x x
menu

А. Димаров «Голубой ребенок». Доброта и любовь, понимание, взаимная поддержка в семье

Цель: анализируя идейное содержание разделов повести А. Димарова «Голубой ребенок», исследуйте, как в произведении изображенные взаимоотношения в украинской семье, на чем они основываются; развивать умение выразительно и осознанно читать художественные произведения, уметь выделять главную мысль и комментировать ее, объяснять и обосновывать поведение и поступки героев; формировать кругозор, мировоззрение школьников; воспитывать чувство любви к родителям, семейным обычаям, черты доброты, взаимопонимания, честности, порядочности.

Тип урока: усвоение новых знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет Димарова, фотокарточки учеников «Моя семья», дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.

IV. Основное содержание урока.

  • Уважай отца своего и мать свою.
  • Библия.
  • Не уживется измена там, где правда в доме.
  • А. Малышко.

1. Беседа о семье

1.1. На доске фотокарточки ученических семей, ученики (по желанию) делают краткий комментарий о своей семье, ее особенностях, условиях жизни, атмосфере.

1.2. Вопрос для обсуждения.

• Что вы понимаете под семьей?

• От чего зависит ее прочность?

• Какой была семья у главного героя произведения? Как Толя относился к маме, Сергею?

• Заботился ли герой произведения о членах своей семьи?

• Как, на ваш взгляд, властвовала ли в семье Толи доброта, любовь, понимание, взаимная поддержка? Ответ мотивируйте.

• О чем свидетельствует гостеприимность в семьях?

 • На что заслуживают родители от своих детей?

• Какие бы советы вы дали своим товарищам по классу относительно отношения к членам своих семей?

2. Обработка разделов произведения А. Димарова «Голубой ребенок».

2.1. «О том, как я чуть не стал отличником и какая бы это была радость маме.

2.1.1. Выразительное чтение или пересказ с комментарием интересных эпизодов из раздела.

2.1.2. Тема: мечта Толи стать отличником, которая так и не осуществилась.

2.1.3. Идея: возвеличивание справедливости, стремление познать интересное, обогатить собственные знания, осуждение хвастливости тех, кто обещает и не выполняет своих обязательств.

2.1.4. Основная мысль: только трудолюбивый, настойчивый, волевой человек может достичь определенной цели и получить соответствующие результаты.

1.5. Композиция.

Экспозиция: решение Толи стать отличником, чтобы попасть после окончания школы в институт без экзаменов.

Завязка: препятствия, которые встречались перед Толей при осуществлении его цели - стать отличником.

Кульминация: написание контрольной работы по тригонометрии, история с чертиком на уроке у Марии Федоровны не дали возможности стать герою произведения отличником.

Развязка: приехав домой, мама уже не пекла пирог для своего «отличника».

2.1.6. Содержание раздела.

Заветной мечтой Толи было стать отличником, чтобы потом поступить в институт без экзаменов. Однако цель определена, но как «ее достичь, если каждый день что-то случается и это что-то мешало готовиться к занятиям: следил за игрой в шахматы между Федей и его товарищем, ходил с классом кататься на коньках, читал книгу «Агасфер».

Неприятная ситуация с чертиком на уроке украинской литературы, посредственная оценка по тригонометрии за контрольную работу является свидетельством того, что Толя недостаточно серьезно отнесся к достижению своей цели - стать отличником.

2.1.7. Беседа с вопросами.

• Как Толя объяснял причины получения им посредственных оценок? («...Не мог запомнить сказанное учителем... высидеть спокойно сорок пять минут... тот шепнет, тот щипнет, тот нарисует что-то смешное и тихо показывает,- уже и пропустил какой-то кусок рассказа учителя мимо уха»).

• Чем козел вызвал у учеников класса смех? («Подойдет, бывало, постучит в оконное стекло рогами и лижет стекло - посылает воздушные поцелуи»).

