Цель: обрабатывая идейно-художественное содержание VІІ-ІХ разделов произведения, также обратить внимание на особенност и использования фольклорных мотивов и средств в повести; охарактеризовать образ главного героя произведения Павлуши Судака; развивать культуру связной речи, логическое мышление, внимание, наблюдательность, умение грамотно высказывать собственные мысли, чувства, впечатления; формировать кругозор, мировоззрение; воспитывать чувство любви к родной земли, своей семьи, уважения к историческому прошлому, его выдающимся лицам и героям; прививать пунктуальность.
Тип урока: усвоение знаний и формирование умений.
Оборудование: портрет А. Чайковского, библиотечка его произведений, дидактический материал (тестовые задачи, карточки).
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
-
III. Объявление темы, цели урока. Мотивация учебной деятельности школьников.
IV. Основное содержание урока.
-
-
-
-
-
- Добро не пропадает, а зло умирает. Народная пословица.
- Какое это счастье дорогое - иметь свою родную сторону.
- А. Твардовский.
- Есть преступление, за которое заслужить прощение невозможно: это измена Родине.
- Г. Пуаст.
1. Характеристика образа Павлуши.
1.1. Ориентировочный план к образу.
1) Павлуша - представитель знаменитого казацкого рода Судаков.
2) Портрет и внешность пятнадцатилетнего юноши.
3) Волевые качества: а) целеустремленность и настойчивость; б) мужество и выдержка; в) несокрушимость и твердость; г) готовность на самопожертвование; д) большая сила воли; е) ненависть к угнетателям украинского народа, предательству.
4) Ум и сообразительность: а) владение оружием; б) применение знаний, полученных от деда Андрея и казаков.
5) Чувственные черты: а) справедливость; б) верность; в) сердечность и доброта; г) гордость; д) сообразительность и изобретательность; е) любовь к сестре, семье, родному краю; е) умение реально оценивать ситуацию.
6) Павлуша - отважный рыцарь и герой.
1.2. Беседа с вопросами.
- К какому роду принадлежал Павлуша?
- О чем свидетельствует то, что родители иногда хотели подвергнуть наказанию сына за его молодецкий порыв?
- Какое влияние имели рассказы деда Андрея на формирование мировоззрения, кругозора Павлуши?
- Почему на протяжении своей жизни Павлуша не раз упоминал поучения деда?
- Как мальчик относился к своей сестре?
- Каким образом пожар Спасовки, смерть деда и матери от рук татар повлияли на Павлушу?
- Какие впечатления остались у мальчика после пребывания среди казаков? Чему он от них научился?
- Чем объяснить то, что приказ отца и просьба брата не остановили поиски Павлом сестры?
- Каких страданий испытал мальчик, находясь в неволе?
- С чем связано то, что Павлуша должен был стать мусульманином? Как он к этому отнесся? В чем проявилось мужество, изобретательность, выдержка мальчика, чтобы найти сестру?
- Как бы вы повели себя, находясь на месте Павлуши - искателя родной сестры?
- Из-за чего Павлуша с Анной постоянно старались как можно скорее вернуться домой, хотя у Девлет-Гирея им хорошо жилось?
- Будут ли, на ваш взгляд, счастливыми брат и сестра?
- Исследуйте, как именно автор произведения относится к своим героям. Наблюдения обоснуйте.
1.3. Игра «Свободный микрофон». Ученики сжато высказывают собственную мысль, отвечая на вопрос: «Можно ли Павлушу считать настоящим героем, казацким рыцарем? Почему?».
1.4. Цитатная характеристика.
- «Дед Андрей считал своим долгом приучить Павлушу к рыцарскому ремеслу. Учил его ездить на коне, бросать копье и аркан, стрелять из ружья и из лука и орудовать саблей. Временами повествовал ему о Запорожье, о казаках, их обычаях и обо всех походах и приключениях из своей жизни».
- «Павлуша мечтал о том, когда и он подрастет, станет знаменитым казаком».
- «Кажется, не было ничего такого, чего бы Павлуша для Анны не сделал».
- «Павлуша поднял вверх своего неприятеля и, как лишь этот отстал от земли, размахнул им и бросил на землю».
- «Павлуша смотрел на то все напуганными глазами. Ему казалось, что это какой-то страшный сон, от которого нельзя проснуться».
- «Его окутал страх. В его воображении татарва была такой, что ее никто не победит. Дедушка рассказывал ему, как казаки били татар, и вот он видел, как татарву ничего не сдержало, и дедушка, и много других сильных казаков полегли».
Непорадный: «Казаку стыдно плакать, вот что. Вырастешь - казаком станешь, тогда и устыдишься».
«У Павлуши забилось сердце, когда услышал сотников приказ. Он сегодня увидит то, что от дедушки столько слышал. Увидит, как казачество встретится с татарами, теми страшными чертями, которые этой ночью так свирепствовали в Спасовке».
«Воры, псы, черти! Вы дедушку убили, вы маму убили, вы сестру забрали! Вот тебе, вот тебе! - Теперь Павлуша пришел в себя. Он первый раз убил человека. Ему стало страшно, в глазах потемнело, и он упал в обморок. Его взял на руки Степан и стал оттирать».
И он представлял себе свою дорогую сестричку, как ее татарин ведет на веревке на базар. Как ее поганцы осматривают и трогают, а затем везут в далекую турецкую землю, прочь за море, и оттуда никогда ей не возвратиться». «Разве же, отец, так ее несчастную, оставим без помощи?». «Дедушкина наука пригодилась ему. “Вот это Большой Воз, а эта звезда над нами - это показывает север. Ну, напротив ее должен быть юг”».
Недоля: «Как юноша из этого выйдет целый, то знайте, что из него кошевой будет».
«Мальчик за эти два дня освоился со степью и татар теперь не боялся. У него же была сабля и два пистоля,- это не то, как он убегал со Спасовки. Теперь он уже между казаками бывал в походе и видел, как татар бьется».
«Продал ты меня, Бог тебя вероятно накажет. Они меня завезут в Крым, то, может, и сестру легче найду».
«Помогал татарам во всем и учил татарский язык. Он был смышленый, и татары не могли надивиться. Мальчик притворялся ко всему расположенным, искренним и выполнял все работы хорошо». «Нет, не приму! И моей христианской веры не отрекусь... Хоть повесьте. По что мне после в смоле гореть».
«Внизу, в челядной, выбили Павлушу так, что со спины аж кровь потекла. У мальчика бежали слезы из глаз, аж перекусал губы до крови, а ни разу не застонал».
«Помогите мне, Господи и святые Покрова, освободиться и казаком стать! Все эти шаласы я с дымом пущу и с землей сравняю». «Готовился к бегству медленно и умно. Он стал обкрадывать конюхов. У одного украл нож, у второго - сумку и продовольствия, у третьего - уздечку. Все то прятал ночью в дуплистое старое дерево. При этом был покорный, послушный, всем служил охотно, так что никто его не заподозрил».
«Или убегу и возвращусь сюда с казаками и все те шатры попереворачиваю, или меня поймают и повесят. Дальше так жить не могу, а бедной Анны, наверное, не отыщу, пася табуны или выслуживаясь татарину в дворе».
«Павлуша уже имел опыт. Он знал, как поймать в реке рыбу, как застрелить из лука птицу, а еще знал, что такое Харциз и как его надо беречься».
«Он тоже казацкий ребенок и не хуже других. Как гибнуть, то гибнуть. Он пойдет смело на смерть с казацкой песней на устах... И он еще обругает всех татар и их Магомета».
«Я знаю, что у татар меньше наказывают, когда пленник сам вернулся по доброй воле».
Окончание сочинения: 1
2 3 4 5