x x
menu

А. Чайковский «За сестрой». Главный герой произведения

Цель:          обрабатывая идейно-художественное содержание VІІ-ІХ разделов произведения, также обратить внимание на особенност и использования фольклорных мотивов и средств в повести; охарактеризовать образ главного героя произведения Павлуши Судака; развивать культуру связной речи, логическое мышление, внимание, наблюдательность, умение грамотно высказывать собственные мысли, чувства, впечатления; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство любви к родной земли, своей семьи, уважения к историческому прошлому, его выдающимся лицам и героям; прививать пунктуальность.

Тип урока:     усвоение знаний и формирование умений.

Оборудование: портрет А. Чайковского, библиотечка его произведений, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. III.   Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников. 

IV. Основное содержание урока. 

  •  
    •  
      •  
        •  
          •  
            • Добро не пропадает, а зло умирает. Народная пословица.
  • Какое это счастье дорогое - иметь свою родную сторону.
  • А. Твардовский.
  • Есть преступление, за  которое заслужить прощение невозможно: это измена Родине.
  • Г. Пуаст.

1. Характеристика образа Павлуши.

1.1. Ориентировочный план к образу.

1)   Павлуша - представитель знаменитого казацкого рода Судаков.

2)   Портрет и внешность пятнадцатилетнего юноши.

3)   Волевые качества: а) целеустремленность и настойчивость; б) мужество и выдержка; в) несокрушимость и твердость; г) готовность на самопожертвование; д) большая сила воли; е) ненависть к угнетателям украинского народа, предательству.

4)   Ум и сообразительность: а) владение оружием; б) применение знаний, полученных от деда Андрея и казаков.

5)   Чувственные черты: а) справедливость; б) верность; в) сердечность и доброта; г) гордость; д) сообразительность и изобретательность; е) любовь к сестре, семье, родному краю; е) умение реально оценивать ситуацию.

6)   Павлуша - отважный рыцарь и герой.

 

1.2.    Беседа с вопросами.

  • К какому роду принадлежал Павлуша? 
    • О чем свидетельствует то, что родители иногда хотели подвергнуть наказанию сына за его молодецкий порыв? 
    • Какое влияние имели рассказы деда Андрея на формирование мировоззрения, кругозора Павлуши? 
    • Почему на протяжении своей жизни Павлуша не раз упоминал поучения деда? 
    • Как мальчик относился к своей сестре? 
      • Каким образом пожар Спасовки, смерть деда и матери от рук татар повлияли на Павлушу? 
      • Какие впечатления остались у мальчика после пребывания среди казаков? Чему он от них научился? 
      • Чем объяснить то, что приказ отца и просьба брата не остановили поиски Павлом сестры? 
    • Каких страданий испытал мальчик, находясь в неволе?
      • С чем связано то, что Павлуша должен был стать мусульманином? Как он к этому отнесся? В чем проявилось мужество, изобретательность, выдержка мальчика, чтобы найти сестру?
      • Как бы вы повели себя, находясь на месте Павлуши - искателя родной сестры?
      • Из-за чего Павлуша с Анной постоянно старались как можно скорее вернуться домой, хотя у Девлет-Гирея им хорошо жилось?
    • Будут ли, на ваш взгляд, счастливыми брат и сестра?
      • Исследуйте, как именно автор произведения относится к своим героям. Наблюдения обоснуйте.

 

1.3. Игра «Свободный микрофон». Ученики сжато высказывают собственную мысль, отвечая на вопрос: «Можно ли Павлушу считать настоящим героем, казацким рыцарем? Почему?».

1.4. Цитатная характеристика.

 

  • «Дед Андрей считал своим долгом приучить Павлушу к рыцарскому ремеслу. Учил его ездить на коне, бросать копье и аркан, стрелять из ружья и из лука и орудовать саблей. Временами повествовал ему о Запорожье, о казаках, их обычаях и обо всех походах и приключениях из своей жизни».
  • «Павлуша мечтал о том, когда и он подрастет, станет знаменитым казаком».
  • «Кажется, не было ничего такого, чего бы Павлуша для Анны не сделал».
    • «Павлуша поднял вверх своего неприятеля и, как лишь этот отстал от земли, размахнул им и бросил на землю».
    • «Павлуша смотрел на то все напуганными глазами. Ему казалось, что это какой-то страшный сон, от которого нельзя проснуться».
    • «Его окутал страх. В его воображении татарва была такой, что ее никто не победит. Дедушка рассказывал ему, как казаки били татар, и вот он видел, как татарву ничего не сдержало, и дедушка, и много других сильных казаков полегли».

Непорадный: «Казаку стыдно плакать, вот что. Вырастешь - казаком станешь, тогда и устыдишься».

«У Павлуши забилось сердце, когда услышал сотников приказ. Он сегодня увидит то, что от дедушки столько слышал. Увидит, как казачество встретится с татарами, теми страшными чертями, которые этой ночью так свирепствовали в Спасовке».

«Воры, псы, черти! Вы дедушку убили, вы маму убили, вы сестру забрали! Вот тебе, вот тебе! - Теперь Павлуша пришел в себя. Он первый раз убил человека. Ему стало страшно, в глазах потемнело, и он упал в обморок. Его взял на руки Степан и стал оттирать».

И он представлял себе свою дорогую сестричку, как ее татарин ведет на веревке на базар. Как ее поганцы осматривают и трогают, а затем везут в далекую турецкую землю, прочь за море, и оттуда никогда ей не возвратиться». «Разве же, отец, так ее несчастную, оставим без помощи?». «Дедушкина наука пригодилась ему. “Вот это Большой Воз, а эта звезда над нами - это показывает север. Ну, напротив ее должен быть юг”».

Недоля: «Как юноша из этого выйдет целый, то знайте, что из него кошевой будет».

«Мальчик за эти два дня освоился со степью и татар теперь не боялся. У него же была сабля и два пистоля,- это не то, как он убегал со Спасовки. Теперь он уже между казаками бывал в походе и видел, как татар бьется».

«Продал ты меня, Бог тебя вероятно накажет. Они меня завезут в Крым, то, может, и сестру легче найду».

«Помогал татарам во всем и учил татарский язык. Он был смышленый, и татары не могли надивиться. Мальчик притворялся ко всему расположенным, искренним и выполнял все работы хорошо». «Нет, не приму! И моей христианской веры не отрекусь... Хоть повесьте. По что мне после в смоле гореть».

«Внизу, в челядной, выбили Павлушу так, что со спины аж кровь потекла. У мальчика бежали слезы из глаз, аж перекусал губы до крови, а ни разу не застонал».

«Помогите мне, Господи и святые Покрова, освободиться и казаком стать! Все эти шаласы я с дымом пущу и с землей сравняю». «Готовился к бегству медленно и умно. Он стал обкрадывать конюхов. У одного украл нож, у второго - сумку и продовольствия, у третьего - уздечку. Все то прятал ночью в дуплистое старое дерево. При этом был покорный, послушный, всем служил охотно, так что никто его не заподозрил».

 

 «Или убегу и возвращусь сюда с казаками и все те шатры попереворачиваю, или меня поймают и повесят. Дальше так жить не могу, а бедной Анны, наверное, не отыщу, пася табуны или выслуживаясь татарину в дворе».

«Павлуша уже имел опыт. Он знал, как поймать в реке рыбу, как застрелить из лука птицу, а еще знал, что такое Харциз и как его надо беречься».

«Он тоже казацкий ребенок и не хуже других. Как гибнуть, то гибнуть. Он пойдет смело на смерть с казацкой песней на устах... И он еще обругает всех татар и их Магомета».

«Я знаю, что у татар меньше наказывают, когда пленник сам вернулся по доброй воле».

teacher

Материал подготовлен с учителем высшей категории

Ильина Галина Сергеевна

Опыт работы учителем 36 лет

Популярные материалы

Рейтинг

0/0 icon

Вы можете оценить и написать отзыв

Делитесь проектом в соцсетях

Помоги проекту!

Есть сочинение? Пришли его нам и мы его опубликуем!

Прислать