• Что обусловило Толю принять решение стать отличником? («...Ученики, которые получат аттестат отличника, будут иметь право поступать в институты без экзаменов. И вдобавок их будут зачислять в первую очередь.

 ...И вдобавок не пропадут и два месяца летних каникул, когда надо будет день и ночь сидеть над учебниками»).

• Чем Толя раздражал Федю? («Думаешь, не знаю, как ты козу доил? Чтобы хозяйка не видела... Козодой!»).

• Что изготавливал Сергей? («Конструировал реактивный двигатель самоходного катера: коробки из-под зубного порошка «Пионер» с металлической впаяной трубой»).

• Как мать восприняла решение сына стать отличником?

• Чем Сонька испортила настроение Толи?

• Чем Ванька похвалился Толе? («Попробовал бы ты на паровозе! Мороз - не мороз, а ты выглядывай, хотя умри... А скорость, знаешь, какая? Семьдесят километров да еще и против ветра!»).

• Из-за чего Толя не смог сконцентрировать внимания на уроках?

• Что мешало второй день Толе готовиться к урокам? («После уроков всем классом идем на реку. На коньки...»).

• Как произошло, что и на третий и четвертый день наш герой не смог уделить значительного внимания подготовке уроков?

• За что Толя получил замечание на уроке от Марии Федоровны? («Я не думал пустовать, надул только резинового чертика, который, если его выпустить из рук, плачет, будто грудной ребенок»).

• Почему же все-таки мечта Толи стать отличником не осуществилась?

2.2. «Последний школьный раздел».

2.2.1. Пересказ интересных эпизодов раздела с соответствующим комментарием.

2.2.2. Тема: изображение любви Толи к чтению книжек, благодаря которым он получил аттестат отличника и испортил себе зрение.

2.2.3. Идея: возвеличивание значимости книги как носителя человеческих знаний.

2.2.4. Основная мысль: книга поучает, развивает и воспитывает человека, делает умным, во всем осведомленным.

2.2.5. Композиция.

Экспозиция: прочитав почти все книги в школьной библиотеке, Толя записался в библиотеку Дворца культуры.

Завязка: Толя - любимый читатель и помощник Михаила Семеновича.

Кульминация: из-за чрезмерного чтения книг мальчик испортил себе зрение, поэтому возникла угроза не попасть на службу в армию.

Развязка: Толя выучил наизусть таблицу с буквами для проверки зрения, медкомиссия не выявила у Толи недостатков в состоянии здоровья.

2.2.6. Содержание раздела.

У каждого ученика свои увлечения: у Мишки - стрельба, у Калюжного - футбол; Ким собирал почтовые марки, у Василия - авиация, а у Толи - чтение книг.

Прочитав все книги в школьной библиотеке, мальчик записался в библиотеку Дворца культуры. В ней Толя подружился с Михаилом Семеновичем, который работал там. Библиотекарь посоветовал Толе поступать на библиотечный, однако Вторая мировая война не дала мальчику продолжить обучение.

Толя испортил зрение из-за того, что много читал. Возникла угроза не попасть в ряды армии. Чтобы обмануть медкомиссию, мальчик выучил всю таблицу с буквами для проверки зрения.

2.2.7. Беседа с вопросами.

• Почему Толя и Мишка решили проучить Калюжного? («Ходит - на нас и не глянет. И все, что только лежит на дороге, обязательно носком копнет. Я книжку как-то уронил, то он и ее запузырил под самый потолок»). Каким образом они ему отомстили? («Принесли в класс кирпичик, завернули в газету и положили недалеко от дверей: ... разогнался да и буц!.. Только кирпичина - не книжка, кирпичина лежит, как лежала, зато Калюжный схватился за ногу и пошел к парте»).

• В какой форме Толя писал письма Василию Гаврильченко? («Пишу больше стихами, так как прозой неинтересно, да и событий каких-то особых нет, а в стихах что-то да и придумаешь необыкновенное»).

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать