x x
menu

А. Малышко. «Тропинка», «Огонек». Патриотичные чувства. Высочайшие духовные ценности в них

Цель: углубить знания школьников о поэтическом и песенном творчестве А. Малышко, в частности проанализировать его произведения «Тропинка», «Огонек», определить их идейно-художественное направление и значимость; развивать память, логическое мышление, внимание, культуру связной речи, умение грамотно излагать собственные мысли, строить заключения, эстетичные вкусы; воспитывать уважение к родителям, отчему дому; прививать интерес к следствиям собственной работы.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование умений.

Оборудование:   портрет А. Малышко, библиотечка его произведений, грамзапись песен поэта; дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашней задачи.

1  Заслушивание написанных учениками мини-произведений на тему «Красота украинского рушника».

2. Опрашивание «Песни о рушнике» наизусть.

III. Актуализация опорных знаний.

Литературный диктант «Всем известный А. Малышко».

• Название села, где родился писатель. (Обухов).

• К какому роду принадлежала семья Андрея Самойловича? (Казацкого).

• Каким ремеслом прославился дед поэта? (Сапожным).

• Своей внешностью отец А. Малышко напоминал... (Казака Мамая).

• Кто был идеалом человека, источником творческого вдохновения для поэта? (Мать Ивга Остаповна).

• В семье среди других братьев Андрей был... (Третьим).

• Сколько лет исполнилось будущему писателю, когда он пошел в школу? (Восемь).

• Что было характерным для учебников Андрея - школьника? (Они были чистенькие и опрятные)..

• Какую работу выполнял мальчик летом? (Выпасал коров с телятами).

• Музыкальный инструмент, которым овладел Андрей. (Гармонь).

• Как называли Андрея Самойловича дети во время его обучения в школе? (Дуся, Дусик, Базелик).

• Сколько песен написал А. Малышко? (Более ста).

IV. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

V. Основное содержание урока.

Пишет он не нишком-тишком -

У него как огонь слова.

Поэтому и народ песни Малышко

Душевно охотно поет.

Из «Литературной газеты».

1. Вступительное слово учителя об А. Малышко - песеннике, музыканте.

Особенностью поэзии А. Малышко является ее музыкальность. Идя от источников народной песни, он воссоздает свои мысли, чувства, переживания в прозаических произведениях, большей частью в форме стройных рифмованных четверостиший (катренов), как это характерно для украинской песни.

Андрей Самойлович вообще был музыкально одаренным человеком. Он имел замечательный голос (баритон), хорошо пел, играл на гармонике.

Песни писать он начал уже в период раннего творчества. В частности, на предложение А. Довженко, с которым они были в дружеских отношениях, Малышко написал несколько песен для кинофильма «Щорс».

«Богунскую четвертую» («Гей, за Десной люди веселые») можно услышать и сейчас - то ли по радио, или со сцены художественной самодеятельности, а то и на семейном празднике.

В годы Великой Отечественной войны на фронте, и особенно в партизанских отрядах, пели его песни «Мы не имеем поля и дома», «Как собирались ребята в отряд», «Партизанская» и прочие.

Тем не менее, в полную силу зазвучала песня Малышко в послевоенное время, особенно когда он начал творчески работать с выдающимся украинским композитором-песенником Платоном Майбородой. Именно песни, созданные в результате этого содружества, стали широко известными не только на Украине, а и за ее пределами. Эти песни были воистину народными. Они сделались неразлучными спутниками нашей жизни. Их поют на праздники, когда грустно и когда радостно. И каждый человек находит в них что-то свое, сокровенное.

2. Обработка произведения А. Малышко «Почему, сказать, и сам не знаю...».

2.1. Прослушивание песни в грамзаписи или выразительное ее чтение.

2.2. История написания произведения. Поэзия А. Малышко «Почему, сказать, и сам не знаю...» живет в народе также как песня под названием «Тропинка» (музыка П. Майбороды). Все сходятся на том, что это - жемчужина украинской литературы, шедевр поэта-патриота. Догорал чистый костер его жизни. Физические силы покидали Малышко, а ум, поэтическая страсть полыхали огнем слова. «Тропинка» создана 8 февраля 1970 года - за восемь дней до кончины поэта. Это последнее известное произведение Андрея Малышко, его лебединая песня.

2.3. Особенности названия песни.

В этом произведении Малышко прибегает к использованию народнопесенного

образа тропы как символа жизни человека. У каждого своя тропа, каждый выбирает сам, какой она будет и где проляжет.

2.4. Тема: вспоминание поэта о тропинке в родном крае, к отчему дому.

2.5. Идея: прославление любви, чуткости, искренности к месту, где родился, сделал первые шаги и отправился по тропинке жизни.

2.6. Основная мысль: каждый человек всегда будет помнить родительский дом и никогда не забудет тропинку к нему.

2.7. Жанр: песня.

 2.8. Композиция.

Произведение состоит из четырех куплетов по четыре строки.

Каждое слово, предложение, строфы так эмоционально нагруженные, такую глубокую

мысль возбуждают у читателя, так окрыляют душу, что ни слова, ни стихотворной строки или интонации заменить нельзя.

На глубокие раздумья побуждает этот так просто и мастерски скомпонованный стих.

Поэзия - внутренний монолог лирического героя.

2.9. Идейно-художественное содержание песни.

Лирический герой размышляет, вспоминает, беспокоится, при этом раскрывая самые потаенные уголки своей души.

Почему, сказать, и сам не знаю,

Живет в сердце столько лет

Та тропинка в нашем крае,

Одна возле ворот.

Ни конца ни края нет тропинке человеческой жизни, так как одни поколения приходят на смену другим, но неизменяемым остается чувство признательности родительскому дому, отчему порогу. Лирический герой этой песни раздумывает над человеческой жизнью, его духовными ценностями, подводит определенные итоги, так как нет уже возврата к дням юности.

Непревзойденная красота природы и наводнение человеческих чувств, освященных любовью, лирические воспоминания о родительском доме и философские соображения о смысле человеческой жизни - такая тематика песни А. Малышко. Ее образность - в простоте и совершенстве. Внутренний мир лирического героя раскрывается через отдельные пейзажные детали. 

2.10. Образ тропинки.

В стихе изображен персонифицированный образ тропинки. Образ, который несет на себе основную смысловую нагрузку произведения, сквозной: о нем речь идет в каждой строфе.

Тропинка жизни ...Какой она будет и где проляжет? Или где-то на чужбине, или в родном крае?.. Одна... Единственная... Наиболее дорогая... Поэт не призывает бросаться в далекие миры в погоню за приморским счастьем, чтобы потом раскаиваться, жалеть, грезит в снах и наяву за родительским порогом и тропинкой - той, что вьется «между круглых подсолнечников» и ведет на родину...

У каждого своя тропа, каждый выбирает сам, какой она будет и где проляжет.

2.11. Художественные средства песни.

Метафоры: «живет в сердце», «горизонт землю обнимает», «тропинка... пошла,

не возвращается, ...стелется».

Повторы: «ревностный... ревностный», «дождями... дождями». Эпитеты: «ревностная боль и ревностная печаль».

 2.12. Беседа с вопросами.

• Почему каждый человек вспоминает место, где он родился, о своем детстве?

• Как А. Малышко связывает тропинку с родным краем?

• Какую тропинку вы будете вспоминать в будущем.

Страницы: 1 2 3
teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать