовой работе» человека, Камю парадоксальным образом находит смысл в самой борьбе. Спасение, по его мнению, в ежедневной работе, смысл жизни - в деятельности. По окончании войны Камю некоторое время продолжает работать в «Бое», который становится официальной ежедневной газетой. Однако политические расхождения между правыми и левыми заставили писателя, который считал себя независимым радикалом, в 1947 г. покинуть газету. В это самое время выходит и третий его роман - «Чума», история эпидемии в алжирском городе Оране.

Теме универсального зла посвящена и «Калигула» (1945), лучшая, по единогласному мнению критиков, пьеса писателя. Это произведение, в основе которого книга Светония «О жизни двенадцати цезарей», считается значительной вехой в истории театра абсурда. Как один из ведущих художников в послевоенной французской литературе, Камю сближается с Жаном Полем Сартром. Но пути преодоления абсурдности бытия у Сартра и Камю не совпадают, и в начале 50-х годов, вследствие серьезных идеологических расхождений, Камю разрывает отношения с Сартром и с экзистенциализмом, вождем которого тот и  считался.

В «Бунтующем человеке» (1951) Камю рассматривает теорию и практику протеста против власти в течение веков, критикуя диктаторские идеологии, в частности коммунизм и другие формы тоталитаризма, которые посягают на свободу и, соответственно, на достоинство человека. Хотя еще в 1945 г. Камю говорил, что у него «весьма мало точек столкновенья с модной ныне философией экзистенциализма, выводы которой обманные», само возражение марксизма привело к разрыву Камю с марксистски настроенным Сартром. В 50-е годы художник продолжает писать эссе, пьесы, прозу. В 1956 г. он выпускает ироническую повесть «Падение», в которой судья Жан Батист Клеманс сознается в своих преступлениях против морали.

Обращаясь к теме вины и покаяния, писатель широко пользуется в «Падении» христианской символикой. В 1957 году Камю была присуждена Нобелевская премия «за огромный взнос в литературу, который проявил значение человеческой совести». Когда Камю получил Нобелевскую премию, ему было 44 года, и он, по его собственным словам, достиг творческой зрелости. У писателя были широкие творческие планы, которые подтверждают записи в блокнотах и воспоминаниях друзей.

Однако планам этим не суждено было сбыться: в начале 1960 г. писатель погиб в автомобильной катастрофе на юге Франции. Хотя творчество Камю вызвало после его смерти оживленные дискуссии, большинство критиков считают его одной из значащих фигур своего времени. Камю, показав отчужденность и разочарование послевоенного поколения, упрямо искал выход из абсурдности современного существования.

Именно благодаря творчеству А. Камю философское учение экзистенциализма стало популярным во Франции. В его основе есть утверждения абсурдности бытия («абсурд является метафизическим состоянием человека в мире», - речь идет в «Мифе о Сизифе»), представление о мире, как о царстве хаоса и случайностей. Видное место занимает мысль о том, что человек ответственен сам за себя. Человеку приходится жертвовать собой, чтобы оправдать свое существование.

Уже самим актом рождения он оказывается заброшенным в мир вне своей воли и желания. С момента появления он получает от природы и смертный приговор, срок выполнения которого ему неизвестен. Убивают болезни, старость, войны, палачи, бедность, даже солнце, как в романе «Посторонний». В час решающего испытания человек остается наедине с собой. Со своей судьбой. Теперь ему надлежит стать Человеком, создать себя из заброшенной в мир материи. Человек рождается не тогда, когда появляется на свет, а тогда, когда силой своего ума создает себя как мыслящее существо. Это духовное рождение отмежевывает его от природы, делает сознательным. Но и общество, поскольку речь идет о социальном коллективе, нуждается в вере в уже существующие ценности. Оно наказывает бунтарство с помощью своих социальных учреждений - армии, полиции, суда, общественной мысли. Таков внутренний конфликт романов и пьес писателя-экзистенциалиста.

У человечества всегда были и будут вопросы, на которые оно, скорее всего, ответа не найдет никогда. Среди таких вопросов: как жить дальше и как сделать так, чтобы исчезли несправедливость и угнетения. По обыкновению эти вопросы, в их философском смысле, обычного человека беспокоят мало, но иногда возникает ситуация, когда эти абстрактные философские проблемы становятся жесткой реальностью, от которой зависит судьба и сама жизнь «маленького» человека.

Именно так и произошло, когда к власти в некоторых странах Европы пришли фашисты, война вместе с фабриками смерти миллионов вошла в каждое европейское жилище. Вторая мировая война стала чуть ли не главным событием прошлого столетия, демонстрируя и низость, и величие человека. Были те, кто добровольно вместе со своими учениками шел в газовые камеры, но были и те, кто в эти камеры людей посылал. Казалось, осмысление таких ужасов должно долго волновать западноевропейских художников, найти отображение во множестве художественных произведений. Но произошло не так, как казалось: разве что Голливуд интересовался динамичными военными сюжетами, а литература (наверное, кроме главных антагонистов - Германии и Советского Союза), которые подарили человечеству в начале столетия антивоенные произведения «утраченной генерации», молчала...

Почему? На этот вопрос опосредованный ответ, сама того не подозревая, дала бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Объясняя, почему ее страна не вводит в обращение евро, она, не без определенной заносчивости, заявила: «Кто хочет нас учить? Материковая Европа, которая дала миру фашизм и коммунизм?» «Железная леди» права. Правда, забыла добавить, что хребет фашизму сломал не кто иной, как «коммунизм» - т.е. прежде всего, Советский Союз.

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать